Статья Беловой Н.А. "Прием дебатирования на уроках английского языка и педагогическая технология сотрудничества"
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Белова Надежда Алексеевна

Иностранный язык - это только средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество. Поэтому из числа способов овладения иностранным языком предпочтение отдается тем, которые обладают развивающим потенциалом: будят мысль, оттачивают средства ее выражения, обогащают чувства, образные представления, совершенствуют общую культуру общения и социального поведения в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx10.98 КБ

Предварительный просмотр:

Прием дебатирования на уроках английского языка и педагогическая технология сотрудничества

Каждый учащийся в отдельности, все наше государство в целом заинтересованы сегодня в практическом владении иностранным языком, обеспечивающем выход на мировой рынок, приобщение к мировой культуре. Поэтому в качестве приоритетной цели выступает коммуникативная компетенция. В то же время иностранный язык - это только средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество. Поэтому из числа способов овладения иностранным языком предпочтение отдается тем, которые обладают развивающим потенциалом: будят мысль, оттачивают средства ее выражения, обогащают чувства, образные представления, совершенствуют общую культуру общения и социального поведения в целом.

Это значит, что сообщение готовых знаний, зазубривание, воспроизведение чужих мыслей не могут быть ведущими формами обучения в сегодняшней школе.

Недостаток учебного времени, отсутствие осознания учащимися своих речевых возможностей, «задалбливание» лексикограмматических навыков приводит к таким недостаткам монологической идеологической речи как использование однотипных грамматических конструкций и употребление однообразной лексики, лишенной лексической и грамматической вариативности.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Иными словами, на уроке большую часть времени должны практиковаться учащиеся, а не учитель.

К методам и соответственно к технологиям личностноориентированного подхода в обучении ИЯ относятся обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение, отражающее специфику дифференциации обучения.

Данными технологиями не исчерпывается понятие личностно- ориентированного подхода, но они достаточно органично могут быть адаптированы к классно-урочной системе занятий в нашей школе.

Существует много определений педагогической технологии.

Будем рассматривать технологии как совокупность приемов, позволяющих в определенной их последовательности (диктуемой логикой познавательной деятельности и особенностями используемого метода) реализовать данный метод на практике.

Технология обучения в сотрудничестве позволяет эффективно достигать требуемых результатов и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика.

Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Целесообразность обращения к методике сотрудничества заключается в том что учитель ИЯ обучает детей способом речевой деятельности, а, следовательно, коммуникативная компетенция - одна из основных целей обучения ИЯ. Она может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня. Однако целью обучения является не система языка, а иноязычная речевая деятельность. Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки, необходима активная устная практика каждого ученика в группе. Недостаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнениями. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, с тем чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции- формирования и формулирования мыслей.

Смысл этой технологии заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

Чтобы решить поставленную перед группой проблему учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым относятся умение работать с информацией, вести ее поиск, анализировать, делать обобщения и выводы, умение работать со справочным материалом. К творческим умениям относятся умение генерировать идеи, умение находить разнообразные варианты решения проблемы, умение прогнозировать последствия решений. К коммуникативным умениям относятся умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль.

Технология сотрудничества позволяет превратить урок в дискуссионный исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом их возраста и языковой компетенции.

При объединении ребят в небольшие группы и постановке для них одной общей задачи, возникает ситуация, при которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Практика показывает, что учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

  •  Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости и разной степени обученности. Обязательное требование- активное участие каждого члена группы в общей работе, но в соответствии со своими возможностями.
  •  Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.
  •  Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. При этом можно предоставить ребятам самим оценивать результаты, (особенно промежуточные) своего труда.
  •  Учитель обычно сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за результаты совместной работы. Если слабый ученик может

справиться с таким заданием и ответить на вопросы других групп,

значит цель достигнута и группа справилась с заданием.

  •  Общение в малых группах ведется на ИЯ. Как показывает практика, это- самое трудновыполнимое условие, но при достаточно пристальном внимании со стороны учителя (отказ засчитывать результаты, если обсуждение велось родном языке ) это требование выполняется сначала с трудом, а потом и с видимым удовольствием.

В процессе работы учащиеся общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая друг другу вопросы. Предполагается, что вся необходимая лексика по теме усвоена на предыдущих уроках, поэтому всё время отводится чисто речевой практике, коммуникативной деятельности. Таким образом, для использования технологии сотрудничества

требуется значительная подготовка, которая используется в целостной системе обучения. Она должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с другими видами учебной деятельности.

Таким образом, очевидна польза применения на уроках ИЯ технологии сотрудничества.

Один из вариантов обучения в сотрудничестве - командноигровая работа(Team-games tournament).

Как вариант этой технологии автор данной работы предлагает использовать уроки-дебаты(Debates) или фрагменты уроков с элементами дебатирования.

Как известно, прием дебатирования как один из способов погружения в язык, достаточно широко примеряется на уроках ИЯ. Он позволяет обратиться к изучению речевого этикета, правилам речевого поведения, которые связаны с установившимися в каждом обществе законами ситуативного применения языковых единиц.

Новизну и живость урокам-дебатам может, как кажется автору, придать работа в группах, а не традиционное высказывание каждым учащимся в отдельности своей точки зрения. Работа в группах придает уроку игровой момент, вносит дух соревновательности и здорового соперничества, что побуждает даже робких или недостаточно подготовленных учащихся принимать живое участие в обсуждении поставленной проблемы.

Следует отметить, что применение предлагаемой методики требует

предварительной систематической подготовки учащихся.

Можно предложить следующие этапы работы:

  1. С ранних этапов обучения вводим и постоянно используем лексику, позволяющую вести дискуссию на английском языке. При этом можно использовать различные учебные пособия в зависимости от возраста и подготовленности учащихся, например:
  • English III, IV, V, VI - азовый курс (Верещагина И. Н., Афанасьева О. В., Михеева И, В );
  • Серафимова М. А. И др., Conversational Formulas, Л., 1974;
  • Streetwise Intermediate by Rob Nolasco, Oxford University Press, 1996;
  • First Certificate Pass Key by Nick Kenny, Heinemann,  1996

Необходимо добиться свободного владения учащимися разговорными клише для выражения своего мнения.

Полезно тренировать употребление так называемых Link Words - слов-связок, делающих речь более связной и логичной:

Очень важно знание учащимися разговорных формул, помогающих закончить выступление, подвести итог сказанному:

  1.  Обучаем приемам написания проблемной статьи и выступления по какому-либо вопросу. В указанных выше учебниках Streetwise и Pass Key можно найти простые, но действенные советы как это делать Добиваемся совмещения п.п. 1 и 2, т.е. того, чтобы в грамотно построенном выступлении учащиеся использовали изученные разговорные клише и слова-связки.
  2.  Выбираем тему дебатов, о чем подробнее будет сказано ниже.
  3.  Делим учащихся на группы, исходя из вышеописанных принципов организации группы при применении технологии сотрудничества.
  4.  Решаем, какая из групп будет приводить аргументы за, а какая - против той или иной точки зрения. Можно это сделать формально, например, распределением по жребию. Это бывает полезно и с педагогической точки зрения. Имея задание отстаивать идею, которую учащиеся не разделяют, они имеют возможность убедиться в том, что не бывает однозначной правоты и неправоты, существуют оттенки черного и белого и, неожиданно для себя приходят к выводу, что часто форма высказывания сильно влияет на его убедительность.

Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого не только для выполнения общего задания, но и для организации согласованной, успешной работы всей группы: отслеживания активности каждого члена группы в решении общей задачи, культуры общения внутри группы, фиксации промежуточных и итоговых результатов, их корректировки и т. п. Таким образом, группа имеет двойную задачу: с одной стороны академическую - достижение познавательной, творческой цели, а с другой, социальную - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения.

Выбор темы для дебатов в значительной степени зависит от цели урока.

Общие требования к теме:

  •  Неоднозначность, что может позволить приводить аргументы за и

против.

  •  Соответствие изученной лексике, что позволит снять дополнительные трудности при дискутировании.
  •  Соответствие темы интересам учащихся данного возраста. Тему могут предложить и сами ребята.

Уроки-дебаты (или их фрагменты) можно проводить для достижения самых различных целей урока - закрепление ранее изученной лексики или какой-либо грамматической конструкции, обобщение ранее пройденного страноведческого материала, изучение разговорной лексики, обучение умению ясно и последовательно излагать свои мысли и т.п.

Основные идеи, присущие всем вариантам обучения в сотрудничестве (общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные шансы на успех), дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика. Учитель приобретает роль - организатора самостоятельной учебнопознавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по английскому языку с использованием технологии сотрудничества

Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто тр...

Урок английского языка через призму технологии сотрудничества

Статья о современном уроке английского языка...

"Моделирование урока английского языка с использованием технологий проектной деятельности, как формы сотрудничества"

Конспект урока английского языка (8 класс) с использованием технологий проектной деятельности, как формы сотрудничества....

Урок английского языка с применением технологии Обучение в сотрудничестве

Данный урок разработан для 5 класса общеобразовательной школы....

Конспект урока английского языка с использованием технологии сотрудничества, 5 класс

Конспект урока английского языка с использованием технологии сотрудничества...

Презентация "Организация групповой работы на уроках английского языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве"

В презентации представлен алгоритм действий учителя при организация групповой работы учащихся на уроках английского языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве...