Внутренняя наглядность как средство создания коммуникативной мотивации.
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Cеменченок Елена Владимировна

Наглядность - специально организованный показ языкового и экстралингвистического материала с целью облегчения его объяснения, усвоения и использования в речевой деятельности.

Широкое распространение получила лишь одна форма наглядности - внешняя, или перспективная, наглядность, основанная на процессах непосредственно чувственного отражения действительности. Другая форма, связанная с мышлением, - внутренняя наглядность не всегда учитывается на практике и не изучается теоретически

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семенченок Елена Владимировна

Учитель английского языка МБОУ «Гимназия№1»

Г. Воронеж

Внутренняя наглядность как средство создания коммуникативной мотивации.

Наглядность - специально организованный показ языкового и экстралингвистического материала с целью облегчения его объяснения, усвоения и использования в речевой деятельности.

Широкое распространение получила лишь одна форма наглядности - внешняя, или перспективная, наглядность, основанная на процессах непосредственно чувственного отражения действительности. Другая форма, связанная с мышлением, - внутренняя наглядность не всегда учитывается на практике и не изучается теоретически. Внутренняя наглядность, по мнению И.А. Зимней (1985), служит как бы переходным мостом от "опорного" высказывания к самостоятельному, которое осуществляется говорящим по собственной программе. Данный вид наглядности связан главным образом с содержанием мыслительной деятельности говорящего. Данный вид наглядности связан главным образом с содержанием мыслительной деятельности говорящего. Высказывая мысль на родном языке, человек направляет основное внимание на содержание, т.е. на то, что сказать и в какой последовательности, а то, как сказать, осуществляется на уровне фонового автоматизма. Говоря на иностранном языке, человек испытывает дополнительную трудность, так как его внимание переключается еще и на второй объект - отбор языковых средств, составление сообщения. Основная цель обучения устному иноязычному общению как раз и состоит в том, чтобы операции по отбору языковых средств, составлению из них сообщений перевести на уровень фонового автоматизма. Ясно, однако, что сделать это возможно только в том случае, если внимание учащихся в процессе обучения будет направлено на смысловую сторону общения, и они будут испытывать потребность в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений товарищей. Этой цели и может служить наглядность как внешняя, так и внутренняя, которую можно использовать как средство создания коммуникативной мотивации.

Картинки из учебников английского языка иллюстрируют тексты или упражнения. Основные задания, предлагаемые ученикам - описание картинок или действующих лиц; ответы на вопросы по картинкам. Опрос учеников привел к следующим выводам: ученикам пятых классов интересны и сказки, и действительность, и прошлое, и будущее; они любят картинки иллюстрирующие содержание текста; шести – семиклассников интересуют серии картинок объединенных одной сюжетной линией, старшеклассников – картинки остросюжетные, фабульные, связанные с проблемами современности, отношений и совсем не обязательно с жизнью школы. Н. И. Гез, М.В. Ляховицкий (1982) считают, что единственный способ вызвать глубокий эмоциональный и нравственный отклик подростка - поставить его перед проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод.

Обеспечить создание коммуникативной мотивации у школьников можно, предъявив в начале урока или перед выполнением какого-либо вида работы специально разработанный вид внешней наглядности. Ниже представлены ситуативные картинки, которые используются мной для создания внутренней мотивации и потребности использовать изученные языковые средства для формулировки содержания высказывания. Описывать данные картинки можно индивидуально, а можно использовать и соревновательный момент. К примеру:

- опишите картинку сверху вниз (детальное описание с мелкими делалями);

- опишите картинку, произнося, по очереди, только одно предложение. Тот на ком закончится цепочка должен представить себя автором этого фото, и объяснить по какому случаю была сделана эта фотография и почему он хранит ее в своем фотоальбоме;

-опишите картинку но не содержание ее, а эмоции и чувства которые испытывают герои или вы;

- представьте, что вы показываете свой фотоальбом друзьям и там находиться это фото, расскажите про нее подробнее( кто это, где была сделана, кем, почему этот момент важен для вас или героев картинки, что вы испытывали тогда и что случилось с этими людьми потом);

- опишите момент до того сюжета, который изображен на картинке;

- предположите, что произошло затем и т. д.

Для групп со слабой языковой подготовкой можно дать набор опорных слов и выражений.

https://auto.imgsmail.ru/content/photogallery/photos/8/f/8f9d20b924dadd22a48cf758d9cc5d01_orig.jpg

 road traffic accident- дорожно-транспортное происшествие

collide- сталкиваться

average commissioner- аварийный комиссар

confused- растерян

 upset- расстроен

http://modna.com.ua/images/article/plyazhnyj-turizm-813.jpg

Chaise lounge - шезлонг

Azure - лазурный

Serenity - спокойствие

Appeasement - умиротворение

Dreamy - мечтательный

Картинки по запросу туризм картинки

Paddle-весло (грести)

Life vest – спасательный жилет

Vortex- водоворот

Wild river- бурная река

Manly- мужественно

Helmet- шлем

http://www.ukrainatravel.info/wp-content/uploads/peshij-turizm.jpg

Go trekking-подъем в горы

Backpack (rucksack)-рюкзак

Peak, rock-вершины гор, скалы

Equipment-экипировка

http://showcompany.ru/files/pages/images/category/corporatenewyear/pattern/ny15.jpg

Unicycles- эквилибристы       Work out-тренироваться

Arena- арена    Tricks-трюки       Dynasty- династия

Injury-травмы       

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSlxsHKV4D5DZ_OleODz3tkeEA4JQJP21G_BDYtHau1nw0mu9jZ0g

Victory Day-день Победы

military uniform- солдатская форма

to participate in the parade- участвовать в параде

a sense of pride- чувство гордости

1335984881_1

hedgehog- ёж

saucer- блюдце


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа как средство создания мотивации в изучении иностранного языка.

. Целью данного метода является то, что он направлен, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а умет...

Создание положительной мотивации деятельности участников образовательного процесса как средство повышения качества образования на уроках русского языка.

На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личнос...

«Индивидуализация учебного процесса – важнейшее средство создания коммуникативной мотивации».

Доклад  "«Индивидуализация учебного процесса – важнейшее средство создания коммуникативной мотивации»....

«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования»

«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования»...

«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования в объединении декоративно-прикладного творчества «Макраме»»

Большинство детей приходят на первые занятия в объединения учреждений дополнительного образования с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени, и у части детей падает интерес...

«Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся»

Название проекта«Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся» Цель проектаСоздать условия для формирования коммуникативн...

«Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при устной речи на уроке английского языка».

Выступление на районном семинаре учителей английского языка  «Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при устной речи на уроке английского языка»....