"Развитие речи и мышления на уроках английского языка"
методическая разработка по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Семёнова Наталья Юрьевна

Процесс развития мышления является одним из самых важных составляющих в развитии ребенка любого возраста. На основе развития процесса мышления ребенок составляет определенные причинно-следственные связи, делает выводы из собственных наблюдений, обобщает и классифицирует предлагаемые жизнью понятия, но и учится ставить перед собой цели и воплощать их в жизнь посредством деятельности, в том числе учебной. Описаниям способов развития мышления уделяет внимание масса учебно-педагогической литературы, но мало кто задумывается о том, что научить детей определенной системе выполнения заданий и упражнений не значит научить думать и подготовить к любой неожиданной ситуации в жизни, и это является актуальной проблемой в подборе материала для изучения учебных предметов в школе. Научить ребенка размышлять и задумываться о том, что его окружает ― это научить исследовать окружающий мир, воспринимать его с точки зрения постоянных открытий, научить его экспериментировать со знакомыми и незнакомыми предметами, научить формировать выводы, на основе наблюдаемых явлений, посредством системы упражнений, и на основе предлагаемых предметов, входящих в учебный план любого образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развитие мышления166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат Маковецкой Натальи Юрьевны на тему: Развитие речи и мышления на уроках английского языка»

Введение

Процесс развития мышления является одним из самых важных составляющих в развитии ребенка любого возраста. На основе развития процесса мышления ребенок  составляет определенные причинно-следственные связи, делает выводы из собственных наблюдений, обобщает и классифицирует предлагаемые жизнью понятия, но и учится ставить перед собой цели и воплощать их в жизнь посредством деятельности, в том числе учебной. Описаниям способов развития мышления уделяет внимание масса учебно-педагогической литературы, но мало кто задумывается о том, что научить детей определенной системе выполнения заданий и упражнений не значит научить думать и подготовить к любой неожиданной ситуации в жизни, и это является актуальной проблемой в подборе материала для изучения учебных предметов в школе.   Научить ребенка размышлять и задумываться о том, что его окружает ―  это научить исследовать окружающий мир, воспринимать его с точки зрения постоянных открытий, научить его экспериментировать со знакомыми и незнакомыми предметами, научить формировать выводы, на основе наблюдаемых явлений, посредством системы упражнений, и на основе предлагаемых предметов, входящих в учебный план  любого образовательного учреждения.  

В данном реферате раскрываются пути обучения детей исследованию посредством системы школьных предметов, включающих технологию, историю, географию и эстетический блок.

Цель исследования: раскрыть способы обучения детей научному исследованию на основе изучения определенных дисциплин в школе.

Задачами исследования являются:

  • рассмотреть особенности построения учебного плана для школы, в соответствии с процессом формирования научного мышления у детей;
  • раскрыть особенности преподавания таких дисциплин, как, технология, история, география и эстетический блок, в соответствии с формированием определенного типа мышления у детей;
  • рассмотреть особенности поведения педагога на занятиях с детьми, как одном из важных факторов, влияющих на процесс развития мышления у детей.

1.Обучение детей способам научного исследования

«Обучение открытиям вовлекает не только процесс мышления у ведущих учеников, чтобы найти то, что «там» скрыто, а скорее, обнаружить то, что находится в их собственных головах» Д. Брунер.

Дети пристально наблюдают за тем, как два воздушных шара одного размера уносятся ветром. Детям показывают надутые воздушные шары, висящие одновременно с обоих концов весов. Детей спрашивают, что произойдет, если мы выпустим воздух из одного из воздушных шаров, и что случится с другим. Правильный ответ, что шар опуститься. Воздух имеет вес более плотный внутри воздушного шара, чем снаружи, потому как находится там под давлением. Выпуск воздуха сделает первый воздушный шар легче. Ответы детей разного возраста при этом различны.

Когда данная проблемная ситуация была предложена для групп детей в возрасте пяти, восьми, двенадцати и шестнадцати лет, в различных школах, исследователи получили удивительные результаты. Вся группа пятилетних детей дала правильный ответ, трое из четырех детей восьми лет дали правильные ответы, но никто из двенадцатилетних детей, и только каждый третий шестнадцатилетний. К подобным результатам привел ряд простых научных проблем. Первоначально могло показаться, что пик умения рассуждать научно приходится на пять лет, сходит на ноль в двенадцать лет, перед тем как начать медленно восстанавливаться. Но существуют объяснения этих необычных результатов.

Самые маленькие дети давали правильные ответы, но они давали их по неправильным и ненаучным причинам. Они могли сказать, что будет или должно случиться, но они не могли сказать почему. Старшие дети выдавали  множество научных идей по предлагаемой проблеме, многие из них делали это интуитивно, но неправильно. Если интуитивные идеи ребенка  не подвергаются сомнению, то, не исследовав проблему, они могут препятствовать развитию понимания в науке и других областях опыта ребенка.

Наука ― это и метод запроса и ряд идей, объединенных отношений, навыков и определенного познания. Нам следует удовлетворить естественное любопытство ребенка, желание исследовать, испытывать вещи, видеть их более близко, видеть то, что происходит. Нам следует развивать на основании детских склонностей умение исследовать и открывать, удовлетворить «увлечение  познать». Мы должны быть познавателями рядом с ребенком, заражать ребенка нашим энтузиазмом и нашим любопытством. Мы также можем разделить и обсудить желание ребенка схватывать действительную суть вещей, которая является характеристикой великого ученого. «Вокруг нас этот огромный мир…», писал Эйнштейн, «…который существует независимо от жизни людей и который стоит перед нами как большая, вечная загадка, только частично доступная для нашего наблюдения и осмысливания».

Дети начинают развивать идеи об окружающем мире с самого раннего возраста. Они основываются на случайных наблюдениях, слухах и на случайном наборе каждодневных идей. Большинство этих понятий не исследовано и не проверено, многие из них ошибочны. Когда семилетнего мальчика спросили, как работает электрический свет, он ответил, что работает хорошо, так как это электричество, что оно идет вперед по проводам и создает свет, но мы не можем видеть его, так как оно находится внутри  проводов, и напоминает воду, и , что Вы должны держать лампочку таким образом, чтобы свет мог выйти наружу, когда Вы включите его. Именно поэтому, Вы должны выключать свет. Плафон сдерживает свет. Иначе, электричество Вас убьет.

Дети развивают свои собственные интуитивные идеи о естественном мире задолго до того, как им начинают преподавать любую науку. Такое мышление может быть изобретательным, но оно не эффективно. Не подвергнутые сомнению такие идеи могут препятствовать развитию действительно научного понимания. Детям следует говорить не только то, что их идеи являются неправильными, но помогать рассматривать другие возможности и проверять их в противопоставление другим теориям, участвовать в научном методе исследования. Детям следует уметь воздействовать на их идеи, если они  обдумывают их с научной точки зрения.

Главный шаг в развитии научного мышления должен переместиться с того, что происходит к почему происходит. Дети младше семи лет, кажется, вообще не заинтересованы тем, почему те или иные вещи происходят. Для маленького ребенка мир ― это нечто, что может быть замечено и описано, это, прежде всего, визуальный мир. Дети находят трудным связать то, что они наблюдают к невидимым причинам смысла происходящего. Загадочные процессы физического изменения имеют тенденцию быть отнесенными к миру «волшебства». Сосредотачиваясь на детском внимании, на реальные причины происхождения вещей мы не обязательно обкрадываем их в смысловом понимании, как спорили многие, с точки зрения богатых  ресурсов воображения для развития фантазии и представления о сказке. Поскольку Л. Витгенштейн отмечал, что «Истинная тайна мира – это видеть невидимое. Каждый объект в естественном мире находится в процессе изменения и может быть объектом удивления, от падающих снежинок до пыли на полке». Давайте шанс, дети – это естественные исследователи их физического мира. Классу семилетних детей дали на выбор фляги, воздушные шары, трубочки, солому, шприцы и ёмкость воды и сказали исследовать и пронаблюдать, что интересное с данными вещами они могли бы сделать. Произошло изучение ситуаций, структурированных учителями, на примере открытия приближенного к действию. В такой ситуации дети могут обнаружить многое.

Дети, исследуя простые процессы, стали лопать воздушные шары, стрелять водой из шприцов. Вскоре через испытания и ошибки дети начали пробовать более сложные задачи. Одна девочка обнаружила, что при соприкосновении надутого воздушного шара к иголке шприца, воздушный шар  медленно выпускает воздух через проколотое отверстие. Другой сделал модель поршня, соединив один закрытый и один открытый шприц. Дети увидели, что воздух был веществом, у которого были определенные свойства, поскольку они помещали воду в шприц  и создавали бурлящие эффекты в воде. Через практический опыт и после него, они основывались на своих неопределенных интуитивных донаучных понятиях, таких как, помещение открытой фляги отверстием вниз в воду повышает уровень воды внутри самой фляги. Когда было показано, что фляга наполнена внутри воздухом, и из неё выходит воздух, дети отвечали, что он, должно быть, уже был в воде. Некоторые делали вывод, что это волшебство.

