ФГОС: целеполагание как ключевая компетенция образовательного процесса. От теории к практике (на примере учебника Кузовлев В.П. 6 класс)
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Кружаева Юлия Владимировна

доклад на РМО учителей иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli_uroka.rar783.14 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителей иностранного языка

Тема «ФГОС: целеполагание как ключевая компетенция образовательного процесса. От теории к практике (на примере учебника Кузовлев В.П. 6 класс)

Кружаева Юлия Владимировна

 «Великая цель образования – это не знания, а действия »

Герберт Спенсер

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения учителя должны развивать личность, прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Одна из главных функций универсальных учебных действий включает:
— обеспечение возможностей обучающегося
самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

 «Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь».

(Китайская мудрость)

Урок как любая система должен иметь цель.

Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы

Целеполагание –

то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование

Цели должны быть

  • реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы
  • сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата
  • соотносимы с типом и содержанием урока
  • личностно ориентированы
  • Измеряемы. Это обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
  • Ориентированы по времени.
  • воспитательные цели реализуются через 3 канала: содержание (текст упражнений, задач…), формы урока и личный пример учителя.

     

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

будут знать

узнают…

вспомнят…

будут уметь

повторят…

научатся…

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

смогут поразмышлять …

задуматься о …

смогут проявить …

поразмышляют…

продемонстрируют…

  • Есть способ сформулировать корректную цель. Это метод SMART ( в переводе с английского - умный), позволяющий, как раз, сформулировать ясную и конкретную (умную мысль).
  • Критерии SMART
  • S-Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.
  • M-Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.
  • A-Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы и Ваши учащиеся.
  • R-Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны  соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся
  • T- Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период для достижения выбранной цели.

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.

 

Возможные приемы целеполагания:

  • Тема-вопрос>>>план
  • Работа над понятием
  • Ситуация яркого пятна
  • отсроченная отгадка
  • Домысливание
  • Проблемная ситуация
  • Группировка.
  • Прием  «знаю - не знаю»
  • Подводящий диалог
  • Собери слово
  • Проблема предыдущего урока.
  • Лови ошибку

 

  • Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:
  • – учет уровня знаний и опыта детей,
    – доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
    – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
    – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
  •  
  • Некоторые приемы целеполагания
  • Тема-вопрос>>> план
  • Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Например,  в 4 классе  можно задать вопрос «Вы хотите узнать, как выглядит моя комната (комната Саймона, комната одноклассника,  сказочного персонажа)?» Как это сделать?
  • 1.Посмотреть на комнату.
  • 2. Послушать рассказ о комнате.
  • 3. Прочитать текст.
  • 4.  Расспросить.
  • Так формулируются  конкретные учебные цели.
  • Работа над понятием
  • Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название тему урока и прошу объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.
  • « Как образуются порядковые числительные?»
  • Что в формулировке темы известно? (Например, известно, что такое числительные.)
  • Какие слова в формулировке вопроса не понятны?
  • Как вы думаете, что обозначает слово « порядковые»?
  • Знаете ли вы, как образуются порядковые числительные в английском языке? Хотите ли вы об этом узнать?
  • Подводящий диалог
  • На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
  • Предъявляю тему урока: «The differences between the country and the city? »
  • Возможные варианты заданий: заполнить таблицу, вписывая черты города и деревни; составить словесную паутину; выбрать  из предложенных  слов слова, описывающие город и деревню; записать 3-5 существительных, глаголов, прилагательных, характеризующих город и деревню.
  • Выясняем, все ли  различия мы отметили. Исходя, из этого определяем цели урока.
  • Ситуация Яркого пятна
  • Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, предлагаю  слова: I, He, My, You, We. Слово «My» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
  • Группировка
  • Предлагаю детям разделить на группы ряд слов.
  • Например: Dogs, men, women children, boxes, feet, balls.
  • Затем прошу, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему  слова  множественного числа имеют разные признаки?" будет задачей урока.
  • Исключение
  • Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.
  • Первый вид основан на зрительном восприятии. Например, показываю учащимся картинки собаки, кошки, тигра, лошади, овцы, поросенка. Детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.  Определяем тему урока « Дикие и домашние животные» и цель« Перечислить отличительные особенности диких и
  • домашних животных».
  • Второй вид предполагает восприятие на слух. Например,
  • Прослушайте и запомните ряд слов: Played, liked, helped, went, lived.
  • Что общего во всех словах?  Что  лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
  •  
  • Домысливание Формирование цели  при помощи опорных глаголов
  • Учитель называет тему урока, например «Enjoying your home», просит сформулировать цель с помощью  опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать.
  • Учащиеся предлагают изучить слова по теме, научиться составлять предложения, описывающие дом, узнать, как живут его одноклассники, уметь рассказать о своем доме. (Цели могут быть разные в зависимости от личностных  и психологических особенностей школьников).
  • Проблема предыдущего урока
  • В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
  •  
  • Прием «знаю- не знаю»
  • Предъявляю тему урока  в начале 4 класса « Speaking about seasons and the weather»
  • На доске записано: Знаю…. Не знаю…. Хочу узнать …  Учащиеся вспоминают, что они уже знают по этой теме с прошлого года, добавляют, чтобы они хотели узнать. В разных классах   возможны разные цели урока, в зависимости от уровня развития.( названия времен года, слова по теме «Погода», структура It is cold и т.д.)
  • Отсроченная отгадка.
  • Задаю в начале урока загадку, или ставлю проблемный вопрос,  но так, чтобы учащиеся не смогли сразу ответить  Поиск правильного решения  и станет целью урока. Использую этот прием в 6 классе, при изучении темы «Famous Faces». Предлагаю фотографии, текст, аудио, презентацию, интересные факты из жизни. На одном из уроков, мы, таким образом, познакомились с  творчеством Джона Толкина  и Редьярда Киплинга.
  • Лови ошибку! Думаю, что каждый учитель использует этот прием, который  позволяет проверить лексико-грамматические знания. Упражнения или тест имеет ошибки, находя которые учащиеся закрепляют лексические и грамматические правила.
  •  
  • Использование подобных  приемов целеполагания поможет вашим учащимся понять и принять цели урока, сделает ваш урок эффективным и ярким, будет способствовать формированию совокупности «универсальных учебных действий» в соответствии с требованиями ФГОС.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и формы работы дополнительного образования в школе -одна из ключевых компетенций воспитательного процесса.

Дополнительное образование в кадетской школе-интернате является логическим продолже­нием учебного процесса и позволяет расширить поле свободного выбора уча­щихся в соответствии с их потребностями и ин...

Формирование ключевых компетенций в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ по математике.

Сообщение для "круглого стола" в рамках проведения методической недели. Содержит текст выступления,  презентацию и несколько полезных правил по данной теме....

Формирование ключевых компетенций в процессе подготовки к НПК

Статья помогает ответить на вопрос: "Какие ключевые компетенции формуруются у учащихся в процессе подготовки к Научно-практичекой конференции?"...

Формирование ключевых компетенций в процессе игровой деятельности обучающихся средствами географии

«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке тр...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...

Формирование социокультурной компетенции у инофонв на основании учебного текста (на примере учебника английского языка 5 класса)

Социокультурная компетенция является составляющей коммуникативной компетенции, формирование которой и является целью уроков иностранного языка. УМК Spotlight построен таким образом, что линвострановед...

Электронно-образовательная среда как средство достижения образовательных результатов по предмету Английский язык на примере УМК Кузовлев В.П. и др.

С помощью какой электронно-образовательной среды можно достичь качественные образовательные результаты по предмету АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК? Согласно ФГОС, информационно-методические условия реализац...