Использование художественной литературы на уроках английского языка
статья по английскому языку (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Чернышова Татьяна Сергеевна

В данной статье раскрываются те аспекты, развитию которых способствует использование аутентичной литературы на уроках английского языка. Также освещаются основные этапы работы с художественными произведениями на изучаемом языке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование художественной литературы на уроках английского языка.

Ни для кого не секрет, что одним из самых действенных средств развить собственную речь на родном или иностранном языке является чтение художественной литературы. Использование художественной литературы  в процессе изучения иностранного языка в школе имеет ряд очевидных преимуществ. Это способствует расширению словарного запаса учащихся. Введение новой лексики происходит в контексте, благодаря чему легче усваивается сочетаемость различных слов, в большей степени осознаются непереводимые оттенки смыслов. Также происходит закрепление грамматических явлений изучаемого языка на конкретных примерах, предложенных контекстом. В значительной степени чтение литературы на изучаемом языке влияет на воспитание интереса и любви к изучаемому языку, а также создает благоприятные условия для расширение кругозора учащихся и реализации образовательных целей в процессе знакомства с высокохудожественными произведениями. Также, хотелось бы отметить в этом процессе осуществление интеграции компонентов программы по курсу «Русский язык и литература», поскольку в течении подобных уроков происходит  введение и закрепление основных категорий анализа художественного текста. Чтение аутентичной литературы развивает  у учащихся следующие умения и навыки:

  1. Речевые навыки в процессе обсуждения художественных произведений, умения высказывать и аргументировать свою точку зрения;
  2. Основы критического мышления при осуществлении художественного анализа изучаемых произведений;
  3. Умения использовать стратегии чтения с извлечением  основной информации, полной информации  при прочтение текста с последующей интерпретацией его содержания на аутентичных текстах;
  4. Умения выразительного чтения художественной прозы в соответствии с интонационными и фонетическими нормами изучаемого языка;
  5. Родную речь при осуществлении перевода аутентичных текстов или их фрагментов.

Работа с художественными произведениями включает в себя несколько этапов.

  1. Выбор произведения. Учитывается уровень подготовки учащихся (их словарный запас, готовность воспринимать аутентичные сложные грамматические конструкции и т.д.). Интересы учащихся (в процессе обсуждения соответствующих тем выявляются жанровые предпочтения учащихся, склонность к тем или иным сюжетам в литературе, предпочтения литературы «действия» или литературы «размышления».
  2. Задание на дом прочитать и перевести произведение (или отрывок).
  3. Начальным этапом урока может быть просьба учителя описать свое общее впечатление от произведения (I like it, dislike because… I find it boring, interesting etc.) и попытаться объяснить свои мысли, чувства и ощущения от прочитанного (объекты впечатлений – сюжет, герои, язык автора).
  4. Учащиеся читают текст вслух, переводя на литературный родной язык избранные (учителем) или вызывающие трудности для перевода отрывки.
  5. Осуществляется  работа с лексикой текста (определений дефиниций слов или словосочетаний, уточнение значений, перефразирование и т.д.)
  6. Учащиеся отвечают на вопросы учителя по содержанию текста, и, затем, на вопросы по аналитическому разбору текста и его художественных средств.
  7. Учащиеся в классе или в качестве домашнего задания пишут характеристики главных героев.  
  8. Заключительным этапом работы с художественным текстом является написание сочинения на свободную или заданную учителем тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественного текста в обучении английскому языку в начальной школе

Чтение художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитич...

Использование произведений английской и американской детской литературы на уроках английского языка

С позиций современных подходов, обучение иностранному языку рассматривается как процесс включения в иноязычную культуру, в ситстему мировоззрения и мирововсприятия другого народа, в многообразие культ...

Использование художественной литературы на уроках истории .

     Художественная литература является важнейшим средством познания общественно- исторических явлений, а также способствует развитию у учащихся образного мышления, умения анализ...

Использование художественной литературы на уроках истории – одна из форм развития познавательных интересов учащихся.

Работа раскрывает различные способы и щирокие  возможности использования художественной литературы на уроках истории...

Необходимость использования научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в средней и старшей школе

Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время найти такой матери...