Мотивация учебной деятельности и ее формирование.
статья по английскому языку на тему

Полиева Ольга Петровна

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием учились в школе. Но подчас и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «Не хочет учиться», « Мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_uchebnoy_deyatelnosti_i_ee_formirovanie.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация учебной деятельности и ее формирование.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием учились в школе. Но подчас и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «Не хочет учиться», « Мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащиеся по настоящему включился в работу, нужно чтобы задачи были понятны и внутренне приняты им. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Учебная мотивация – это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. Различают мотивы, понимаемые и реально действующие. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например, ребенок не хочет учить уроки, но выполняет их, потому что не хочет огорчить родителей. Предположим, ему говорят: « Пока не сделаешь уроков, не пойдешь играть». Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее задание. Понимаемые мотивы являются подлинно действенными.

Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

  1. Под отрицательной мотивацией  подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей.
  2. Положительная мотивация создается учителем и связана с результатом учения. Условиями для ее поддержания являются поощрение, показ полезностей, усваиваемых знаний для будущего. Для поддержании мотивации, связанной с процессом учения, важным моментом является исследовательская методика.

Существуют три кита учебной мотивации: ощущение самостоятельности процесса поиска знаний, ощущение свободы выбора, ощущение успешности (компетентности).

Кит 1

Ощущение самостоятельности поиска: «Мы  это поняли, узнали, придумали сами».

Этому способствуют проблемные изложения материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе добывания знаний. Необходимо повторять, что у каждого есть право на ошибку. Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет знать. Необходимо учить целеполаганию и планированию.

Кит 2

Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать».

Право выбора должно существовать у каждого человека: темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания. Можно дать возможность самим придумать тему выступления по изучаемому произведению.

Кит 3

Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял,  умею».

Третий важный источник желания учиться – ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех – понятие индивидуальное.

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе. Его можно соединить с когнитивными способностями ученика.

Средний уровень мотивации – это школьная хорошая мотивация. При средних показателях ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал, усваивает основное в программе, внимателен при выполнении заданий, но требует контроля.

Внешняя школьная мотивация выявлена у детей, которые достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями. Учебный процесс таких детей привлекает мало.

При низкой школьной мотивации дети на уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.

Пятый уровень  - это дети, которые испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью,  испытывают проблемы в общении с одноклассниками. Школа воспринимается ими как враждебная среда.

Таким образом, дети с низким уровнем мотивации находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Им требуется контроль и помощь взрослых, они составляют «группу риска».              

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с отклонениями в развитии.

Разработана система работы по формированию мотивации учебной деятельности младших подростков с отклонениями в развитии....

Мотивация учебной деятельности и её формирование

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в      школе.  Но подчас  приходится с сожалением  констатироват...

Мотивация учебной деятельности и ее формирование

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?...

"Мотивация учебной деятельности и ее формирование"

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители  учащихся.  Но подчас и учителям, и родителям ...

Современные педагогические технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках физики

В сфере образовательной политики и методологии развития образования  обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к  системно- деятельностной парадигме образования, следовательно...

Выступление по теме: "Мотивация учебной деятельности и её формирование"

Проблема мотивации в школе (на уроке английского языка)...

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех ж...