Прагматонимы как эффективное средство развития навыков чтения на начальном этапе обучения английскому языку
методическая разработка по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

 

Чтение обогащает человека, позволяет ему глубже познавать окружающий мир. Чтение имеет и огромное воспитательное значение. Приобщаясь к культурному наследию прошлого, человек  обогащается не только духовно, но и нравственно. Чтение, таким образом, представляет собой одно из важнейших средств человеческого общения и человеческой культуры.

В наше время интенсивного развития науки и техники, все возрастающего обмена информацией между различными странами большое место в жизни человека начинает занимать чтение на иностранном языке. Для многих людей, изучающих иностранный язык, чтение является главным видом общения на этом языке. Оно положительно влияет на становление и совершенствование других речевых умений. Именно поэтому чтению как объекту обучения отводится главное место в большей части курсов иностранного языка зарубежных учебных заведений разных типов.

Учебная программа по иностранному языку для начальной школы предусматривает 2 часа в неделю на изучение английского языка.

За год работы в сельской малокомплектной школе я обратил внимание на то, что дети, в основном, делают ошибки при произношении следующих букв и буквосочетаний: oo, ar, er, th, ou, -ed, eau, ie, g, a, ay, s, ee, ai, o, r, ow, sh, i, v, ear, kn, ir, wr.

Из этого следует, что дети не усвоили правила чтения открытого слога, гласных букв в ударном слоге перед конечной буквой r или перед r + согласная, гласных и согласных диграфов, и правило чтения непроизносимых согласных. Поэтому нам предстоит дальнейшая работа по закреплению этих правил чтения.Чтение обогащает человека, позволяет ему глубже познавать окружающий мир.

Чтение имеет и огромное воспитательное значение. Приобщаясь к культурному наследию прошлого, человек  обогащается не только духовно, но и нравственно. Чтение, таким образом, представляет собой одно из важнейших средств человеческого общения и человеческой культуры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прагматонимы как эффективное средство развития навыков чтения на начальном этапе обучения английскому языку

Чтение обогащает человека, позволяет ему глубже познавать окружающий мир. Чтение имеет и огромное воспитательное значение. Приобщаясь к культурному наследию прошлого, человек  обогащается не только духовно, но и нравственно. Чтение, таким образом, представляет собой одно из важнейших средств человеческого общения и человеческой культуры.

В наше время интенсивного развития науки и техники, все возрастающего обмена информацией между различными странами большое место в жизни человека начинает занимать чтение на иностранном языке. Для многих людей, изучающих иностранный язык, чтение является главным видом общения на этом языке. Оно положительно влияет на становление и совершенствование других речевых умений. Именно поэтому чтению как объекту обучения отводится главное место в большей части курсов иностранного языка зарубежных учебных заведений разных типов.

Учебная программа по иностранному языку для начальной школы предусматривает 2 часа в неделю на изучение английского языка.

За год работы в сельской малокомплектной школе я обратил внимание на то, что дети, в основном, делают ошибки при произношении следующих букв и буквосочетаний: oo, ar, er, th, ou, -ed, eau, ie, g, a, ay, s, ee, ai, o, r, ow, sh, i, v, ear, kn, ir, wr.

Из этого следует, что дети не усвоили правила чтения открытого слога, гласных букв в ударном слоге перед конечной буквой r или перед r + согласная, гласных и согласных диграфов, и правило чтения непроизносимых согласных. Поэтому нам предстоит дальнейшая работа по закреплению этих правил чтения.

Для того, чтобы повысить мотивацию к чтению мы использовали прагматонимы в качестве эффективного средства обучения чтению. Любой знак или любое сочетание знаков, с помощью которых можно отличить товары или услуги одного предприятия или физического лица от товаров и услуг других предприятий и лиц может служить вербальным товарным знаком. Для обозначения понятия «вербальный товарный знак» нами используется лингвистический термин – прагматоним.  Прагматонимы мы часто можем встретить в текстах различных реклам. Важнейшую роль в этом процессе играет вербальная составляющая рекламного послания. И мы хотим осветить в своей работе некоторые пути работы с прагматонимами как одним из эффективных средств в обучении чтению.

Использованные прагматонимы были отобраны в соответствии с интересами учащихся. В основном в них входили: названия шоколадов, названия фирм одежды и названия фирм косметик.  

Перед тем, как начать работу с прагматонимами мы классифицировали отобранные прагматонимы по типам слогов ( I тип слога – открытый; II тип слога – закрытый; III тип слога – гласная + конечная r /+ согласная /; IV тип слога – гласная + ).

