Смысловое чтение как метапредметный результат освоения основной образовательной программы.
презентация к уроку по английскому языку на тему

Якимчук Елена Владимировна

Материал включает презентацию и текст доклада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смысловое чтение как метапредметный результат освоения образовательной программы.

Якимчук Елена Владимировна,

заместитель директора по УВР МБОУСОШ №1,

учитель английского языка,  г. Североморск

Метапредметный результат – набор ключевых компетенций (УУД), которыми овладеет обучающийся.

Отмечая сложность процесса чтения,  большинство исследователей выделяют две его стороны:  техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова,  речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую. Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания или перевод авторского кода на свой смысловой код.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части включены в структуру всех универсальных учебных действий:

- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников, которое  означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают ситуации, когда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новым знаниям.

Технологии развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.

Чтение является важнейшим средством социализации учеников. В настоящее время мы наблюдаем засилье поп-культуры через все каналы и средства массовой информации. Окружающая среда не всегда формирует у ребенка потребность думать, переживать. Практически исчезли радио- и телепостановки, нет такой культурной среды, в которой ребенок имел бы возможность погрузиться в мир качественной литературы. Решающее влияние на качество чтения, по выводам экспертов, оказывает досуговое чтение. Учащиеся, которые читают каждый день для удовольствия, показывают значительно более высокие результаты по грамотности чтения, чем их нечитающие сверстники.

Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации и умение эффективно ее переработать, педагоги особо нуждаются в развитии тех качеств, которые еще вчера казались естественными и не требующими специального внимания. Именно сейчас умение быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков стратегиального чтения могут стать залогом успеха каждого учителя.

Что такое смысл? Смысл – т.е. с мыслью. Говоря упрощенно, означает какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т.п.

Этапы в восприятии текста, декодирование информации, содержащейся в тексте. 

Первый этап – собственно  восприятие информации, содержащейся в тексте (непосредственное восприятие значений, прием сообщения).

На этом этапе важно понимание значение встречающихся в тексте слов, высказываний, фрагментов. Они служат средством выражения смысла. Для разного контекста он может быть разным. И осмыслить языковые средства текста (т.е. вскрыть их значения) еще не значит понять смысл текста.

Второй этап – понимание (осмысление сообщения через анализ внешней формы). Понять текст означает:

 выбрать в словах контекстуально актуализированные значения

 выявить поверхностный смысл на базе этих значений.

Третий этап – интерпретация. Чтобы разобраться в тексте, требуется активный анализ, сличение элементов текста друг с другом. Мало понять непосредственное значение сообщения в тексте, необходим процесс перехода от текста к выделению того, в чем состоит внутренний смысл – интерпретации. Осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя.

Степень и глубина восприятия внутреннего смысла зависит от многих причин, связанных с личностью читателя:

 эрудированность,

 уровень образования,

 интуиция,

 чуткость к слову,

 интонации,

 умение эмоционально переживать,

 духовная тонкость.

Последнее десятилетие XX в. внесло в историю российского образования трагические страницы: появился новый термин - "децелерация", означающий массовую задержку детей в физическом и психическом развитии (в противовес "акселерации"). Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Ситуация осложняется появлением детей-беженцев и «сирот» при живых родителях из обеспеченных семей, где старшим "некогда" заниматься воспитанием своих детей.

Т.О. требования к педагогу повышаются. Вы все со мной согласитесь, что современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, приемами, формами и методами работы с разными учениками. Уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально-педагогической ситуации, обладать творческими способностями, аналитической и рефлексивной культурой.

В соответствии с ФГОС в  школе должна быть реализована междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Междисциплинарная программа, которая в соответствии с ФГОС должна реализовываться в процессе обучения. То есть способствующая созданию целостной системы работы по формированию читательской грамотности. Да, чтение, или по-другому работа с информацией, лежит в основе формирования любых УУД.

