Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка как основа развития современного непрерывного образования личности.
статья по английскому языку на тему

Медвинская Виктория Владимировна

В статье представлены: актуальность, цели, задачи самостоятельной работы на уроках английского языка. Представлены различные методы и подходы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_ang_yazyku.docx54.46 КБ
Файл prilozhenie.docx2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка как основа развития современного непрерывного образования личности.

Медвинская Виктория Владимировна,

методист

МАУ «ММЦ города Когалыма»

Современная концепция обучения иностранным языкам, как известно, развивается в гуманистическом направлении, которое связано с новыми подходами к определению содержания, стратегий, средств, а также реального процесса обучения. Обновление современной психологической и методической нормы должно осуществляться, прежде всего, по линии переосмысления степени свободы, которую получает учащийся при выборе содержания, средств обучения и учения. С реализацией способности человека к самостоятельному обучению связывают возможность значительного повышения эффективности обучения иностранным языкам. Новые образовательные стандарты ставят перед педагогами задачу: воспитать ученика как самостоятельную, способную к самовыражению, всесторонне развитую личность. Поэтому на сегодняшний день стало актуальным проведение самостоятельной работы в классе и дома.

Самостоятельная работа учащихся имеет большое воспитательное воздействие на личность, в первую очередь, для формирования трудовых качеств. Количество и качество самостоятельного учебного труда ученика во многом зависят от того, верит ли сам учитель в эффективность автономного учения, умеет ли организовать и направить такую работу в нужное русло.

Эффективность обучения тем выше, чем в большей мере ситуация стимулирует учащихся к свободному общению, т.е. ученики участвуют в определении целей и задач учения, в отборе тем для изучения, при необходимости запрашивают дополнительную информацию у педагога или добывают её из различных источников, размышляют о процессе усвоения языка, высказывают свое отношение к выполняемым видам деятельности.

Прежде всего, большинству учащихся достаточно сложно осознавать собственные желания, сформулировать конкретную конечную цель и спланировать цепь задач, решение которых ведется к достижению цели. В этом им требуется помощь со стороны учителя, нередко родителей и других учеников. Поэтому проводить самостоятельную работу надо начинать на уроках, а не дома.

Формы и методы самостоятельной работы.

Координационная функция организации в наибольшей степени важна при выборе и реализации разных форм проведения самостоятельной работы, предусматривающих определенную расстановку участников учебного процесса, взаимодействие школьников с учителем и друг с другом.

С понятием самостоятельная работа ученика часто связывают следующие понятия: самостоятельность, самодеятельность, самоактивация, самоорганизация,  саморегуляция, самоконтроль.

Самостоятельная учебно–познавательная деятельность может рассматриваться как индивидуальный и как коллективный труд учащихся. Классно-урочная система создает благоприятные условия для коллективного самостоятельного поиска в процессе общения. Не удивительно, что в дидактике и в опыте передовых педагогов все чаще выдвигается требование использовать фронтальные и групповые формы организации познавательной деятельности учащихся.

Индивидуальная самостоятельная работа имеет определенные достоинства и в то же время недостатки, ограничивающие её возможности. Несомненным её преимуществом является то, что можно максимально учесть индивидуальные особенности учащихся: их развитие, интересы, склонности. Существенное значение имеет то, что, работая индивидуально, ученик продвигается своим темпом, не связан с классом.

Фронтальная самостоятельна работа имеет большое воспитательное значение. Её главное преимущество заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждающих учащихся к сотрудничеству.

Для групповой самостоятельной работы учащихся  характерны особенности, которые проявляются в зависимости от того, где организуется групповая работа (на уроке при подготовке домашних заданий, на консультациях), как сформированы группы, какова педагогическая инструментовка познавательной деятельности учащихся в каждом конкретном случае.

Российских и зарубежных авторов групповая работа привлекает большими потенциальными возможностями для реализации дифференцированного подхода к обучению и для решения сугубо дидактических задач (В.Оконь, А.А. Кирсанов, Х.М. Лиймец, И.М. Чередов). Успех деятельности групп в значительной мере зависит и от того, кто является её лидером (консультантом, старостой). До проведения самостоятельной работы учитель должен организовать специальную подготовку консультантов к выполнению тех функций, которые обычно выполняет сам педагог. Консультант распределяет обязанности между группами после предварительного ознакомления с материалом, расчленяя общее задание на частные, решает, сколько времени необходимо затратить, в каком порядке строить работу, как оформить отчет всей группы. Наряду с этим он руководит он руководит обсуждением выдвигаемых гипотез, принимает решения, направляет деятельность членов группы и контролирует её. Таким образом, функции педагогического руководства частично передаются самим учащимся, а это имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.