Слишком часто книги представляют научные процессы как цепь последовательностей, которые начинаются с наблюдения, далее идут к записи, формированию гипотез, планированию справедливых тестов, экспериментированию и обнародованию результатов. Часто хорошая наука начинается с вопроса или идеи, а не с простого рассмотрения или игры с чем-либо. Научное размышление начинается с  осмысливания или идеи, а не с простого наблюдения. Нет ничего мистического, волшебного или особенного в науке. Наука просто применяет каждодневные методы рассуждения, выведения, и обнаружения к областям познания, о которых большинство людей серьезно или тщательно не задумывается. Образ «исследователя» одиноких ученых в их лабораториях, ожидающих некоторых «открытий» через эксперимент не помогает научно работать. Наука характеризуется тем, что И. Лакатос назвал «научными программами исследования», в которых группы ученых работают вместе над созданием связанных теорий, сотрудничают, чтобы лучше объединить их усилия, которые должны быть проверены, повторно пересмотрены и переоценены. Детям также необходимо  возвращаться к экспериментам снова и снова, часто перестраивать их идеи и учиться познавать понятия в определенном порядке, чтобы продолжать учиться. Мы должны создать свои собственные научные программы исследования с детьми, используя других детей, взрослых, учителей, родственников, библиотеку и штат музеев в процессе  создания стимула для познания.

Научный метод может быть рассмотрен и как основание для всех видов познания о мире, корне предмета в любом учебном плане. Следующая модель научных умений начинает и заканчивает исследование идей и процесса их осмысливания в тех знаниях, которые известны детям об окружающем мире.

Научные умения:

производство идей                сбор информации            тестирование теорий

размышление                         наблюдение                      исследование

опрос                                      интерпретация                  экспериментирование

выдвижение гипотезы          обсуждение                       повторное тестирование

Научный запрос – это поиск образцов (или законов), который может быть идентифицирован в соответствии с естественными материалами и явлениями. Мы живем образцами, интервалами, повторениями, регулярностью. Естественные образцы и искусственные образцы соединяют идеи, настраивают нас на ожидание идей. Это удивительная особенность нашего ума, что мы в состоянии признать образцы так быстро, так непосредственно и вообще так успешно, даже когда у нас есть только подсказки, чтобы продолжать работать. Иногда ожидаемый образец не является предстоящим. Шутка говорит нам, что ряд вещей, которым мы верили, принадлежал лишь одному образцу, был действующим для создания другого образца. Мы  удивляемся этому. Природа также готовит подобные неожиданности. Когда скалы, грязь или застекленные трещины глиняной посуды под напряжением образцов частей повторяют те же самые углы, примерно 120 °, также как и углы, созданные мыльными пузырями. Образцы управляют формами, созданными в жизни, и такие образцы удовлетворяют цели (хотя цель не всегда применима к исполнению). Дети могут познать, оценить образцы естественных форм, будучи активными, любопытными, игривыми и непредубежденными и  чтобы научить детей мыслить научными понятиями их надо вовлекать в:

• размышление и способность задавать вопросы о естественном мире;

• сбор сведений, подсказок, информации  и знания;

• производство, тестирование и исследование их идей.

Научными отправными точками программ исследования для детей будет необходимая помощь в планировании их исследований. Примеры вопросов для стимулирования процесса исследования могут включать следующие вопросы:

  • Как узнать, что растет быстрее, ногти на руках или ногти на пальце ноги?
  • Горячая вода замораживается быстрее, чем холодная вода?
  • Какое письмо более ясно: белое на черном, красное на синем или черное на белом и так далее?
  • Какой предмет лучше использовать, чтобы накрыть чайник, перед тем как его нагреть?
  • Действительно ли полиэтиленовый пакет более прочнее, чем бумажный?
  • Какая модель бумажного самолётика будет способна долететь всех дальше?
  • Что нужно сделать, чтобы семена проросли и выросли?