Правило чтения гласных букв прагматонимов в открытом типе слога

Буквы

a

o

e

i

u

Тип чтения I (отрытый)

[ei]

Avon

Saveguard

Colgate

Gohnson’s baby

[əu]

Only

Alpen Gold

Snow image

Sunny Gold

[i:]

Pantene

[ai]

Nike

[ju:]

Puma

Буквосочетания ее, ea в большинстве случаев читаются как [i:], например: Reebok [‘ri:bɒk], Lipton Tea [‘liptɒn,ti:], Green Tea [‘gri:n,ti:].

Буквосочетания ai, ay читаются как [ei], например: Amway [æm’wei], Milky way [‘milki,wei], Camay [kʌ’mei], Mary Kay [‘Mæri,kei].

Правила чтения ударных гласных букв прагматонимов в закрытом типе слога (II тип слога)

Закрытым слогом считается такой слог, который заканчивается на один или два согласных звука. В таких слогах ударная гласная буква читается как краткий гласный звук.

Буквы

A

o

E

i/y

u

Тип чтения II

[æ]

Savage

Mary Kay

Head and shoulders

Nescafe

[ɒ]

Reebok

Benetton

Avon

Tom Flare

Gohnson’s baby

Timotei

Lipton Tea

[e]

Benetton

Next

Alpen Gold

Princess Nuri

Nestle

Blend-a-med

Maxwellhouse

Nescafe

[i]

Adidas

Sisley

Oriflame

Erich Krause

Faberlic

Miss Sixth

Incity

Only

Snickers

Twix

Milky way

Bounty

Princess Nuri

Snow image

Glister

Mary Kay

Sunsilk

Timotei

Lipton Tea

[ʌ]

Nuts

Sunsilk

Fruit and nut

Sunny Gold

III тип чтения гласных букв прагматонимов в ударном слоге (гласная + конечная r /+ согласная/)

Буквы

а

е

Третий тип слога

[a:]

[ɜ:]

Mars

Saveguard

Faberlic

Snickers

Glister

Head and shoulders

Буква r после гласной не читается, но она придает этой гласной иное звучание, чем то, которое эта гласная имеет в ударных слогах, читающихся по первому и второму типам чтения. Правила чтения гласных букв в ударном слоге перед конечной буквой r или перед r + согласная объединяются в так называемый третий тип чтения. Так, гласная а перед конечной согласной r (или r + согласная) читается как звук [a:], буква о – как звук[ɔ:], буквы е, i, y, u – как звук[ɜ:].

Буква а + ll /lk /l + согласная читается как [ɔ:], например: Alpen Gold [‘ɔ:pen ,gəuld] (буква l не читается).

 Буква а + sk /sp /st /ft /th /lm /lf /n + согласная читается как [a:], например: Ask, Palmolive (буква l не читается).  

IV тип чтения гласных букв прагматонимов под ударением

Буква

а

er и or в конце слова

IV тип чтения

[ɛə]

Tom Flare

[ə]

Glister

Kinder chocolate

Сочетания типа гласная + ˂re˃ объединяют в IV тип чтения. По этому типу гласные имеют следующее чтение: а) буква а читается как дифтонг [ɛə] care [kɛə], fare [fɛə]; b) буква е читается как дифтонг [iə], например: mere [iə], here [iə]; исключения: there [ɛə], where[ɛə]. с) буквы i и y читаются как звук [aiə], например: fire [faiə], tyre [taiə]; d) буква o читается как звук [ɔ:], наример: tore [tɔ:], more [mɔ:]; е) буква u читается как звукосочетание [juə], например: during [‘djuəring].[13, 206]

Чтение гласных диграфов в прагматонимах

В английском языке имеется ряд диграфов, то есть буквосочетаний, состоящих из двух гласных, но передающих один звук. В отличие от одинарных гласных диграфы не изменяют своего звучания в безударном положении. Например, диграф ‘eu’ в слове ‘neutral’ представляет тот же самый звук, что и в слове ‘neutrality’.

Диграфы встречаются реже, чем одинарные гласные. Наличие некоторых общих черт позволяет выделить три группы диграфов.

В первой группе – произносится только первая буква диграфа, которая имеет алфавитное чтение. Например: еа – mean [mi:n].

Ко второй группе относятся диграфы, произносимые как монофтонги и дифтонги. Звуковое обозначение диграфа не соответствует чтению входящих в его состав букв. Например: оо – [u:] food.

Третья группа – это сочетание гласной буквы с “w” или “y”, которое соответствует определенному гласному звуку. Например: aw – [ɔ:] jaw.

Большинство гласных диграфов имеют несколько вариантов чтения, которые различаются по частотности употребления. Наиболее частотные чтения диграфа мы будем указывать первыми.

Сочетание гласных не всегда является диграфом. Иногда это может быть свободным буквосочетанием, образующим два слога, в этом случае первая гласная читается по правилу открытого слога, а вторая образует безударный слог. Например: trial [‘traiəl], duel [‘dju:əl].

