Приемы активизации устной речи на уроке английского языка
учебно-методическое пособие по английскому языку на тему

Cеменченок Елена Владимировна

Не секрет, что все педагоги, работающие в школе или других образовательных учреждениях, сталкиваются с проблемой нехватки времени на отработку навыка устной речи на уроке английского языка. Программный материал в современных учебниках слишком насыщен грамматическим материалом, что зачастую не позволяет педагогу сформировать навык устной речи в рамках урока. Стремление учителя подготовить учеников к ОГЭ качественно, несмотря на то, что на изучение иностранного языка программой отводиться всего 3 часа в неделю, приводит к тому что за это время нужно сформировать навык аудирования, чтения, навык распознания и употребления множества грамматических структур, поработать над словообразованием, отработать навык письма и т.д. К слову сказать, раздел словообразование слабо представлен почти во всех линейках современных УМК по английскому языку, поэтому учителю приходиться самому придумывать тренировочные упражнения на отработку и автоматизацию данного навыка. В связи с выше сказанным, учитель сталкивается с проблемой "немых" учеников. Они знают времена английского глагола, умеют писать, читать, но их монологическое высказывание ограничивается 1-2 простыми фразами и лексикой, изученной в 5-6 классе.А как можно научить говорить на английском языке, если ученик не желает высказываться или высказывается только тогда, когда учитель просит его об этом?

           Для создания данных условий в процессе обучения английскому языку я использую приемы активизации, которые учитывают все выше перечисленные признаки устного речевого вида деятельности. Преимущества этих приемов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал.

          Далее предлагаются приемы, которые используются мною для активизации учащихся на уроках развития навыков говорения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_aktivizatsii_ustnoy_rechi.docx85.2 КБ

Предварительный просмотр:

 Семенченок Елена Владимировна

учитель английского языка ВКК

МБОУ "Гимназия №1" г. Воронеж

Приемы активизации устной речи на английском языке.

Не секрет, что все педагоги, работающие в школе или других образовательных учреждениях, сталкиваются с проблемой нехватки времени на отработку навыка устной речи на уроке английского языка. Программный материал в современных учебниках слишком насыщен грамматическим материалом, что зачастую не позволяет педагогу сформировать навык устной речи в рамках урока. Стремление учителя подготовить учеников к ОГЭ качественно, несмотря на то, что на изучение иностранного языка программой отводиться всего 3 часа в неделю, приводит к тому что за это время нужно сформировать навык аудирования, чтения, навык распознания и употребления множества грамматических структур, поработать над словообразованием, отработать навык письма и т.д. К слову сказать, раздел словообразование слабо представлен почти во всех линейках современных УМК по английскому языку, поэтому учителю приходиться самому придумывать тренировочные упражнения на отработку и автоматизацию данного навыка. В связи с выше сказанным, учитель сталкивается с проблемой "немых" учеников. Они знают времена английского глагола, умеют писать, читать, но их монологическое высказывание ограничивается 1-2 простыми фразами и лексикой, изученной в 5-6 классе.А как можно научить говорить на английском языке, если ученик не желает высказываться или высказывается только тогда, когда учитель просит его об этом?

Задача учителя в создании условий, которые способствовали бы общению учащихся. Для этого учитель должен учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как: мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т.д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится. Несомненным преимуществом обладают учителя, имеющие часы внеурочной деятельности или внеаудиторной деятельности работающие по ФГОС. Именно на таких занятиях можно выбрать интересный для учащихся курс, самостоятельно подобрать материал, распределить скорость его изучения и закрепления, формы работы и контроля в независимости от рамок школьной программы.

           Для создания данных условий в процессе обучения английскому языку я использую приемы активизации, которые учитывают все выше перечисленные признаки устного речевого вида деятельности. Преимущества этих приемов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал.

          Далее предлагаются приемы, которые используются мною для активизации учащихся на уроках развития навыков говорения.

Скороговорки.

Применение на занятиях английских скороговорок может способствовать совершенствованию произношения, тренировке артикуляционных мускулов, развитию у обучаемых фонематического слуха, а также улучшению и совершенствованию их дикции. 

Многие ученики молчат на уроках иностранного языка боясь, что их речь неправильна, некрасива и будет звучать нелепо. Привожу примеры некоторых скороговорок, которые я использую на уроках. Кстати, их с удовольствием говорят, как младшие, так и старшие школьники. Иногда мы устраиваем соревнования на лучшее и быстрое произнесение и это только подогревает интерес. Боязнь ошибиться проходит, когда ученики видят, что упражнение проводиться не на оценку, а в качестве фонетической разминки и имеет позитивную эмоциональную окраску. Использую такие упражнения после каникул, карантина Долгого перерыва между занятиями английского языка для восстановления произносительных навыков и создания положительного фона урока или занятия.

  • A big black bug bit a big black bear, made the big black bear bleed blood.
  • Betty Better bought some butter. "But," she said, "this butter's bitter.
    If I put it in my batter, it will make my batter bitter.
    But a bit of better butter will make my bitter batter better."
    So she bought a bit of better butter and made her bitter batter better.
  • Each Easter Eddie eats eighty Easter eggs.
  • Can you imagine an imaginary menagerie manager
    imagining managing an imaginary menagerie?
  • Swan swam over the sea. Swim, swan, swim! Swan swam back again. Wellswum, swan!
  • If two witches would watch two watches, which witch would watch which watch?
  • One-One was a racehorse; Two-Two was one, too.
    When One-One won one race, Two-Two won one, too.
  • Ripe white wheat reapers reap ripe white wheat right.
  • Peter Piper picked a peck of pickled peppers.
    Did Peter Piper pick a peck of pickled peppers?ит.д.

Упражнение "OneminuteTalk".

Упражнение на узкую тему, длительность монологического высказывания -1 мин., что заставляет использовать большой словарный запас. В процессе говорения делается акцент и мелкие детали, делаются предположения и прогнозы. Такое упражнение может служить хорошим началом для подготовки устной части экзамена по английскому языку, где нужно говорить или описывать картинку в течение 1.5-2 мин. Темы можно придумать самим. Привожу примеры тем, которые использую (напечатаны на карточках):

- What is going to be good about school next year;

- What sports you practiced this year;

- What you cooked last time;

- what has happened today;

- The most interesting book you`ve ever read;

- TV program you hate ит.д.

Описание картинок с опорными словами.

Упражнение создает ситуацию, при которой необходимо использовать разнообразный словарный запас начиная от внешности, одежды, погоды заканчивая впечатлениями, предположениями и эмоциями. При встрече с проблемой нехватки лексики можно использовать лексические опоры под картиной. Затем эту лексику необходимо закрепить в дополнительных устных или письменных упражнениях. Я использую мультимедийный проектор и вывожу картинку на экран. Для начала организовываю работу всей группы, когда каждый ученик по очереди должен сказать одну фразу по картинке. Необходимо следить за логикой высказывания и просить описывать все детали начиная от главного на картинке затем переходить к второстепенным вещам. Если описывать нужно внешность, то сначала в общем, кто это, рост, возможно возраст, потом описание сверху вниз, то есть лицо, волосы, глаза, нос, рот и т.д. После того как ребята поймут правила можно просить выступить с индивидуальным ответом, в то время как остальные помечают на листочках детали, о которых еще можно было сказать. Пример:

http://modna.com.ua/images/article/plyazhnyj-turizm-813.jpg

Chaiselounge - шезлонг

Azure - лазурный

Serenity - спокойствие

Appeasement- умиротворение

Dreamy- мечтательный

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что некоторые недостатки существующих учебно-методических комплексов не должны стать препятствием на пути к формированию умений иноязычной речи. Специально созданные на уроке педагогические условия и использование дополнительных материалов позволят организовать овладение обучающимися уверенной устной речью на иностранном языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы устранения ошибок в устной речи на уроке английского языка

Научить детей общаться естественным образом в условиях искусственной учебной ситуации- дело сложное и избежать ошибок в процессе овладения языком не представляется возможным, поэтому преподавателю нео...

«ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ        ДОКЛАДна тему:«Приемы активизации устной речи на урокахиностранного языка»...

Приемы активизация устной речи на уроках английского языка

Разновидности приемов изученния и закрепления грамматических структур и устно-речевых высказываний с помощью творческих заданий....

Приемы активизации познавательной деятельности на уроке английского языка

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Я выделила три основных приема, которые могут активно использоваться на уроках английского язык...

12 советов по активизации устной речи на уроках иностранного языка: как сделать так, чтобы ученики заговорили на иностранном языке

Когда дело доходит до говорения, даже самые уверенные в себе ученики берутся за это дело неохотно. Как преподаватель вы не можете нажатием кнопки «переключить» учеников в режим говорения, ...

Мастер-класс по теме "Использование приема убеждения для развития навыков устной речи на уроках английского языка"

Прием убеждения может быть применен в различных дисциплинах, где актуальным является вопрос развития навыков устной речи учащегося...

Методы и приемы активизации устной речи на уроках русского языка у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Развитие устной и письменной речи занимает значительное место. Почти треть уроков по русскому языку отводится на уроки развития речи. Это объясняется  более или менее выраженными отклонениями в р...