Уровни самостоятельной работы.

Как известно, существую три уровня самостоятельной работы: копирующий, воспроизводящий и собственно самостоятельный или творческий уровни.

Основные приемы копирующего уровня.

  1. Приемы определения и выделения объекта из ряда других окружающих его явлений используются при выполнении таких заданий, как: Укажите…; Подчеркните…; Выделите…; Выпишите…; Определите… и т.д. Например, при анализе смысловых компонентов высказывания (определение основной мысли высказывания, объём его, составление плана): Перед вами высказывание о новом фильме, назовите основную мысль, высказанную о нём, и отметьте все аргументы, приведённые в доказательство основной мысли.
  2. Приёмы подстановки представляют собой деятельность учащихся по замене имеющихся компонентов или по подготовке недостающих компонентов в осознаваемом объекте деятельности. Достигается это при выполнении, например, следующих заданий: Пользуясь подстановочной таблицей, в которой части высказывания даны вперемежку, составьте высказывание о… и т.д.
  3. Приёмы группировки направлены на выделение и группировку объектов наблюдения по характерным для них признакам, что совершается при выполнении такого рода заданий: Перед вами два высказывания: в первом приводится положительное мнение о новом фильме, во втором – отрицательное. Выпишите в первый столбик слова, характеризующие фильм положительно, а во второй столбик – слова, характеризующие его отрицательную и т.д.
  4. Приемы составления специальной карточки представляют собой деятельность учащихся по выделению и записи опорного материала на карточке, названной «картой действий». На «карте действий» фиксируются основные компоненты составления высказывания, как в плане его формы, так и содержания. На «карте действий» опорный материал может быть расположен в виде схемы, таблице, обычного плана или в виде ключевых слов.

В качестве примера приведем «карту действий» - схему, составленную по тексту «Moscow, the Capital of Our Motherland».

MOSCOW

Moscow is the capital of our country. It is a political centre of our country. It is the largest and most important industrial centre. There are many plants and factories in it.

industrial

scientific-----------→

transport-----------→

cultural-------------→

beautiful-----------→

plants and factories

institutes, schools, libraries;

railway stations, airports, river ports;

theatres, cinemas, museums, galleries, monuments;

parks, gardens, wide street, high buildings.

Воспроизводящий уровень самостоятельной деятельности представляет собой деятельность учащихся характеризуемую готовностью второй степени, которая позволяет ученику включать в деятельность по воспроизведению усвоенного приема, способностью использовать приём в аналогичных условиях. Объектом в данной деятельности является звуковая реализация составленного высказывания во внешней речи.

Творческий уровень представляет собой деятельность по развитию умения переносить все усвоенные ранее приемы речевого действия в не аналогичные условия деятельности, что осуществляется при выполнении действия по составлению любого вида высказывания.

Основные приёмы работы данного вида самостоятельной деятельности: составление самостоятельного высказывания (повествования, описания, суждения); самостоятельное расширение или сокращения высказывания; высказывание – обзор, при составлении, которого используется несколько источников информации; дискуссия при коллективном обсуждении предмета высказывания.

Подготовка учащихся к самостоятельной работе.

Самостоятельная деятельность школьников может быть эффективной лишь в том случае, когда она хорошо подготовлена работой, выполняемой под непосредственным руководством учителя. Подготовка к выполнению домашних заданий должна проводиться с учетом содержательной, операционной и мотивационной сторон обучения. Недостатком в организации внеурочной самостоятельной работы является то, что школьникам нередко даются упражнения, к выполнению которых они не подготовлены в классе. Условно – речевым упражнениям, выполняемым устно на уроке, могут соответствовать подобные же упражнения, выполняемым устно на уроке, могут соответствовать подобные же упражнения, выполняемые в письменной форме дома. Например: Речевая задача: расскажи о книге, которую ты сейчас читаешь, используя приведенную ниже схему и образцы для самопроверки:

Схема

I read…                                      →

It was written…                         →

The book is…                            →

Образцы для самопроверки

I read the novel “Robinson Crusoe”.

It was written by D.Defoe.