Первая группа диграфов в прагматонимах

Диграф

Как произносится

ea

[i:] Gloria Jeans, Green Tea, Lipton Tea; [e] перед ‘d’ Head and shoulders.

ee

[i:] Green Tea, Reebok.

ei

[i:] Timotei.

ou

[əu] Head and shoulders; [au] Bounty, Maxwell house.

ui

[u:] fruit and nut.

Вторая группа диграфов в прагматонимах

Чтение диграфа не соответствует чтению входящих в него букв.

Диграф читается как дифтонг или монофтонг.

Диграф

Как произносится

au

[ɔ:]Erich Krause; [a:] Schauma

Третья группа диграфов в прагматонимах

Сочетание букв, состоящее из гласной и w или у. Диграф читается как дифтонг или монофтонг.

ay

[ei] Amway, Milky way, Camay, Mary Kaytoday.

ey

[i] Sisley (в безударном положении)

ow

[əu] Snow image.

Чтение согласных диграфов в прагматонимах

Согласные диграфы – это сочетание двух букв, которые читаются как один согласный звук. Некоторые диграфы имеют более чем одно прочтение.

Буквы

Чтение

Положение в слове

Прагматонимы

sh

[ʃ]

Любое.

Head and shoulders

ch

[tʃ]

[k]

[ʃ]

В исконных словах. В словах латинского и греческого происхождения. В словах французского происхождения.

Kinder chocolate

Erich Krause

Schauma

ck

[k]

Любое.

snickers

ng

[ŋ]

В конце и середине слов.

Jolly Pong

  th

[Ѳ]

В начале знаменательных слов и в конце слов.

Miss Sixth

Правила чтения непроизносимых согласных в прагматонимах

Запомните следующие буквы (так называемые «немые согласные»), которые являются обязательными при написании, но не произносятся при чтении.

Буква

Прагматонимы

h

Johnson’s baby

l

Palmolive  

r

Faberlic, Snickers, Mars, Tom Flare, Glister, Saveguard.

t

Nestle, Taft.

Итак, с помощью данных прагматонимов мы дополнили методы и приемы обучению чтению. Также в процессе обучения чтению на основе применения прагматонимов немаловажную роль сыграли английские надписи, которые встречались на упаковках продуктов, обертках шоколадов, этикетках одежд, бытовых предметах, школьных принадлежностях и на косметиках.

Существуют два основных, противоположных в своей основе метода обучению чтению: фонетический метод и метод целых слов.

Фонетический подход основан на алфавитном принципе. В основе его лежит обучение произношению букв и звуков (фонетике), а когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит к слогам, а потом и к целым словам.

Метод целых слов. Здесь детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После того как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются.

При обучению чтению мы используем фонетический метод. Не может быть одной универсальной методики обучения чтению на любом языке. Но общим может быть подход: начинать обучение с понимания букв и звуков, с фонетики. Этот принцип действует практически в любом языке.

На начальной ступени обучения чтению школьников учат звуко- буквенным соотношениям, осознанию слов и словосочетаний, умению понимать в основном такие тексты, которые не только по своему материалу, но и по содержанию являются фактическим повторением того, что уже было проработано в устной речи. Такой относительно еще не высокий уровень чтения на начальной стадии обучения объясняется, с одной стороны, крайне ограниченным языковым материалом, который не дает возможности для чтения фабульных или описательных текстов, содержащих новую информацию; а с другой, еще сравнительно низкими умениями и навыками в чтении учащихся данной ступени обучения.

Учащиеся начальных классов отличаются еще и тем, что имеют слабый, тихий, невыразительный голос. Выразительность чтения предполагает выработку у учащихся определенных навыков, связанных с произносительной культурой речи. Это тон, сила и тембр голоса, ритм, темп речи, логическое ударение.

В ходе урока использую следующие приемы для обучению чтению:

  1. Чтение за учителем, при котором четко проговаривается каждый звук;
  2. Ролевое чтение, при котором развивается интонационная выразительность и коммуникативные способности учащихся;

Ребенку фонетику знать необходимо, но это не значит, что ребенок должен зубрить скучные правила и отличать качественную редукцию от количественной. Главное, что необходимо поддерживать - это интерес к учебе.