Если цель школьного обучения - формирование успешности каждого ученика, то формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

Во многом облегчить поиск решения данной проблемы может  Метод денотативного анализа иноязычного текста, который рассматривался многими лингвистами, в частности ученым-лингвистом А.И. Новиковым. Этот метод имеет в своей основе понимание  образа содержания текста, который воспроизводится графически в денотатной схеме. Под денотатом понимается тот предмет, явление, процесс, о котором идет речь в тексте, а система денотатов представляет собой  содержание текста, т.е. денотаты – это единицы содержания текста.

Денотативная методика А. Новикова была разработана с целью обучения различным аспектам чтения:

1) функциональному или обучающему  (тренировка употребления грамматических структур, фразовых глаголов, семантически неделимых единиц, синонимов, антонимов, служебных слов и т. д.);    

  2) коммуникативному

 (поисковому, критическому), которое является отправной точкой обучения различным видам речевой деятельности, письменной и устной коммуникации.

Цели и задачи:

- преодоление «умственной пассивности», стимулирование речевой активности детей;

- повышение мотивации;

- совершенствование содержательного аспекта языкового программного материала;

- развитие общих способностей ребенка с учетом психофизических особенностей;

- систематизация ранее изученного материала;

- совершенствование ЗУН обучающихся, применение их в различных видах речевой деятельности.

Текст  - важнейшая языковая и речевая единица с определенной многоуровневой структурой.

Работа с текстом осуществляется  на четырех этапах:

 I   этап – дотекстовый;

II  этап –  языковой, непосредственная работа с текстом;

III этап – языковой, работа с денотативной картой;

IV этап – речевой, продуктивное построение самостоятельной речевой единицы с опорой на денотативную карту.

Денотативная карта – вариативная логическая схема построения текста. Помогает структурировать, упорядочить и систематизировать языковую наполняемость текста (лексическую, грамматическую и логико-смысловую).

 Является графической основой, как подготовленного высказывания, так и ситуативной речи.

Денный метод я использую с учащимися среднего и старшего звена при обучении различным видам чтения. Он значительно  оптимизирует традиционную систему  работы с текстом на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах, активизируя у обучаемых процессы осмысления, запоминания и усвоения текстовой информации.

В рамках такой работы ученикам можно предложить:        

  1. упражнениях на понимание лексико-тематической основы текста
  • изучить денотатную карту текста и дополнить ее ключевыми словами   из текста;
  • прочитать текст и завершить составление денотатной карты
  1. В упражнениях на установление смысловой связи между единичными фактами текста
  • прочитать текст и заполнить его денотатную карту,  в которой приводятся только пустые блоки;
  • прочитать текст и изучить его денотатную карту, сказать, какие действия не получили в ней отражение
  1. В упражнениях на контроль понимания основного содержания  текста  
  • составить денотатную карту прочитанного текста и пояснить ее;
  • пересказать текст, используя денотатную карту в качестве опоры.

План составления денотатной карты текста:

  1. Прочитайте текст с целью полного извлечения информации.
  2. Найдите объекты (денотаты), о которых идёт речь в тексте.
  3. Определите основную тему текста и выделите основную тему текста и выделите вершину денотатной карты (слово, фраза, предложение).
  4. Постройте денотатную карту, соединяя вершину с выделенными объектами (денотатами), используя слова (глаголы, союзы, наречия), раскрывающие предметные взаимосвязи между денотатами.
  5. Проверьте логическую взаимосвязь между денотатами.

Заключите глаголы в овалы, а всю остальную информацию – в прямоугольники.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М. : Просвещение, 2009. – 201 с.
  3. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смысловое чтение как метапредметный результат освоения образовательной программы

Слайд 2

Метапредметный результат – набор ключевых компетенций (УУД), которыми овладеет обучающийся

Слайд 3

техническое Чтение смысловое

Слайд 4

Смысловое чтение нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Слайд 5

Составляющие чтения включены в структуру всех универсальных учебных действий : - в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; - в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; - в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Слайд 6

К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников.

Слайд 7

Чтение – важнейшее средство социализации учеников.