The book is very interesting.

(При выполнении этого упражнения образцы для самопроверки закрываются листом бумаги, который постепенно сдвигается сверху вниз, что дает возможность ученику самостоятельно выполнять задание, а затем проверить и скорректировать свои действия).

Другой вариант: в классе выполняются условно-речевые упражнения, а дома – упражнения языкового характера, направленные на осознание соответствующих лексических явлений.

Установка: из данной группы слов выбери нужные слова и заполни пропуски.

Books, reader,

novels, literature,

 library

Children like to read…

We take books from the…

My favorite school subject is…        

Организация учебного процесса.

Для результативной самостоятельной работы на уроках возможно применение следующего методического обеспечения:

  • всевозможные источники информации (учебники, справочники, словари, аудиозаписи и видеозаписи, тексты для чтения, компьютерные программы, глобальные сети Интернета и Рунета) (Приложения №1,2);
  • использование памяток (Приложение №3);
  • наводящие вопросы (Приложение №4);
  • различные карточки – опоры: ключевые слова, планы – схемы, вербальные текстовые упражнения, лексические таблицы, невербальные схемы, таблицы, перфокарты (Приложения №5,6).

На уроках и во внеклассной работе возможно использование различных дополнительных материалов. В своей педагогической практике я использую статьи периодических изданий. Чаще всего на уроках мной использовались статьи из газет “Moscow News” и “Saint-Petersburg Times”, иногда ученики самостоятельно для расширения кругозора привлекают материалы газет, взятых из сети Интернет (Times, Mirror etc.) В организации самостоятельной работы, в частности, при работе с газетной статьей, очень важно учитывать принцип последовательности, посильности.

В старших классах практикуется также реферирование статьи, беседа по прочитанному, иногда перевод (выборочно) (Приложения №1,5).

Умелая организация самостоятельной работы способствует формированию важной черты характера – инициативности.

Различные мероприятия, подготовленные самостоятельно – результат большой внеклассной работы по английскому языку и доверия старших к младшим.

Интерес учащихся к самостоятельной работе может формироваться и поддерживаться различными средствами: аудио записи, видео фрагменты позволяют выработать у школьников навык восприятия учебного материала на слух. В наше время IT – технологии заняли прочное место в процессе обучения. Существует множество компьютерных программ, которые успешно используются для изучения английского языка. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

Еще один из видов самостоятельной работы – метод проектов. Он направлен на развитие активного самостоятельного мышления ребенка. И учит его не только воспроизводить знания, а и уметь применять их на практике. В курсе иностранного языка метод проектов можно использовать в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку выбор тематике проводится с учетом практической значимости для школьника. Главное – сформулировать проблему, над которой ребята будут трудиться в процессе работы над темой проекта.

Несомненно, что одним из основных стимулирующих средств для выполнения самостоятельной работы являются современные средства ТСО, но ключевую роль, конечно же, всегда выполняет учитель. Педагог для эффективной организации самостоятельной работы учащихся должен уметь спланировать познавательный процесс и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое знание уделяется подборке учебного материала.

Библиографический список

  1. Автономия учащихся в учебной деятельности по овладению иностранным языкам как образовательная цель // иностранный язык в школе, 2001. - №1. – с 9.
  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М. АРКТИ, 2003.
  3. Бим И.Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Иностранный язык в школе, 2002. - №5. С 7-11.
  4. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранный язык в школе, 2002. - №3. -  с. 39-41.
  5. Организация уроков домашнего чтения на старшем этапе обучения // Иностранный язык в школе, 2003. №6. – с 43-48

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка

Учащиеся не всегда могут спланировать свою работу, делают только то, что показано и предложено, не умеют найти, а  иногда и не знают, откуда взять информацию, -...

Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка

Повышение мотивации в изучении английского языка через самостоятельную работу на уроках....

Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка

Использование возможностей информационных технологий доступных учащимся сегодня  в  процессе обучения ведет к повышению мотивации учащихся, развитию интереса к предмету,  а так же предо...

Виды самостоятельной работы учащихся на уроке английского языка при подготовке к ОГЭ

Виды самостоятельной работы учащихся на уроке английского языка при подготовке к ОГЭ...

Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одн...

Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка

Самостоятельная работа учащихся является важнейшим компонентом обучения, осуществляемая без непосредственного участия учителя и под его руководством. В данной статье учитель рассказывает о самостоятел...