Нужно сделать так, чтобы у ребенка получалось, чтобы его успехи были очевидны. Например, чтобы дети могли зрительно воспринять и в то же время соотнести воспринимаемое слово прямо с означаемым предметом, мы применяли форму игровых ситуаций с помощью надписей на школьных принадлежностях. Для этого мы сделали красочные таблички с названиями школьных принадлежностей, несмотря на то, что эти надписи были написаны и на самих школьных принадлежностях. Познакомив детей с названиями школьных принадлежностей, мы дали установку на произвольное запоминание: «Посмотрите на слова! Сейчас я уберу таблички, и вы будете читать!». Далее таблички отделили от предметов и предложили детям прочитать, что на них написано. После того как дети научились зрительно различать название школьных принадлежностей, на одном из данных слов мы провели звуко -буквенный анализ. При этом из данного слова вычленялись буквы. Буквы предъявлялись на карточках в различном порядке. Дети называли их, затем с помощью карточек они составляли данное слово. Так мы применили аналитический и синтетические подходы к обучению чтению: от целого слова к составляющим его буквам, и от букв возвращались к словам. При таком подходе ребенок вскоре начинает узнавать знакомые надписи. Затем можно играть в "угадайку" с теми же самыми словами - и ребенок почувствует уверенность в своих силах. Только на фоне положительных эмоций дальнейшее обучение будет эффективным.

Для повышения техники чтения мы применяли следующий способ – ученики на каждом уроке читали надписи на бытовых предметах и переводили их. Стимулом служило метод соревнования: дети закрашивали кирпичики строящегося замка. За одно прочитанное слово – один кирпичик. Хорош этот прием тем, что дети не только быстро набирают темп чтения, но и понимают значение данного слова (учатся работать со словарем). Только после того как ученик перевел прочитанное, он имеет право раскрасить один кирпичик. В конце опытно-экспериментальной работы, построившие больше всех замков, получили призы. Учащимся очень понравилось играть в такую серьезную игру. Даже самые пассивные дети становятся активными.

Также использую карточки со следующими заданиями:

  1. За 1 минуту надо было обвести в кружок заданную букву в прагматонимах (ученикам раздаются обертки шоколадок и упаковки продуктов Snickers, Milky way, Alpen Gold, Maxwell house, Café Pele, Fruit and nut, Sunny gold, Lipton Tea).
  2. Прочти и запомни слова на упаковках (30 секунд).
  3. Игра «Третий лишний». Давали упаковку косметики со следующими надписями: Sun, Moon, Cool Girl; Nuts, Milky, Bounty.
  4. Найдите буквы на упаковках продуктов слова с данными звуками [a], [o], [I:], [b] и т.д., затем прочитайте вслух, по очереди. (каждому ученику раздавались упаковки продуктов);
  5. Прочитай прагматонимы и переведи;
  6. Прочитай инструкцию на упаковках и объясни, что нужно сделать;

Можно сделать вывод, что активное включение прагматонимов как средство обучения чтению в учебный процесс способствует развитию навыков чтения на английском языке и стимулирует у учащихся интерес к изучению иностранного языка (английского).

Исходя из темы статьи, можно сформулировать следующее:

  1. При методике использования прагматонимов повышается интерес к изучению иностранного языка у младших школьников;
  2. При таком виде работы задействованы все виды памяти: зрительная, слуховая, смысловая (словесная), ученики читают, затем воспроизводят прочитанное зрительно запоминают , то есть образно;
  3. На наш взгляд, прагматонимы являются эффективным средством обучения чтению учащихся начальных классов.

Литература:

  1. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранного языка: учеб.пособие для вузов. 4-е изд. – Минск, 2006 – 423 с.
  2. Гусаров Л.А. Формирование умения читать// Иностранные языки в школе, 2009 - №7, 156 с.
  3. Дубовский Ю.А. Основы английской фонетики: учеб.пособие / Ю.А.Дубовский, Б.Б.Докуто, Л.Н.Переяшкин. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 344 с.
  4. Крюкова И.В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности: монография. – Волгоград: Перемена, 2004 – 288 с.
  5. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английского языка на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 2000 – 232 с.
  6. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке. М: Высшая школа, 1987 г. 504 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование и развитие навыков и умений чтения, как одного из видов речевой деятельности, на начальном этапе обучения английскому языку"

Теоретический материал по теме обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе....

Формирование лексического навыка на начальном этапе обучения английскому языку

Формирование лексического навыка на начальном этапе обучения английскому языку...

Методические рекомендации по формированию навыков и умений чтения на начальном этапе обучения иностранному языку

Чтение является одним из эффективных способов формирования интереса к изучению иностранного языка и одним из основных аспектов в изучении иностранного языка и представляет собой одно из важнейших сред...

Особенности формирования техник чтения на начальном этапе обучения английскому языку

Один из наиболее подходящих путей улучшения качества обучения иностранному языку в начальной школе является разработка таких учебных материалов, которые соответствуют возрастным особенностям и познава...

Рифмовки как способ овладения и совершенствования фонетическими умениями и навыками на начальном этапе обучения английскому языку

Из опыта работы, выступление на методическом совете  с информацией об эффективности использования рифмовок на уроках английского языка...