Аудирование как цель и как средство обучения.
статья по английскому языку на тему

Переверзева Анастасия Александровна

В данной работе рассматривается ряд важных вопросов, связанных с обучением понимания речи на слух

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon audirovanie_kak_tsel_i_kak_sredstvo_obucheniya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аудирование как цель и как средство бучения на уроках английского языка.

В реальном общении нам приходится много слушать, и то, насколько точно и полно мы воспринимаем полученную информацию, может определить наши последующие действия. Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения.

В реальной жизни мы сталкиваемся с аудированием как с совершенно самостоятельным видом речевой деятельности. Это происходит, когда мы слушаем:

  • различные объявления;
  • новости радио и телевидения;
  • рассказы собеседников;
  • выступления актеров;
  • собеседника по телефону и т.д.

Часто, помимо восприятия речи со слуха, мы выполняем и другие действия: наблюдаем, говорим, пишем и т.д., но в большинстве своем, для того чтобы адекватно функционировать в конкретной ситуации, необходимо понимать то, что слышишь.

На уроке практически невозможно формировать лишь один речевой или языковой навык. Работая с аудиотекстами, мы одновременно разрабатываем лексические,  грамматические и фонетические навыки. Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения или письма. В этом случае Аудирование является средством обучения. Провести четкую грань здесь не просто. Даже термин «устная речь» изначально предполагает как навыки аудирования, так и навыки говорения. Диалог как форма устноречевого общения невозможен без хорошо сформированных навыков аудирования и говорения.

Аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Во-первых, оно характеризуется одноразовостью предъявления. Следовательно, надо учиться понимать текст с первого предъявления, поскольку в реальных ситуациях общения повторы зачастую просто исключены. Во-вторых, мы не в состоянии что-либо изменить, мы не можем приспособить речь говорящего к своему уровню понимания. И в-третьих, существует целый ряд сложностей, препятствующих пониманию речи с первого раза.

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ

 НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ

  1. Повторение иноязычной речи за диктором а) в паузу или б) синхронно на том же языке.

Это упражнение считается базовым. Оно развивает все четыре механизма аудирования. Ведь чтобы выполнить его, надо услышать текст, разбить его на синтагмы, узнать знакомые слова и структуры, а это и есть развитие речевого слуха. Чтобы повторить, их предварительно нужно запомнить, а это – развитие памяти. Недаром на начальном этапе обучения именно это упражнение используется наиболее широко как на уроке, так и  при выполнении домашнего задания.

  1. Упражнения на развитие речевого слуха.

Развивая речевой слух, можно использовать такой вид деятельности как, аудирование со зрительной опорой. Также на практике широко используется такой вид аудирования как, направленное аудирование. Это аудирование на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации. Оно может сопровождаться действием. Например, учащиеся должны хлопнуть в ладоши, показать карточку или как-то иначе среагировать на определенную информацию.

  1. Упражнения на тренировку памяти.

На тренировку памяти можно предложить следующие упражнения.

  1. Согласиться с утверждениями  или опровергнуть их после прослушивания текста. (Вид задания на True\False)
  2. Прослушать текст, а затем сравнить его с печатным вариантом и найти расхождения.
  3. Запомнить все даты, имена, географические названия, употребленные в тексте, и повторить их в той же последовательности.
  4. Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку.
  5. Прослушать слова и повторить лишь те из них, которые относятся к какой-либо одной теме.
  1. Упражнения на тренировку вероятного прогнозирования.
  1. Подобрать как можно больше определений к словам.
  2. Составить возможные словосочетания с существительными\ глаголами\  прилагательными\ наречиями.
  3.  В рамках конкретных ситуаций составить наиболее типичные словосочетания и перевести их.

Например, по теме «Кино» учащиеся могут составить следующие выражения: показывать фильм, играть главную роль, работа оператора, производить впечатление и т.д.

Задание будет более сложным, если переводить устойчивые сочетания и клише вразброс с родного языка на английский и наоборот.

Как видно из приведенных упражнений, формирование необходимых навыков аудирования возможно не только при работе с собственно с аудиотекстами, но и на этапе формирования грамматических навыков, а также навыков чтения, устной речи и письма. Это абсолютно закономерно, так как, одним из основных принципов обучения иностранным языкам является принцип интеграции и дифференциации, суть которого заключается в том, что тренируя любой вид речевой деятельности, мы одновременно тренируем и другие. Иными словами, любой вид речевой деятельности на уроке иностранного языка является не только целью обучения, но и средством формирования смежных речевых и языковых навыков.

СИСТЕМА РАБОТЫ С АУДИОТЕКСТАМИ

Как отечественные, так и зарубежные методисты традиционно предлагают разбить работу над текстом на три этапа:

  1. до прослушивания
  2. во время прослушивания
  3. после прослушивания

Дотекстовый этап. (Before listening)

В реальной ситуации человек обычно представляет себе, о чем может быть устное сообщение, и соответственно определяет для себя стратегии при его восприятии, то в условиях учебного аудирования это возможно лишь на дотекстовом этапе работы. От первичной установки зависит и степень мотивации слушателей, а следовательно, и процент усвоения содержания. На данном этапе учитель может снять возможные трудности. Существуют различные виды заданий на этом этапе работы с текстом.

1. Обсуждение вопросов\утверждений до прослушивания.

На данном этапе ученики слышат те слова, которые затем будут использованы в тексте и во время прослушивания уже не надо будет отвлекаться на незначительные детали.

2. Догадка по заголовку/ новым словам/ слайдам

3. Краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста.

Этап слушания текста (While listening)

В ходе первого прослушивания учащиеся выполняют те задания, которые были на дотекстовом этапе. Однако при формировании навыков аудирования прослушиваний может быть несколько. В таком случае очень важно не потерять мотивацию.

Послетекстовый этап (Follow-up activities)

Прослушав текст и выполнив ряд упражнений к нему, можно и дальше использовать его для развития навыков устной и письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсовая работа на тему: "Аудирование как средство обучения монологической речи на начальном этапе обучения иностранному языку"

Здесь представленаМоя курсовая работа на тему "Аудирование как средство обущения монологической речи на начальном этапе обучения иностранному языку"...

Конкретизация целей обучения математике на уровне учебной темы и создание соответствующих средств обучения, способствующих формированию УУД

Конкретизация целей обучения математике на уровне учебной темы и создание соответствующих средств обучения, способствующих формированию УУД в соответствии с темой  «Умножение и деление десятичных...

Доклад "Развитие рецептивных умений аудирования как цель и средство формирования коммуникативной компетенции"

Выступление на городском методическом объединении учителей английского языка, содержит анализ трудностей, возникающих при формировании и  развитии навыков аудирования, примеры упражнений, направл...

Доклад на тему «Аудирование как цель и средство обучения»

Доклад на тему «Аудирование как цель и средство обучения»....

Конкретизация целей обучения математике на уровне учебной темы и создание соответствующих средств обучения для формирования УУД. Тема: «Призма» УМК Л.С. Атанасян и др.

В работе представлены: 1) планируемые результаты изучения темы: "Призма" (УМК Л.С. Атанасян); 2) средства помощи в изучении темы "Призма"....

Cистема упражнений для обучения аудированию как цели и как средству обучения на уроке английского языка

В методике существует два пути обучения аудированию. Первый путь предполагает обучение аудированию в процессе выполнения специальных упражнений, т.е. аудирование выступает как цель обучения. Второй пу...