Программа исследования или само исследование нуждаются в выгодном  обсуждении. Большинство детей умеют рассуждать вслух при неформальном обсуждении, но они становятся более ответственными за формулировку и чистоту их собственных идей в конкурентной борьбе, при которой нужно создать значение и образец исходя из их опыта.

Портативная техника, журналы или книги могут постоянно и стабильно развивать мышление ребенка. Письменные отчеты могут способствовать раскрытию умственных действий, при заданной цели и форме запроса. Портативная техника обеспечивает сохранение информации на бумаге и может стать местом для хранения лично важной информации. Портативная техника может содержать рисунки или диаграммы. Все великие ученые, как и великие художники, имели свои собственные портативные техники, или альбомы. Особенность этих портативных техник, таких как у Ч. Дарвина или Леонардо Да Винчи, то, что они являются личными отчетами их рассуждения. Так же, как мы интересуемся собственным размышлением ребенка, мы заинтересованы и в том, чтобы оценить личные ответы ребенка как его программу исследования. Ребенок как портативный компьютер, но не техника для испытания для учителей. Учителям следует прилагать некоторые усилия, но не для школьного отчета. Могут быть исключения, когда художники/ученые описывают свои примечания, чтобы иллюстрировать процесс открытия, но вообще портативная техника ― инструмент для того, чтобы размышлять, а не оправдывать свое название.

У маленьких детей есть естественное желание познавать мир ― облака в небе, что движет ими в небе, откуда они появляются, куда они плывут; птиц в кустарнике, как они делают свое гнездо, как  Вы можете сделать гнездо; гальку вдоль побережья, какие существуют  виды камней, какие формы; звук барабана, как он появляется, мягкое ощущение меха, реально ли оно и так далее. Объединяя данные о мире чувств можно сказать много. Они обеспечивают пищу для размышления и являются выборочными. Они сосредотачиваются на чем-то одном, и игнорируют какие-то нюансы, и что действительно важно, что они появляются под влиянием идей, ожиданий и предыдущего опыта. Например,  как мужчины, которые упали в сточную канаву ― один видел грязь, другой видел звезды, то есть, все мы видим различные стороны того же самого опыта. Детское восприятие может быть развито, но нужно поощрять его, наблюдая за деталями. Один одиннадцатилетний ребенок, смотрящий на желтую резкую вспышку пламени свечи, написал, что пламя свечи синее в основании, но становится желтым выше и сужается к более темному перистому наконечнику, что темная часть пламени в целом меньше по размеру, но оно такой же формы, и она всегда изменяется при вспышке пламени.

   Можно взять любые два объекта, например листья, камни, стулья, и дать детям задание определить различия между ними. Детские чувства являются острыми и в состоянии ощутить и идентифицировать общие черты, например между двумя стульями:

Иллюстрация 1.

Концептуальное развитие ребенка полагается на признание общих черт и различий. Научный анализ свойств и изменения естественных объектов зависят от использования этих навыков.

Дети также должны наблюдать изменение в объекте в течение долгого времени ― когда объект испортиться, как долго будет плесневеть, чтобы развился грибок, как быстро ползет улитка, какие изменения отмечены от одного дня к следующему, как меняется небо, как строят завод, как долго не тает лед, что такое испарение, что необходимо луже, чтобы высохнуть и тому подобное.

Уча детей глубоко и целенаправленно наблюдать, надо обращать внимание, на что походит объект или процесс, учить размышлять, почему то явление похоже на это, и нам чаще следует исследовать глубже изучаемое явление, опираясь не только на начальные реакции ребенка.

Дети должны не только видеть научные принципы в действии, но также действовать в соответствии со сроком и смыслом идеи. Два «маленьких ученых» на пути к музею науки обсуждали природу происхождения атомов. Девятилетний ребенок задался вопросом, как можно было бы пройти через атомы насквозь, не чувствуя их. Его шестилетняя подруга ответила, что атомы существуют  только в вещах, которые Вы можете увидеть, таких как столы или стулья, что атомы были только маленькими кусочками склеенного песка.

Развитие научного понимания в ребенке, как история научного открытия, постепенно создается от фрагментов, к новой способности проникновения в суть, связыванию идеи, построению теорий, экспериментированию, рассматриванию тех же самых понятий снова и снова, ответами на вызовы других теорий и связками известных принципов к широкому диапазону практических заявлений. Некоторые из этих понятий способствуют созданию  и использованию предметов, применению принципов к их изготовлению, использованию проекта и технологии.

2. Развитие научного мышления на занятиях в школе

2.1 Проект и технология

Технология – это заявление науки к выполнению и созданию. У каждого объекта, сделанного людьми, есть множество технологических аспектов, которые могут наблюдаться и оцениваться.

Диапазон вопросов, которых можно задать, и множество наблюдений объяснило изменения, касающиеся технологического характера, например, устройство заварного чайника ― насколько он прочен, из чего сделан, почему такой формы, как он сохраняет высокую температуру, как проект чайника мог быть улучшен и так далее.

Стимул для развития технологического мышления может появиться из активного наблюдения каждодневных объектов ― какие действия человека заменяет бытовая техника в гараже и кухне, на удовлетворении каких потребностей человека они работают, насколько успешны в выполнении этих потребностей, как они устроены, какие научные принципы вовлечены в их работу, какие материалы при этом используются, может ли ребенок сообщить элементы проекта через рисунок или слова. В данном случае возможно применение игры ― «Раскрой тайны объекта» (попросите, чтобы ребенок описал объект, скрытый  для других, и чтобы дети попытались идентифицировать  объект по описанию), или в игру «Двадцать вопросов» (дети задают ребенку, загадавшему объект, разные вопросы, ребенок при этом может отвечать да или нет).

Сказки и потешки могут также являться отправными точками для развития технологического мышления. Например, сказка «Три Поросенка» о строительстве  ― структурах, силах и материалах,  хотя по своей сути это сказка о  Плохом Сером Волке. Например:

  • Почему дом должен быть крепким? Дикие животные  нуждаются в защите.
  • Из чего сделаны дома? Различные виды строительных материалов.
  • Как  построены  здания? Типы образцов кирпича, фондов крыш.
  • Почему, некоторые ломаются, а другие нет? Постройте здания различных материалов, проверьте их, рассмотрите то, что известно.

Потешки отличаются тем, что могут расширить процесс мышления. Например, использование потешки «Видит, Видел Марджори Доу?» ― стимул для того, чтобы исследовать балансы и рычаги; «Падение Лондонского моста»,  чтобы рассмотреть  различные конструкции моста; «Сказ про  Великого Старого Герцога Йорка» ― изучение способов наклонов или «Шалтай-болтай»― для изучения способов удержать правильно (и повторно собрать) яйцо.

Поговорим о способах использования вещей для работы. Если ребенок задает вопрос, он может быть готов к длинному или быстрому ответу. Всегда есть более простой или более сложный ответ на каждый вопрос. Важно узнать сначала то, что ребенок думает. На вопрос ребенка о том, откуда берутся дети, другой ребенок ответил, что он знаю, откуда они берутся. Они приезжают из больницы. Вы идете туда, и врачи дают Вам девочку или мальчика, что Вы не можете сделать выбор, они дают Вам только одного ребенка. В той же самой детской логике четырехлетний ребенок смог объяснить в деталях работу двигателя внутреннего сгорания. Он подслушал разговор, рассказывая ошеломленному другу, что у его Папы снова была проблема со штепселями зажигания. Через воображение, наблюдение и вводимые ключевые понятия дети составляют свой взгляд на мир. У всех детей есть способность научно мыслить, как говорил T.H. Хаксли «Наука только обучает и организовывает здравый смысл человека». И. Ньютон повторил потенциальное открытие, которое есть в каждом ребенке, когда, незадолго до его смерти в 1727г., он написал:

«Я как утка, которую напоминает только мальчик, играющий на морском берегу, и уходящий от меня время от времени, чтобы найти более гладкую гальку или более симпатичную раковину, пока большой океан правды предоставляет все сокрытое передо мной».

2.2 Развитие пространственного мышления посредством географии

Чтобы обнаружить свое местоположение и понимать, где мы находимся, нам необходима помощь карт. Карты относительно новое изобретение. В пятнадцатом столетии едва ли кто-то мог сделать карты, частично из-за ограниченных средств познания в пространстве и частично из-за нехватки обычных средств канцелярии. Дети также находятся в таком же положении первоначальных создателей карты. Они начинают создавать карты, строя простые правила, частично на основе интуиции, частично моделируя на обычных представлениях о местоположении, зависимо от наблюдения карт. Карты ― символические представления места, в котором дети и другие люди находятся, и их способность создать карты должна быть развита, через умение создавать карты различных видов и показов учителя о способах чтения или расшифровки карты. На простом уровне этот вид мышления  на основе понимания карт может быть заложен в детском возрасте.

Исследователи идентифицировали шесть уровней развития пространственного мышления в детстве. Ранние усилия по развитию умения понимать карты отражают детские концептуальные трудности в их составлении, в их представлении и необходимы интервалы на периоды, когда у детей  закладываются основы пространственного мышления. На ранних уровнях дети представляют деревья, здания и другие особенности как возвышения, а не планы. Они показывают проблемы в понимании соотношений масштаба луга и расположения объектов на местности. До пятого уровня развития пространственного мышления используют конкретные символы или слова, чтобы представить горы. Только на заключительном уровне дети используют контуры и эффективный ключ к распознаванию карты. Развитие детей происходит посредством включения все более и более сложных культурных элементов, с целью выражения их растущего познавательного понимания экологической местности, в которой они живут. Только показывая детям эти символические ресурсы и обсуждая их значения  возможно развитие все более и более абстрактных понятий.

На картах окрестностей дети, как взрослые, создают их собственные познавательные карты. Они отражают их межличностное понимание, разные представления о местах, известных их особой социальной группе, которые важны в их собственной жизни. Дети могут начать наносить на карту их собственную комнату ― спальню или классную комнату. Позже они могут нанести на карту знакомые здания, школу и окрестность. Они могут расширить свои навыки картографии, изобретая воображаемые карты, необитаемые острова (карты сокровищ), карты, основанные на волшебных историях («Гансель и Гретель», «Спящая красавица») или на основе их любимой книги для чтения. Для этого рекомендуется собрать, изучать и обсуждать множество карт, запланировать поездки вместе с ребенком, позволять детям проводить экскурсии, наносить на карту их мир фантазии, который может включать подводные города, космические колонии или здания для кукол, расширять пространственное мышление ребенка, давая ему на собственном опыте области жизни, находящиеся рядом с ними и далеко:

1) Поощрять Вашего ребенка делать визуальный/устный отчет праздничных посещений отдаленных мест в альбоме для фотографий или в дневнике. Использовать отчет, чтобы обсудить, пронаблюдать детали, задавать вопросы;

2) В том случае, если Вы не можете поехать в отдаленные места, можно изучать фотографии из журналов, просить ребенка перечислять все детали, которые они замечают, чтобы они составили вопросы о картине, обсуждать возможные ответы;

3) Разрешать различные экологические проблемы ― изменения в природе окружающей местности, действительно ли удобства, построенные для людей, не наносят вред природе, как используются человеком открытые площади, каковы условия использования общественного транспорта, что такое экологическое загрязнение.

Исходя из приоритетного мнения, можно задать план определенных действий:

а) отправиться в интеллектуальную поездку, чтобы исследовать ближайшую окружающую среду;

б) выбрать центр для познания, например, самые красивые достопримечательности, привлекательные запахи, самые интересные здания, самые интересные вещи ― по основанию (поверхности, структуры, решетки, мусора), по  осмотру верха домов (крыш, дымоходов, верхушек деревьев, антенн), по изучению стен (материалов, мемориальных досок, украшений), уличной мебели (ламп, урн), зданий и магазинов (изменения в проектах, материалах, архитектурных стилях). На основании наблюдений выбрать лучший способ, как добраться от одного места до другого, например, в инвалидном кресле, слепому человеку, поскорее, для секретности и для лучшего краткого обзора местности.

Понимание и знание особенностей природы родного края, особенностей жизни людей в данной изучаемой на уроках местности, невозможно без исторического экскурса по данной области.

2.3 Развитие научных представлений на занятиях по истории

«Прошлое позволяет только жить дальше»,  ―  сказал С. Кьеркьегор, «но оно может быть понято только прошлым». Прошлое ― основная часть культурного знания ребенка и его опыта. Только размышляя над прошлым можно понять смысл того, что дарит настоящее и можно запланировать будущее. Только в отношении прошлого настоящее может быть полностью понятым.

Согласно исследованию  способов, которыми учатся дети, понятия времени и места строятся постепенно, и вовлекают постепенную разработку системы отношений. Дети учатся постепенно накапливать факты и идеи, но что еще более важно, они учатся видеть ситуации в целом, видеть образец отношений, который помогает создать структуру понимания. Параллель может быть найдена в способе изучения детьми истории.

Дети познают историю через повторение детальных последовательностей, например: «Кто ел мою овсянку/сидел в моем стуле/спал в моей кровати», но также и схватить целостную форму понимания истории, будучи способными, заполнять  недостающие промежутки в ней и понимать то, что случиться потом. Это занимает время, и немного маленьких детей в состоянии рассказать историю из сказки, не пропуская деталей. Случайные факты (а не только известные факты) лучше, чем никакие факты вообще. Задача учителя состоит не только в том, чтобы облегчить сбор этих фактов, но также и способствовать созданию связей в мышлении ребенка, умении создать необходимые связки, на основе которых ребенок сможет построить свое собственное понимание.

Вот некоторые пути, через которые детей можно поощрять задумываться о структурах, так же как и деталях истории и понимать, что будет дальше, что случилось и почему:

• поощрять детей создавать графики времени, чтобы делать записи важных событий в их жизни, в книжной форме или длинной диаграмме на рулоне бумаги ― важные события и где они происходят;

• создать календарь для дома или класса, чтобы сделать запись каждодневных и важных событий, сравнивать различные календари, что они расскажут  Вам или кому-то, а о чем они не расскажут;

• спроектировать машину времени для путешествия в будущее, чтобы найти там что-то важное: использовать при этом коробку, сумку или бутылку. Какие рисунки или сообщения Вы отправили бы для людей в будущее, и что могло бы случиться, если люди в прошлом имели бы свои машины времени;

• искать исторические подсказки, обдумывать и размышлять о событиях происходящих вокруг Вас. Например, можно исследовать происхождение названия определенного предмета, выбрать название знакомой улицы, города или реки и попытаться узнать, откуда происходит название;

• изучать старые реликвии, старинные вещи и антиквариат, писать их историю с чувством собственного достоинства, составлять теории (истории) об их истории и возможном происхождении;

• исследовать исторические картины, старые картины или печатные издания. Изучать на их основе подсказки о том, как люди жили раньше. Обсуждать историю одной выбранной детьми картины (просите, чтобы дети рассказали историю от имени картины, что является стимулирующей задачей, трудной даже для девятилетних детей);

• размышлять о специфических периодах истории, которые рассказываются по телевизионным программам и фильмам;

• брать интервью у прародителя или другого старшего человека. Подготовить вопросы для интервью и записать на пленку часть реальной устной истории;

• заниматься техникой упорядочивания событий, таких как правильный  исторический план или исторический рассказ, изучать артефакты или картины (такие как открытки или фотографии) в историческом экскурсе. Поощрять предположения или догадки детей, просите разъяснять причины, почему был выбран именно этот исторический объект для обсуждения;

• сравнивать настоящее и прошлое;

• посещать места исторического интереса, искать подсказки к прошлому;

• воспроизводить прошлое через моделирование, рисунок, живопись, компьютерные программы, действующие игры, наряжаясь в костюмы прошлого, играя по ролям, пантомимой, импровизацией, перепостановкой исторических событий, как режиссеры;

• спрашивать у детей, почему происходили те или иные события, когда они произошли, рассматривать разные точки зрения, например в убийстве Томаса Беккета, который был виновен в убийстве, Генри II или рыцари, которые его убили.

Интерес к прошлому часто основывается на образном опыте или истории. Исторические празднования и годовщины наполняют СМИ. Дети засыпаны информацией, идущей из телевидения, рекламных щитов, пакетов с едой и комиксов. Многие из них используют исторические характеристики, чтобы преобладать над пониманием сути настоящего. Необязательно ходить на археологический участок, чтобы найти фрагменты истории, они ― вокруг Вас. Реальная работа историка, быть этаким академиком, учителем или ребенком, уметь соотнести фрагменты истории вместе. В этом обаяние истории, в том, что мы можем сопоставить время и место в реальной жизни.

2.4 Развитие визуального мышления через искусство

Искусство ― фундаментальный человеческий процесс. Это путь исследования, эксперимента и открытия, выражения визуального мышления.   П. Пикассо говорил, что «я никогда не создаю живопись как произведение искусства. Все картины ― это исследования. Я ищу постоянно и есть логическая последовательность всем этим исследованиям». Процесс визуализирования, рисунка, живописи или строительства сложный и вовлекает много форм исследования.

Сначала происходит процесс ассимиляции. Ребенок ассимилирует через чувства большое количество информации. Искусство может помочь этой ассимиляции, развивая перцепционную чувствительность через исследование формы, цвета, формы и структуры. Из любого опыта мы можем выяснить, какие формы/цвета/структуры вовлечены в данный процесс, через искусство мы можем добавить важное измерение к любому исследованию. Не только то, что говорят мне, но и что показано мне.

Искусство может также помочь в выражении знания ребенка и опыта. Это может быть визуальное выражение его мышления и также процесса, на основе которого происходит осмысливание. Искусство ― средство интеллектуального роста, артистическое развитие ребенка, а также развитие его мыслительных процессов, путем которых он чувствует мир и воспринимает его. Искусство также позволяет детям выражать чувства, которые они не могут ясно сформулировать, те «мысли, которые лежат слишком глубоко, чтобы их познать».

Искусство ― решающая проблему деятельность. Оно обеспечивает возможность исследовать и решить проблемы в визуальной области. В поиске ответа ребенок, обнаруживает новые способы выразить то, что он видит, новые способы использовать материалы и новые методы. В процессе исследования детьми  идеи, они находят, что нет никого правильного ответа для каждого вопроса. Они должны воплотить свои идеи собственными путями, объединяя их сенсорную информацию и стремясь выразить мысли способами, которые они находят эстетически возможными. Это вовлекает процессы принятия решения, принятия ответственности, выбора материалов, методов и путей визуального представления. Художественные действия дарят ребенку диапазон технических, физических и межличностных требований, которые бросают вызов и мысли, и чувству. Некоторые из элементов эстетического понимания, развитого через художественные действия, включают в себя:

  1. Технический аспект:
  • визуальное выражение;
  • использование материалов, методов и различных СМИ;
  • координация руки/глаза.
  1. Перцепционный:
  • ассимиляция сенсорного опыта;
  • визуализация;
  • визуальное мышление;
  • смысл проекта;
  • пространственное мышление.
  1. Кинестетическое мышление (на основе ощущений).

Таким образом, искусство и составляющие его виды, преподаваемые в школе, также способствуют развитию разных форм мышления у детей, способствуют формированию различных эстетических понятий, учат детей мыслить через анализ художественных произведений, чувствовать и понимать мысли, выраженные авторами произведений.

Заключение

Таким образом, составление учебного плана с четким продумыванием составляющих его предметов является основанием для развития у детей разных типов мышления. Разнообразие предметов не только подготавливает учеников к жизни, но и учит детей анализировать, синтезировать, обобщать предлагаемые им понятия, классифицировать реальные объекты действительности, учится ставить перед собой цели и решать их практически. А также, применять набор умений по экспериментированию/исследованию изучаемых и наблюдаемых явлений, ставить перед собой различные гипотезы и проверять их на практике, на основе наблюдений делать выводы и мыслить научно в целом.

Педагогу необходимо не только давать детям материал на занятиях в школе или в саду в виде готовой системы знаний и умений, не только обучить способам выполнения определенных заданий, но обучать детей умению находить новое в знакомом, интересоваться разными аспектами окружающего мира, проявлять себя, прежде всего, исследователями любого явления жизни. Для этого необходимо владеть целой системой методов, методик и приемов, позволяющих сконцентрировать внимание детей на изучаемом явлении, сохранить их природный интерес к познанию предмета, уметь с детьми играть, так как игра является основным методом обучения и познания для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Важно помнить о том, что именно педагог в школе формирует у ребенка базу определенных научных представлений в дошкольном и младшем школьном возрасте, и заложение этой основы представляется нам первостепенной задачей, которую следует учитывать при подборе учебных предметов и способах их преподавания.  

Список использованной литературы

  1. Robert Fisher. Teaching children to think. ―United Kingdom: Nelson Thomes Ltd Delta, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления на уроках английского языка «The Role of the Mass Media. The Mass Media Techniques»

Урок с применением технологии развития критического мышления (фазы “Вызов”, “Реализация смысла” и “Рефлексия”). Цель - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, ...

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

В данной работе представлен опыт работы над применением некоторых приемов технологии критического мышления на уроках английского языка. Преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной при...

Развитие умений критического мышления на уроках английского языка через ролевую игру

Развитие умений критического мышленияна уроках английского языка через ролевую игру...

Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны

В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...

Развитие навыков критического мышления на уроках английского языка

Развитие навыков критического мышления на уроках английского языка...

Использование технологии развития критического мышления для развития коммуникативных умений школьников на уроках английского языка

Данная статья представляет собой обзор  на популярную в последнее десятилетие технологию развития критического мышления (методы, приемы) и ее практическое применение на уроках английского языка в...