Современные интерактивные педагогические технологии обучения на уроках английского языка. Технология «Ролевая игра».
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Существует несколько интерактивных педагогических технологий, реализуемых на уроках английского языка, например технология "ролевая игра"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные интерактивные педагогические технологии обучения на уроках английского языка. Технология «Ролевая игра».

Современные интерактивные педагогические технологии обучения на уроках английского языка. Технология «Ролевая игра».

«Педагогическая технология- более или менее жестко запрограммированный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели» (М.И. Махмут)
В настоящее время стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе принципиально нового качества обученности.
Иностранный язык обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать при организации обучения, а именно:

  • межпредметностью – содержанием речи могут сведения из различных областей знаний;
  • многоуровневостью – с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, с другой – умениями в четырех видах речевой речи;
  • полифункциональностью – иностранный язык может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знаний;
  • ситуативность – решение конкретных коммуникативных задач в условиях ситуативного иноязычного общения

На данном этапе главная цель обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенциит.е. в способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение в реальной языковой среде.Основной стратегией обучения становится личностно-ориентированный подход , ставящий личность ребенка, его возможности и способности, склонности и потребности в центр учебно-воспитательного процесса. Все это может быть реализовано на основе новых образовательных технологий.Современные интерактивные педагогические технологии (ИПТ) включают в себя: диалоговое общение, критическое мышление, умение решать проблемы, принимать решения, комплексное взаимодействие приобретенных ЗУН, формирование личностных качеств ребенка.Различные педагогические технологии помогают разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению мотивации к обучению.

Технология «Ролевая игра». Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. Для учителя же цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем. Поскольку ролевая игра строится на межличностных отношениях, она вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в нем на иностранном языке, т.е. выполняет мотивационно-побудительную функцию. Ролевую игру в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, она представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого. Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках английского языка: презентации, клубы по интересам, интервью, заочные путешествия, круглые столы, пресс-конференции, экскурсии, сказки, репортажи и т.д. Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи).

Что же такое ролевая игра ? В методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации. Ролевая игра – это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра , основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи предполагает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость её решения способствуют также развитию критического мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника.

          Исследователи разработали определенные правила ролевых игр, а именно :

- Учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни ;

- учащийся должен адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, в других – взять на себя воображаемую роль ;

- участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни, их поведение должно соответствовать их роли ;

- единицы иностранного языка должны быть использованы в целях коммуникации, а не для их закрепления

Технология ролевой игры состоит из следующих этапов:

        1. Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц.

        2. Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а также необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкций, правил. При необходимости учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительными разъяснениями. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.

        3.Этап проведения – процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли.

        4. Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т. е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации.

        Технологическую схему ролевой игры можно представить следующим образом:

Этап подготовки

 - разработка сценария;

 - составление плана;

 - общее описание игры;

 - характерные особенности действующих лиц

Этап объяснения

 - ориентация участников;

 - определение режима работы;

 - формулировка главной цели;

 - постановка проблемы;

 - выбор ситуации;

 - работа с пакетом документов;

 - психологическая подготовка участников

Этап проведения

 - процесс игры

Этап анализа и обобщения

 - вывод из игры;

 - анализ, рефлексия;

 - оценка и самооценка работы;

 - выводы и обобщения;

 - рекомендации

        

        Многие исследователи считают, что интервью – одна из самых простых форм проведения ролевой игры. В качестве основы для интервью может быть использован любой материал на иностранном языке.

        Один участник игры исполняет воображаемую роль, предварительно придумав «историю». Второй участник готовит интересные вопросы, которые затем задает в интервью.

        Предлагается записывать интервью на видеомагнитофон для дальнейшего анализа ролевой игры с точки зрения успешности общения.

           В зависимости от цели занятия и уровня подготовленности учащихся ролевые игры могут проводиться в парах, в подгруппах и в целой группе. Ролевая игра в парах – самый простой вид ролевых игр. Здесь можно использовать анкеты, которые учащиеся должны заполнить, задавая друг другу вопросы. Ролевые игры в подгруппах могут проводиться по-разному. Некоторые авторы считают, что все подгруппы должны играть одновременно, а преподаватель контролировать их работу, переходя от одной группы к другой. Но есть и такой вариант : когда подгруппы играют по очереди : одна подгруппа играет, а остальные слушают и оценивают с тем, чтобы принять участие в дальнейшем обсуждении.

 Заслушивают внимания и так называемые «ролевые карты». Каждый участник получает карточку, одна её сторона одинакова для всех, она содержит информацию о ролевой ситуации, о проблеме, которую надо решить. На обратной стороне – информация о данном действующем лице, указывается возможная линия его поведения.

Итак, ролевая игра – это обучение в действии, повышающее качество обучения; помогает учащимся совершенствовать речевые умения и навыки в диалогической речи мотивирующий фактор, так как она (игра) вызывает интерес учащихся.

Интернет-ресурсы

http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4416

http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/02/12/rolevaya-igra-na-urokakh-inostrannogo-yazyka

http://www.metod-kopilka.ru/statya-na-temu-rolevaya-igra-na-urokah-angliyskogo-yazika-59819.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные интерактивные педагогические технологии обучения на уроках английского языка

Данная презентация показывает взаимосвязь современных задач образования и интерактивных методов работы на уроках иностранного языка...

Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение

Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение...

Статья "Интерактивные технологии обучения на уроках английского языка"

Актуальность использования интерактивных технологийсостоит в том, что в последние годы в образовательном процессе широкое распространение получили активные методы обучения, основанные на механизме инт...

Современные технологии обучения на уроках английского языка

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что идет процесс введения новых образовательных стандартов, и важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «ун...

Современные интерактивные педагогические технологии обучения на уроках английского языка

Современные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудиро...