Доклад "Современные педагогические технологии в преподавании иностранного языка"
статья по английскому языку на тему

Циреньщикова Наталия Ивановна

Выступление на районном мероприятии "День специалиста", посвященном современным педагогическим технологиям в преподавании иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии в преподавании иностранного языка

Руководитель МО учителей иностранного языка,

Методист, учитель английского языка

 Циреньщикова Наталия Ивановна

Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребенка, ее развитие посредством образования.

Слайд 2 «Есть только два направления изменения человека – развитие либо деградация. Поэтому, если образование не способствует развитию, то оно будет служить деградации» (Гордон Драйден)

Нам хотелось бы видеть своих выпускников людьми, «…которые много умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах» (А.С.Макаренко).

Наш долг, долг учителя – постараться создать такое образовательное, культурное пространство (урок), которое будет способствовать формированию успешного человека.

Слайд 3 В процессе работы неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, с опытом, появляется еще один: “Как учить результативно?”. И тогда обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом. И в педагогике появилось понятие педагогических технологий.

Слайд 4 Само слово “технология” образовано от греч.téchne —искусство, мастерство, умение и греч. logos—изучение. Поэтому любая деятельность может быть либо технологией, либо мастерством. С мастерства всё начинается, технологией заканчивается. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место “коллективному мастерству”, т. е. технологии.

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: четкость, структурность, ясность методического языка.

Учителя иностранного языка используют различные технологии, системы приемов для того, чтобы урок получился, чтобы последнее упражнение было связано с первым, чтобы ружье в конце последнего акта выстрелило.

Для повышения эффективности образовательного процесса мы используем следующие технологии:

Слайд 5

  1. Игровые технологии.

Одним из эффективных путей воспитания у учащихся интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Игра, как говорит профессор Ефим Израилевич Пассов, - это лишь оболочка, форма, содержанием которой должно быть учение, овладение видами речевой деятельности. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно совершенствовать грамматические, лексические навыки, формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание и т.д.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. В ней всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными средствами, так и невербальными.

Слайд 6

  1. Проектные технологии –

Направлены на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.

Слайд 7

  1. Технологии сотрудничества.

Основная идея  технологии сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Слайд 8

  1. Здоровье-сберегающие технологии.

Иностранный язык - серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому учитель должен уделять особое внимание здоровье-сберегающим технологиям.

Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.

Во избежание усталости учащихся, смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм». Это способствует развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.

Но одним из самых важных здоровье-сберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Слайд 9Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровье-сберегающих технологий

Слайд 10

  1. Технологии развития критического мышления.

Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

«Жить – значит иметь проблемы. Решать их – значит расти интеллектуально» ( Гилфорд)

Слайд 11

  • Мой любимый приём – кластер (cluster – кисть, гроздь, пучок).

Слово кластер пришло к нам от американских педагогов, которые считают: прежде, чем изучать что-то, надо сначала построить свою собственную модель на основе известных представлений, после чего по ходу приобретения новых сведений  совершенствовать эту модель.

Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Модель кластера чаще всего сравнивают со строением солнечной системы. Внутри, как солнце, ключевое слово, а далее планеты. Слайд 12

В нашем случае –  это ассоциативные слова и выражения, которые возникают при прочтении ключевого слова или расшифровывают его. Слайд 13

   Слайд 14 Перечисляя преимущества работы с кластером, я бы назвала следующие:

  1. Развивает мозг, не даёт мыслить линейно.
  2. Помогает учителю отслеживать понимание темы учащимися.
  3. Способствует получению опыта работы в группе.
  4. Учит распределять рабочее время.
  5. Способствует творческой и исследовательской работе.
  6. Помогает обобщить изученное и найти связи между понятиями и идеями.
  7. Побуждает писать даже тех, кто не любит писать.

     А главное кластер помогает сделать урок более интересным, запоминающимся, ярким и понятным.

Слайд 15

  • Прием «синквейн» - это мощный инструмент для рефлексии, который дает возможность научиться резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Слайд 16

Earth

Beautiful, blue

Live, produce, pollute

Can be kind, can hurt

Planet

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Слайд 17

  1. Информационно-коммуникационные технологии

Преимущества внедрения информационно-коммуникационных технологий в процессе иноязычного образования в настоящее время не вызывает сомнений.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» (Джон Дьюи)

Применение ИКТ на уроке создает условия для активизации работы школьника, формировании мотивации учащихся к учебной деятельности. Применение ИКТ позволяет учителю за малое время и сравнительно небольшими усилиями существенно повысить наглядность учебного процесса, а Интернет позволяет виртуально расширить границы класса. Английский язык является преобладающим в Интернете, что позволяет полнее реализовывать принцип аутентичности в обучении.

Слайд 18

  1. Элементы технологии CLIL

Предметно-языковое интегрированное обучение (Content and Language Intagrated Learning) – по праву считается одним из успешных методов преподавания, потому что он позволяет совместить изучение сразу нескольких предметов, одним из которых является иностранный язык. Интегрированное обучение делает акцент на содержании предмета и терминологии, а английский язык становится средством изучения разных предметов. Методика бучения CLIL включает в себя 4 «С»: Content (содержание), Communication (общение), Cognition (мыслительные способности) и Culture (культурологические знания).

Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами. Но мы часто говорим “Не хватает времени”.

Находите время для размышлений, это – источник силы.
Находите время для игры, это – секрет молодости.
Находите время для веселья, это – музыка души.
Находите время для работы, это – условие успеха.

Слайд 19 Остановитесь, подумайте что, когда и как вы делаете, и у вас всё встанет на свои места. Создайте свою “Технологию УСПЕХА” и у Вас все получится.

Слайд 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление учителя английского языка Базаровой Ольги Леонидовны на педсовете 30 августа 2011г. Тема: Проектная технология в преподавании иностранных языков (из опыта работы кафедры).

В статье предложен отчет о работе кафедры иностранных языков МАОУ "Гимназии им. Н.В. Пушкова" г. Троицка по применению проектной технологии в образовательной деятельности по предмету "Иностранный язык...

Современные образовательные технологии в преподавании иностранного языка

В статье представлены современные педагогические технологии, которые используются для формирования коммуникативной иноязычной компетенции школьника....

Актуальные методики и педагогические технологии в преподавании иностранного языка при переходе на ФГОС нового поколения

В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Современной школе ...

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка как средство повышения качества знаний учащихся

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.Задача учителя состоит в том, чтобы...

Методика преподавания адыгейского языка и литературы: проблемы и пути их решения. Метод проектов как один из современных педагогических технологий в преподавание адыгейского языка

Методика преподавания адыгейского  языка и литературы: проблемы и пути их  решения. Метод проектов как один из  современных педагогических технологий в        ...