« Использование личностных свойств учащихся в обучении иностранному языку в 5-6 классах»
материал по английскому языку (5 класс) на тему

Сопова Инна Владимировна

Выступление на заседании МО иностранных языков

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

« Использование личностных свойств учащихся в обучении иностранному языку в 5-6 классах»

Учитель:Сопова И.В.

2012г.

          В настоящее время одной из важнейших компетенций человека является коммуникативная компетенция. Эффективность обучения в школе во многом определяется уровнем коммуникативных умений. Эти умения учителю нужно формировать и развивать. Согласно концепции коммуникативного обучения одной из главных задач является интеллектуальное развитие учащихся, а одним из принципов коммуникативного обучения является принцип индивидуализации, то есть учет и использование личностных свойств учащегося в процессе обучения. Учет личностных свойств (интересов, склонностей, личного опыта, статуса в классе) особенно важен, так как он порождает мотивацию и интерес к изучению иностранного языка.

            Необходимо стараться раскрыть творческий потенциал ребенка, который заложен в нем с рождения и развивается по мере его взросления благодаря познавательной потребности. Развитие творческих способностей тесно связано с развитием личности ребенка. Психологами отмечено, что становление творческих способностей имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к возрасту10 лет, а второй приходится на юношеский возраст.

     Таким образом, необходимо создавать условия для повышения мотивации к творческой деятельности, тем самым формируя и совершенствуя творческие навыки ребенка.

        Работа по “New Millennium English” для 5-6-го класса уже позволяет активно включать учащихся в реальную деятельность, учитывая их индивидуальность. После изучения каждого раздела дается урок проектного плана, который очень ждут учащиеся. Здесь каждый может выразить себя. Многообразие средств выражения своей мысли выводит ученика в свободное творчество. Ученики готовят большое количество наглядности, выполняют различные работы по оформлению проекта. Проекты, весьма разнообразны и способствуют поддержанию интереса к занятию иностранным языком.

Ребята с нетерпением ожидают и “Progress page”, ведь именно на уроке проверки достижений они становятся “учителями” и проверяют работы друг друга. Такие темы, как “What we wear”, “Fashion show” (Unit 6), были очень интересны девочкам. Они с удовольствием представляли свои модели в ролевой игре“Fashion show”.Но ребята были непревзойденными мастерами в написании “spooky stories” (Unit 7). Учащиеся принимали активное участие в презентации своих рассказов (Unit 7 Lesson 8 “Spooky stories,  проводили многочисленные интервью (Unit 5 “Christmasand New Year”).

      Как правило, есть учащиеся которые менее активны, не стремятся к общению, хуже успевают по иностранному языку. Но учащиеся такого типа (не коммуникабельные) очень хорошо работают по УМК “NewMillennium English”. Учащимся предлагаются такие задания, которые просто нельзя не выполнить : напиши электронное письмо, используя специальный язык компьютерщиков (Unit 3 Lesson 6 “Computer games”), напиши открытку своей учительнице английского языка о поездке в Йорк (Unit 4 Lesson 5 “York and the Vikings”) или нарисуй и опиши школьную форму (Unit 6 Lesson 2 “Fashion show”).

        Таким образом, каждый ученик может проявить себя в соответствии со своими потребностями и интересами. Подобные задания являются доступными, посильными для всех учащихся и позволяют развивать коммуникативные и обще учебные навыки, формируют речевую и языковую компетенцию, позволяют учителю творчески работать и применять свой опыт, учитывая особенности класса.

          Хочется отметить, что личностные свойства учащихся хорошо раскрываются в ролевых играх. Ролевые игры достаточно эффективно развивают способности к творчеству: интеллектуальные и креативные , при этом учитывается индивидуализация каждого ребенка. В развитии творческого мышления могут использоваться незавершенные или открытые учебные ситуации, которые поощряют учащихся к сотворчеству. Ролевые игры позволяют учащимся на практике в атмосфере творчества использовать полученные знания, умения и навыки, помогают ребенку уйти от стресса в ситуации общения на иностранном языке.  Ролевые игры развивают умения быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнообразных коммуникативных ситуациях, овладевая эффективной техникой общения. Данная форма работы является системно-интегрирующим процессом, состоящим  из трех этапов.

Первый этап – коммуникативно-диагностический. На уроках учащиеся рассматривают в различных упражнениях ситуации, подобные той, которая будет им предложена для ролевой игры. Упражнения в диалоговых заданиях предлагают возможные поведенческие модели. Ярким примером подобной подготовки являются уроки 1 и 2 восьмого раздела (What’s the matter? At the doctor’s). Текстовые материалы помогают накапливать необходимый опыт преодоления возможных трудностей, с которым предстоит столкнуться в процессе общения в определенной ситуации.

Второй этап – это уже целенаправленная подготовка к ролевой игре. Данный этап состоит из следующих ступеней:

1. Анализ положительных и отрицательных сторон предстоящего общения в рамках заданной ситуации. Unit 8, Lesson3 (If you have flu, you should..)

2. Совершенствование навыков общения в определенной ситуации. Вырабатывается и тренируется умение общаться в конкретной ситуации. В парах обсуждаю способы лечения некоторых недугов. Подобная форма работы готовит учащихся к ситуативному диалогу формата ЕГЭ.

Третий этап – непосредственно ролевая игра состоит из следующих ступеней:

1. Организация общения: привлечение внимания партнеров по общению, стимулирование их коммуникативной активности, управление процессом и т. д. Ребятам предлагается сделать выбор, о чем они будут говорить. На этой ступени обычно анализируются речевые опоры, распределяются роли и создается максимально приближенная к естественным условиям обстановка для общения и закладываются индивидуальные программы общения.

2. Непосредственно общение в процессе игры. Ступени ролевой игры тесно взаимосвязаны не только друг с другом, но и являются органичным продолжением подготовительного этапа.

     Ученики могут в зависимости от темперамента и уровня подготовленности выбрать подходящую для них роль и в обстановке сотворчества преодолеть страх перед возможностью совершить ошибку.

     Таким образом система ролевых игр развивает гибкость мышления в различных ситуациях, речевую грамотность, простоту и ясность изложения мысли.

       Современное общество требует от выпускников школ не просто определенного набора знаний, но и умения применять их на практике. Сочетание коммуникативно-когнитивного и компетентностного подходов позволяет формировать и развивать такие навыки у учащихся, как умение слушать собеседника и точно выражать собственные мысли, чувствовать эмоциональное состояние партнера по общению, вникать в мотивы его поведения, устанавливать доброжелательные отношения в межличностных контактах, что имеет огромное воспитательное значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам в классе с неоднородным составом обучающихся

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам предполагает обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение....

Выступление "Использование национально-регионального компонента, как метод развития творческих способностей учащихся при обучении иностранному языку"

В материале рассмотрен проблема развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка...

Самостоятельный поисковый и творческий труд учащихся при использовании метода проектов в процессе обучения иностранным языкам

Метод проектов широко используется в современной школе. Данная статья может оказать помощь учителям для использования проектной методики на уроках иностранных языков....

Использование личностных свойств учащихся в обучении. Преемственность средней и высшей школ.

Данная статья предназначена для чтения учителям среднего и старшего звена и показывает важность и необходимость самоактуализации ученика в конкретных учебных условиях, необходимость использовать субъе...

Презентация «Повышение мотивации учащихся к обучению иностранного языка через использование новых педагогических технологий»

На мой взгляд,в  использовании новых технологий заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в реч...

«Личностно-ориентированный подход и обучение иностранным языкам в классах, с неоднородным составом обучающихся в рамках ФГОС»

В данной статье описываются актуальные проблемы иноязычного образования в современном социокультурном контексте....

«Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам»

В   ФГОС прописаны требования к  структуре основной образовательной программы основного общего образования.В содержательном разделе данной  программы имеется  программа развит...