Особенности работы со слабоуспевающими учениками по английскому языку
статья по английскому языку ( класс) на тему

В данной статье описываются основные трудности учащихся при изучении английского языка в профильной школе и даются проверенные приемы снятия этих трудностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы со слабоуспевающими учениками по английскому языку

В сегодняшних условиях перехода к реализации ФГОС основного общего образования школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Это касается и современного качества образования по иностранному языку.

Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка. Особую важность здесь имеет вопрос о мотивации. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. При отсутствии должной мотивации наблюдается сильное снижение мотивации по английскому языку.

Можно выделить следующие признаки неуспеваемости: незнание базовой лексики; непонимание вопросов; неумение составить фразу; обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия речевых автоматизмов; неумение употребить знакомый материал в новой ситуации; нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий; выполнение упражнений наугад, не руководствуясь правилом; пассивность на уроке; отвлекаемость, стремление перевести разговор на посторонние темы, постоянный переход на родной язык.

Работа с детьми в школе с углубленным изучением иностранных языков имеет свою специфику. Английский язык изучается по усиленной программе со 2 класса по 3 часа в неделю. В  связи  с этим,  у некоторых  учащихся  возникают  трудности  в изучении английского языка уже в начальной школе. У тех учащихся,  которые попадают в школу позже, трудностей гораздо больше. Часто это связано с тем, что дети учили язык по более легкой программе, или у них по какой-то причине отсутствуют начальные знания и навыки, имеются большие пробелы, недостаточен лексический запас.

Учитывая большой объем нового языкового материала, поступающего практически каждый день, непонимание языка растет с геометрической прогрессией. В этих случаях перед учителем возникает задача как за короткий период времени научить разновозрастных детей читать, говорить, писать на английском языке? Работать на уроке в общем режиме таким детям очень сложно, поэтому для таких учеников составляется индивидуальный образовательный маршрут, организуются индивидуальные занятия после уроков. Когда есть несколько учеников с примерно одинаковым уровнем, объединяю их в пары и группы. В этом случае у учащихся часто появляется соревновательный интерес, что способствует повышению их мотивации и работоспособности.

Считаю, что для успеха обучения важен принцип личностного общения. Он предполагает, что главной формой учебной деятельности является не слушание, чтение, а живое и активное общение преподавателя с учащимися и учащихся между собой. В общении преподаватель передаёт им информацию, в общении между собой и преподавателем учащиеся усваивают её. Роль преподавателя в любом обучении огромна и в том числе в индивидуальной работе с неуспевающими детьми. Между учеником и учителем должен установиться межличностный контакт, так как только в этом случае можно добиться реальных успехов.

Изучение языка мы начинаем с фонетики, затем постепенно осваиваем грамматику и лексику. В первую очередь на наших занятиях  используются игры, ситуативные беседы. Это эффективный метод для нейтрализации отрицательного отношения учащихся к предмету.

Трудности в работе возникают тогда, когда ученики не владеют лексическим минимумом. Причины тому часто служит слаборазвитая или кратковременная память. Я провожу упражнения, которые позволяют многократно употреблять слово в той или иной ситуации. После таких упражнений лексика «уходит в долгую память».

На уроках включаю для учеников посильные задания, которые данный ученик может выполнить. Планирую опрос учащихся для накопляемости оценок. Стараюсь строить работу в режиме « учитель –  сильный ученик – слабый ученик». Учащийся прежде, чем самому произнести изучаемые речевые образцы, слышит их несколько раз от сильных учеников. Это помогает ему лучше запомнить языковой материал и правильно его использовать. При хорошей устной отработке учебного материала в речи дети хорошо справляются с ним при чтении текста, аудировании, пересказе и других видах работ. Для развития навыков устной речи используются опорные карточки,   подстановочные    упражнения, таблицы. При обобщении изученного материала учащиеся выполняют задания, ориентированные на интеграцию всех отработанных стратегий.

Для работы с грамматическим материалом широко использую грамматические схемы, которые помогают детям строить грамотно предложения. Опыт  работы  показывает, что даже самые слабые ученики хорошо справляются с грамматическим материалом, если с   начального этапа   изучения  иностранному языку дети   приучены работать  со  схемами.   С помощью схем выполняется работа над ошибками.

Для хорошего усвоения материала видимый результат даёт пошаговый контроль знаний (тематический, лексический, грамматический) с последующей коррекцией.

Учащиеся овладевают многими метапредметными умениями. Они учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Используя средства интеграции английского языка с другими учебными предметами (литературой, историей, биологией, географией, русским языком, МХК и др.) учитель помогает в развитии мотивации и интереса к познавательной деятельности.

На уроке иностранного языка учащиеся овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Они организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Они формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планируют и регулируют свою деятельность; овладевают устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Я включаю в свою работу конкурсы, викторины, ролевые игры, проекты, интерактивные технологии. Делаю упор на приобщение учащихся к культуре изучаемого языка, что способствует расширению общего кругозора учащихся и формированию у них общечеловеческого сознания.  На внеурочной деятельности мы ставим спектакли на английском языке. Участие в подобных проектах слабоуспевающих, неуверенных в себе детей помогает раскрыть их творческий потенциал и внушить мысль, что они могут общаться на языке не хуже других.

Планируя учебную деятельность важно помнить, что учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. При организации обучения важно создавать у учеников ситуацию успеха. Даже самый маленький успех воодушевляет детей и поддерживает их интерес к предмету. Учителю важно всегда найти возможность создать такую ситуацию, предложить такое задание, чтобы и ученик с низким уровнем активности имел возможность отличиться; важно похвалой отметить даже самое незначительное продвижение вперёд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы со слабоуспевающимися учащимися по английскому языку

ПланУчителя английского языка со слабоуспевающими учащимися  на 2014/2014 учебный год      Ак-Даш 2014-2015гг...

План работы со слабоуспевающими учениками по русскому языку в 5 классе

В данном документе содержится информация о работе со слабоуспевающими учениками по русскому языку в 5 классе, перечислены причины неуспевания, даны рекомендации....

особенности работы со слабоуспевающими учениками

особенности работы со слабыми успевающими на уроках английского языка...

Работа со слабоуспевающими учащимися по английскому языку на 2017-2018 уч.год

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудно...

Работа со слабоуспевающими учащимися по английскому языку

Работа со слабоуспевающими учащимися по английскому языку...

ПЛАН работы со слабоуспевающими учениками по русскому языку

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотив...

Программа работы со слабоуспевающими учениками по русскому языку

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые учебные умения и на...