Методические основы обучения диалогической речи
статья по английскому языку на тему

Сигунова Александра Витальевна

Статья посвящена методическим основам диалогической речи. Здесь рассматриваются основные виды диалогов, также три основных этапа обучения диалогической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_dialogicheskoy_rechi.docx15.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методические основы обучения диалогической речи

На основании Федерального Государственного образовательного Стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования основное значение иностранного языка как предметной области школьного обучения состоит в овладении учащимися умением общаться на изучаемом иностранном языке.

Государственный стандарт предполагает владение такими видами диалогов как

- диалоги этикетного характера;

- диалог-расспрос;

- диалог-побуждение к действию;

- диалог-обмен мнениями, сообщениями;

- комбинированные диалоги

В Государственном стандарте раскрыты умения, которыми должен овладеть учащийся, исходя из каждого вида диалога.

Диалог этикетного характера предполагает наличие следующих умений:

  • начать, поддержать, закончить разговор;
  • поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них, выразить благодарность;
  • вежливо переспросить, выразить согласие или отказ.

Объём этикетных диалогов — до 4 реплик со стороны каждого учащегося.

Речевые умения при ведении диалога-расспроса:

  • запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто?  Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;
  • целенаправленно расспрашивать, "брать интервью". Объём данных диалогов — до 6 реплик со стороны каждого учащегося. Речевые умения при ведении диалога-побуждения к действию:
  • обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить;
  • дать совет и принять или не принять его;
  • пригласить к действию/взаимодействию и согласиться или не согласиться принять в нём участие;
  • сделать предложение и выразить согласие или не согласие, принять его, объяснить причину.

Объём данных диалогов — до 4 реплик со стороны каждого учащегося. Речевые умения при ведении диалога-обмена мнениями, сообщениями:

  • выразить точку зрения и согласиться или не согласиться с ней;
  • высказать одобрение или неодобрение;
  • выразить сомнение;
  • выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость или огорчение, желание или нежелание);
  • выразить эмоциональную поддержку партнёра, в том числе с помощью комплиментов.

Объём данных диалогов — не менее 5-7 реплик со стороны каждого учащегося.

Комбинированный диалог сочетает в себе разные виды диалогов (на основе тематики учебного общения, в официальном и неофициальном повседневном общении). При участии этих видов диалога и их комбинациях школьники решают различные коммуникативные задачи, предполагающие развитие и совершенствование культуры речи и соответствующих речевых умений.

При обучении того или иного типа диалогического высказывания выделяется  три основных этапа:

1) На дотекстовом этапе в процессе формирования лексических и грамматических навыков осуществляется обучение микродиалогам (две-три реплики).

2) На втором этапе в процессе работы над текстом должно происходить совершенствование этих микродиалогов. Реплики говорящих должны становится более расширенными, состоящей не из одной фразы.

3) На послетекстовом этапе (развитие речевого умения) имеет место порождение диалогов соответственно предложенным ситуациям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы обучения диалогической речи

Данная разработка может быть полезна для учителей в обучении учащихся диалогической речи, одним из самых трудных видов речевой деятельности....

Повторяемость и вариативность в процессе обучения диалогической речи.

Это практические рекомендации при обучении диалогической речи....

Обучение диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка

Ведущая цель изучения английского языка – коммуникативная.         Мы знаем, что основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в школе является ком...

Обучение диалогической речи по теме "Evironmental Problems", 8 класс, УМК О.В.Афанасьевой

Данный материал - открытый урок с анализом, приложениями и презентацией. В своей деятельности я больший акцент делаю на обучении устно-речевому общению.Формирование навыка и умения ведения диалога осу...

Системно - деятельностный подход в обучении диалогической речи на уроках английского языка

Некоторые приёмы обучения диалогической речи на уроках английского языка в контексте ФГОС. (доклад и презентация)...

Коммуникативный метод обучения. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи.

Коммуникативная тежнология  обучения английскому языку. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи.     Зна...

Теоретические основы обучения диалогической речи на уроке английского языка

Теоретические основы обучения диалогической речи на уроке английского языка...