ФГОС: Развитие социокультурных умений учащихся (социокультурной осведомлённости) через участие в конкурсах эссе на английском языке.
опыты и эксперименты по английскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Смирнова Ирина Рафаиловна

Рассматривая перечень коммуникативных умений по предмету «Иностранный язык» по видам речевой деятельности (Программа к УМК «Английский в фокусе» , которые учащиеся развивают за курс основного общего образования (5-9), стоит выделить также социокультурные умения или социокультурную осведомлённость. Каким образом эти умения развиваются через участие учащихся в различных конкурсах? Какие цели и задачи ставятся перед участниками конкурсов на иностранных языках?

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГОС: Развитие социокультурных умений учащихся  (социокультурной осведомлённости) через участие в конкурсах эссе на английском языке.

В 2009—2012 годах были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты по всем уровням общего образования. Новшеством этих стандартов является ориентированность на результат и развитие универсальных учебных действий. Стандарты устанавливают не только метапредметные и предметные требования к результатам обучающихся, но личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности[1].

В Примерной основной образовательной программе пункт 2.3.10. «Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся»[2] говорится, что «по каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должны быть предусмотрены и обучающимися могут быть достигнуты определённые результаты. Один из них - воспитание социальной ответственности и компетентности, что подразумевает:

• позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;

• умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;

• первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;

• сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;

• знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;

• умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;

Рассматривая перечень коммуникативных умений по предмету «Иностранный язык» по видам речевой деятельности (Программа к УМК «Английский в фокусе»[3], которые учащиеся развивают за курс основного общего образования (5-9), стоит выделить также социокультурные умения или социокультурную осведомлённость[4]. Под социокультурной осведомленностью автор Программы подразумевает умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение не только  знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире, но и сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии, а также овладение:

 – употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами);

 – представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;

 – умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику);

– умением представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.

Приобрести и развить социокультурные умения становится возможным, в том числе, благодаря участию обучающихся в конкурсах (городских, региональных, международных) на английском языке. Так как благодаря участию в конкурсах новое поколение получает возможность повысить уровень владения иностранным языком, проявить творческие способности и пополнить список достижений своего портфолио (одна из целей конкурсов по иностранным языкам). Рассмотрим, какие цели задачи стояли перед участниками регионального конкурса эссе на английском языке 2012-2013 по  теме «Новые тенденции в образовании: Перспективы, проблемы, пути решения». Участникам предлагалось: 1)  Порассуждать  о современной ситуации в образовании и написать эссе в свободной форме, в котором нужно высказать свою точку зрения как на главные аспекты образования (учебные предметы,  методы обучения, цели, школьные экзамены и др.), так и на специфические моменты, такие как оснащение классов, любимые предметы и др. 2) Высказать свои предложения по поводу того, каким образом можно улучшить систему школьного образования; 3). Обеспечить веские аргументы своему мнению. 4) Найти хорошее фото или продемонстрировать свои идеи, выполнив коллаж.[5]

В качестве другого примера того, что конкурсанты должны продемонстрировать в рассуждениях по той или иной социальной проблеме, определенной темой письменного высказывания, свою социокультурную осведомленность (социокультурные умения) приведем другой региональный конкурс  эссе и также рассмотрим, какие задачи ставят организаторы перед конкурсантами согласно его главным целям. Конкурс эссе 2011проходил по теме  “How Green Are You? Minor Steps – Major Changes!”  Были обозначены следующие цели конкурса: 1) Формирование экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой. Эта цель согласуется с идеями общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. 2) Развитие общих и специальных учебных умений: логично и правильно оформлять письменное высказывание с учетом его коммуникативной цели и формата эссе. По положению о конкурсе, «принимаются эссе на английском языке, которые предполагают изложение в образной форме личных размышлений о современных экологических проблемах. В эссе необходимо перечислить все то, что делают авторы эссе,  чтобы не навредить окружающей среде, и то, что должен делать каждый из нас, чтобы улучшить современную экологическую обстановку и поделиться идеями о том, каким вы хотели бы видеть окружающий нас мир через 10 лет. 
Объем работы не должен превышать 350 слов печатного текста (9-11 кл.), 250 слов (6-8 кл.), 150 слов (3-5 кл.). Фотографии, коллажи и другие иллюстративные материалы по затронутой теме принесут вам дополнительные баллы».
 

Задачи международного конкурса эссе для 8-11 классов 2013-2014 по теме «Единство в различии: Россия и англоговорящий мир. Время равных возможностей»/ Unity in Diversity: Russia & the English-Speaking World. Time for equal opportunities» также подразумевают демонстрацию участниками конкурса своей социокультурной осведомленности. По положению о конкурсе, от них требуется: 
- Написать на английском или французском языке эссе на историческую/ экономическую/ культурную тему в контексте отношений России и других стран.
 
- Продемонстрировать знание английского, а также истории и культуры Великобритании и России.

По мнению к.п.н. Уласевич С.Н., президента образовательной компании, организатора конкурсов,  «участие в конкурсе – прекрасная возможность продемонстрировать знания английского языка, а также знания о России и Великобритании, историческое развитие которых и интересно, и весьма поучительно. Тот мир, который мы сможем вам передать, к сожалению, далеко не совершенен, и нам бы хотелось, чтобы вы его улучшили, чтобы он стал гораздо более доброжелательным ко всем,  кто живет на нашей планете».

Конкурсы в рамках Международного проекта «Единство в различии», которые проводятся уже несколько лет,  не только позволяют улучшить знание иностранного языка в ходе написания эссе, но и развить универсальные учебные действия и творческие способности. Они нацелены на сравнительный анализ и исследование в области выявления сходств и различий в истории и культуре России и англоговорящих/ франкофонных стран, способствуют повышению уровня социокультурной ориентированности. «Единство в различии» – это путь к самоидентификации, осознанию своей национальной уникальности и языка, возможность усовершенствовать свои знания и практические языковые навыки в ходе проектной исследовательской работы», – отмечает представитель оргкомитета конкурсов, к.п.н., Президент образовательной компании Светлана Уласевич.

По положению о конкурсах, учителям участие их учеников в конкурсах на иностранном языке, требующим их размышлений на иностранном языке по социально значимым темам и проблемам, позволит «развивать основные компоненты образовательной компетентности учащихся и реализовать требования ФГОС к достижению результатов образования».

Литература и URL – ссылки.

  1. Апальков В.Г. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Английский в фокусе». 5–9 классы. - М: Просвещение, 2013.
  2. Елухина Н.В.  Основные трудности письма и пути их преодоления / Н.В. Елухина // Иностранные языки в школе – 1987 - №1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования
  3. ФГОС среднего (полного) общего образования
  4. ФГОС: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. - Серия «Стандарты второго  поколения». Основная школа. Составитель Е. С. Савинов. /Под ред. И. А. Сафроновой.– Москва: «Просвещение», 2011.


[1] ФГОС среднего (полного) общего образования

[2] ФГОС: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. - Серия «Стандарты второго  поколения». Основная школа. Под ред.И. А. Сафроновой. – М.: «Просвещение», 2011. С.348.

[3] Апальков В.Г. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Английский в фокусе». 5–9 классы. - М: Просвещение, 2013.

[4] Апальков В.Г. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Английский в фокусе». 5–9 классы. - М: Просвещение, 2013.

[5]Из  Положения о конкурсе эссе на иностранном языке, организованном образовательной компанией RELOD и издательством Oxford University Press  Н.Новгороде «Russian system of education is currently undergoing important changes. We invite you to think about modern situation in education and write a free-form essay sharing your views on general aspects (core subjects, teaching methods, goals set, school exams, etc.) as well as specific features (class equipment, favourite subjects etc.). We’ll appreciate any suggestions on how to improve school education. Substantiate your opinions by providing weighty arguments. Find a good photo to illustrate your ideas or design a collage!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка

Статья, отражающая описанние, реализацию основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка, результаты применения....

«Реализация ФГОС через использование интерактивной игры на уроках английского языка»

СТАТЬЯ         «Реализация ФГОС через использование интерактивной игры на уроках английского языка»  List of contents  1.   Vocabu...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через творческую самореализацию учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС.

Статья посвящена формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка. Перечислены виды деятельности и формы работы, помогающие развивать творческие способности учащ...

Внеклассное мероприятие по английскому языку «Через века, через года помните!» 8 класс. Учителя английского языка МБОУ «Гимназия г.Алдан» : Иванцова Т.Ю.

Урок рассчитан на обучающихся старших классов. Может быть использована для проведения урока или внеклассного мероприятия. Данная разработка предлагает решить проблему патриотического воспитания на зан...

Способы развития социокультурных умений на уроке английского языка в 6, 7, 8 классах.

В статье рассматриваются способы развития социокультурных умений на уроке английского языка в 6, 7, 8 классах....

Школьный конкурс эссе на английском языке «Роль учителя в жизни человека»

21 апреля 2023 года в МБОУ "Дарьевская СОШ" в рамках проведения предметной декады по иностранным языкам, ученики 10-11 классов приняли участие в школьном конкурсе эссе на английском языке &q...

«Развитие творческой активности обучающихся через участие в конкурсах, фестивалях, выставках»

laquo;Развитие творческой активности обучающихся через участие в конкурсах, фестивалях, выставках»...