Слайд 8

Смысловое чтение? Смысл – т.е . с мыслью

Слайд 9

Этапы в восприятии текста: Первый этап – восприятие информации, содержащейся в тексте. Второй этап – понимание (осмысление сообщения через анализ внешней формы). Третий этап – интерпретация. Осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя.

Слайд 10

Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом»

Слайд 11

Цель школьного обучения – формирование успешности каждого ученика, формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

Слайд 12

Метод денотативного анализа иноязычного текста

Слайд 13

Цели и задачи денотативного метода работы с текстом: - преодоление «умственной пассивности», стимулирование речевой активности детей; - повышение мотивации; - совершенствование содержательного аспекта языкового программного материала; - развитие общих способностей ребенка с учетом психофизических особенностей; - систематизация ранее изученного материала; - совершенствование ЗУН обучающихся, применение их в различных видах речевой деятельности

Слайд 14

Работа с текстом осуществляется на четырех этапах: I этап – дотекстовый , этап презентации; II этап – языковой, работа с текстом; III этап – языковой, работа с денотативной картой; IV этап – речевой, продуктивное построение самостоятельной речевой единицы с опорой на денотативную карту.

Слайд 15

упражнения на понимание лексико-тематической основы текста изучить денотатную карту текста и дополнить ее ключевыми словами из текста; прочитать текст и завершить составление денотатной карты

Слайд 16

2. Упражнения на установление смысловой связи между единичными фактами текста - прочитать текст и заполнить его денотатную карту, в которой приводятся только пустые блоки; - прочитать текст и изучить его денотатную карту, сказать, какие действия не получили в ней отражение

Слайд 17

3. Упражнения на контроль понимания основного содержания текста - составить денотатную карту прочитанного текста и пояснить ее; - пересказать текст, используя денотатную карту в качестве опоры.

Слайд 18

План составления денотатной карты текста - Прочитайте текст с целью полного извлечения информации. - Найдите денотаты. - Определите основную тему выделите вершину денотатной карты. - Постройте денотатную карту, соединяя вершину с денотатами, используя, раскрывающие предметные взаимосвязи между денотатами. - Проверьте логическую взаимосвязь между денотатами. - Заключите глаголы в овалы, а всю остальную информацию – в прямоугольники.

Слайд 19

big animals the national animal of India red or orange with black stripes in tall grass is hide s hunts The Bengal Tiger big animals the national animal of India red or orange with black stripes in tall grass is hide s hunts The Bengal Tiger

Слайд 20

Spotlight Учебник для 8 класса Unit 1 Culture Corner 1 ex.2, p.21

Слайд 21

might say famous for their language, sense of humour and politeness reserved greeting one another are when you “affectionate” names may call but don’t be offended, it’s normal their privacy asking people about their age, religion, politics, marital status like avoid come and see me soon drop in anytime or The British instead acceptable topics are family, films, TV, sport, studies, food, hobbies, weather so

Слайд 22

famous for their language, sense of humour and politeness reserved greeting one another when you “affectionate” names but don’t be offended, it’s normal their privacy asking people about their age, religion, politics, marital status avoid come and see me soon drop in anytime or The British instead acceptable topics are family, films, TV, sport, studies, food, hobbies, weather so

Слайд 23

might say are when may call but like avoid or The British instead so

Слайд 24

might say are may call like The British


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка метапредметных результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.

Составление метапредметных заданий для  уроков  биологии и их оценивание....

Разработка урока с учетом требований к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы: урок немецкого языка в 7 классе (общеобразовательном) по теме "Сообщения в чате"

Вашему вниманию предлагается разработка урока немецкого языка в 7 классе (изучение с 5 класса). УМК "Горизонты 7", раздел 3. Тема урока "Сообщения в чате". Урок соответствует требованиям ФГОС к л...

"Химические реакции" Разработка урока для 8 класса с учетом требований к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы

Основная цель занятия: изучить химические реакции на основе одного из признаков - выделения или поглощения тепла.Задачи урока:  Образовательные: повторить признаки физических явлений , способы ра...

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися

Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися...

Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащихся

Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися...