Формирование метапредметных результатов на уроках английского языка в средней школе (из опыта работы учителя)
методическая разработка по английскому языку (8 класс) на тему

Апалькова Светлана Михайловна

Автор статьи делится опытом работы по формированию метапредметных результатов у учащихся при изучении английского языка в средней школе.  Учитель раскрывает несколько основных групп метапредметных результатов, которые можно с большой уверенностью спрогнозировать при изучении иностранных языков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_apalkova.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных результатов на уроках английского языка в средней школе (из опыта работы учителя).

       Под метапредметными результатами мы понимаем освоенные учащимися на базе одного или нескольких учебных предметов, способы деятельности учащихся, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Отпуская ученика на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как дальше будет проходить его развитие, как он будет связывать для себя систему понятий нашего учебного предмета с системой понятий другой дисциплины. В идеале учащийся не запоминает, но осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Метапредметные результаты – это освоенные учащимися универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные, составляющие основу умения учиться.

     Я выделила пять групп основных метапредметных результатов, которые можно с большой уверенностью спрогнозировать при изучении иностранных языков:

  1. Учащиеся способны определять общую цель и пути её достижения, умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  2. Учащиеся успешно используют различные способы поиска, сбора, обработки и  анализа информации.
  3. Учащиеся могут активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
  4. Учащиеся осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.
  5. Учащиеся выражают готовность слушать собеседника и вести диалог.

      Первые две группы мне хотелось бы рассмотреть на примере интегрированного с мировой художественной культурой урока по теме: «Великие люди Великобритании: Вильям Шекспир и Роберт Бёрнс» (8 класс). Цель урока ясна из его темы: сформировать представление о великих людях страны изучаемого языка. Один из главных путей её достижения в ходе интегрированного урока – двуязычие. Учащиеся должны получить максимальный результат от урока, в том числе, правильно выбрав язык общения по тому или иному вопросу. Их совместная деятельность строится путем создания творческих групп для решения задач урока: первая группа занимается изучением творчества Шекспира, упор был сделан на его сонеты, вторая группа – творчеством Роберта Бёрнса.

Тема урока была абсолютно многогранна: от истории развития средневекового тетра в Великобритании и театра Шекспира (основная тема МХК), до поиска достаточно современной информации о творчестве известных людей страны. Ведь не секрет, что большинство наших школьников лучше усваивают  историческую информацию, если она связана с современностью, поэтому составляющими частями урока стали два видеофрагмента, найденные учащимися в ходе сбора и анализа информации. Первый – известный сонет Шекспира в исполнении А.Б. Пугачевой «Уж если ты разлюбишь, так теперь», второй – блистательный Александр Калягин с песней «Любовь и бедность - не порок» (слова Бернса) из культового фильма «Здравствуйте, я ваша тётя».

      Три другие группы указанных выше метапредметных результатов мне хотелось бы рассмотреть на примере урока обобщения знаний по теме «Австралия» (9 класс). Урок проходил в виде ролевой игры: современное, часто используемое и абсолютно понятное молодому поколению слово «баттл» двух девятых классов с независимым жюри из коллег-учителей и учащихся 11 классов, которые не первый год занимались проектной деятельностью по предмету.

Возможности кабинета позволяли использование компьютеров для создания краткосрочных проектов и их презентацию. Работа носила разноуровневый характер:

1 этап – представление своих проектов внутри групп, в том числе и с точки зрения отбора наиболее интересных на конкурс-презентацию.

2 этап – выступление учащихся друг перед другом двумя командами с использованием средств ИКТ. Учащиеся мотивированы на готовность слушать собеседника, чтобы точно и правильно задать ему вопрос и, может быть, даже «поймать» его на неточном ответе, заработав своей команде большее количество баллов. Во многом именно достигнутые учащимися метапредметные результаты, указанные выше, обеспечивают победу сильнейшей команды в этом конкурсе, вызывают сильное эмоциональное впечатление и мотивируют участников на дальнейшее изучение иностранного языка.

       Обращаясь к федеральному государственному образовательному стандарту, нельзя не отметить, что формирование метапредметных результатов у учащихся, как раз и выводит нас на становление личностных характеристик выпускника школы, на формирование его «портрета». Ведь ФГОС ориентирован на развитие личности ученика, который:

- активно познаёт мир;

- осознаёт ценность творчества;

- умеет сотрудничать для достижения общих результатов.

       С моей точки зрения, английский язык – наиболее «удобный» предмет для формирования у учащихся метапредметных результатов. Ведь кроме лексической и грамматической составляющих, иностранный язык, с одной стороны, базируется на достаточно обширных знаниях учащихся в области литературы, истории, географии и т.д., а, с другой стороны, учащиеся расширяют свои знания в этих областях, в том числе, и на уроках иностранного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе. Из опыта работы.

В данной статье размещен план-конспект урока русского языка в 6 классе "Понятие о причастии" (учебник "Русский язык. 6 класс" под ред. М.М.Разумовской) Урок разработан на основе игровых технологий с и...

Мастер-класс: «Организация деятельности учащихся по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка в средней школе»

Основу мастер-класса составляет фрагмент урока изучения нового материала, включающий этапы целеполагания, планирования работы, выработки критериев достижения результатов; самостоятельная деятельность ...

Методические рекомендации "Применение игровых технологий для достижения высоких предметных и метапредметных результатов на уроках английского языка в начальной школе"

Работа написана в соавторстве с педагогом-психологом, нейропсихологом ГБОУ "Школа 1298" Новиковой Ольгой Дмитриевной. Данные методические рекомендации адресованы учителям, преподающим английский язык ...

Формирование метапредметных УУД на уроках английского языка в начальной школе-путь повышения качества образования

Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее ...

Формирование грамматических навыков на уроке английского языка в средней школе

Обучение грамматике является важным аспектом в изучении иностранного языка. В настоящее время она выполняет прикладную функцию, то есть выступает не целью, а средством обучения. Действительно, без дос...

Физкультпаузы на уроках русского языка в средней школе. Из опыта работы

Несколько практических советов о том, как провести физкульпаузу, не нарушая целостность урока....

Формирование метапредметных результатов на уроке английского языка в средней школе

Статья по теме "Формирование метапредметных результатов в современной школе"...