Основные педагогические методы и приемы проведения урока по ФГОС
статья по английскому языку (9 класс) на тему

Пономаренко Оксана Вячеславовна

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Согласно их концепции, «важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Как можно научить учащихся учиться? Об этом пишут в концепции развития универсальных учебных действий, разработанной на основе системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie-priemyi-provedeniya-uroka-po-fgos.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Основные педагогические методы и приемы проведения урока по ФГОС

Введение

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Согласно их концепции, «важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Как можно научить учащихся учиться? Об этом пишут в концепции развития универсальных учебных действий, разработанной на основе системно-деятельностного подхода.

Без создания проблемных ситуаций потенциальные развивающие возможности занятий используются не в полной мере. Проблемное обучение вносит в процесс познания учащихся поисково-исследовательский характер, развивает теоретическое мышление, формирует познавательный интерес к содержанию учебных предметов.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.

Данная технология обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитывает активную личность. У ученика формируются такие качества как работа с информацией, склонность к размышлению, аргументация своего мнения.

Основные особенности проблемно-диалогической технологии

Чтобы повысить познавательную активность учащихся, необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала.

Этап введения знаний является наиболее сложной (и творческой) частью урока. Возможно, поэтому методы введения знаний (или методы обучения) являются одной из наиболее исследуемых дидактических категорий.

При традиционном введении нового учебного материала постановка проблемы сводится к сообщению темы учителем, а поиск решения сокращен и снижен до сообщения готового знания. Учащимся остается только воспроизвести (повторить) то, что получено в готовом виде. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют открытие знания учащимися, и, следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.

Проблемные методы  делятся на «классические» и «сокращенные». В настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию. Существует три «классических» метода постановки учебной проблемы. Их сходство - учитель создает проблемную ситуацию.

Различие заключается в трех принципиально разных выходах из нее:

  1. учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему;
  2. ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему;
  3. учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.

Из «классических» методов наиболее эффективен побуждающий диалог, при котором учитель стимулирует учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и формулированию проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности.

К «сокращенным» методам постановки проблемы относятся: подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом. Оба метода не предполагают создания проблемной ситуации и поэтому лишь имитируют творческий процесс.

В настоящем научном творчестве поиск решения проблемы идет через выдвижение и проверку гипотез.

Открытие знаний на уроке организуется тремя принципиально разными вариантами выдвижения и проверки гипотез, различающихся тем, кто осуществляет творческие действия:

  1. учитель лично выдвигает и/или проверяет гипотезу;
  2. ученик сам выдвигает и / или проверяет гипотезу;
  3. учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

«Сокращенный» поиск решения состоит в пошаговом подведении учеников к знанию либо от сформулированной проблемы, либо без нее. Оба метода подведения не предполагают выдвижения и проверки гипотез. А, значит, имитируют творческий процесс.

Наиболее эффективным является подводящий диалог, при котором учитель пошагово приводит учеников к формулировке темы или знания. Подводящий диалог развивает речь учащихся и логическое мышление

Таким образом, наиболее эффективными являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалог.

Вышеизложенная классификация методов обучения позволяет:

  1. определить проблемно-диалогическое обучение как тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем;
  2. разработать технологию проблемно-диалогического обучения, то есть представить детальное описание диалогических методов постановки проблемы и поиска решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы проведения уроков литературы с использованием материалов по краеведению.

На уроке, на каждом его этапе учителю можно и нужно подводить учащихся к «местным» примерам, используя историю родного края. Например, урок в 6 классе «Стихотворение А.А.Пушкина «И.И.Пущину». Светлое ...

Основные педагогические методы и приемы проведения урока по ФГОС

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Согласно их концепции, «важнейшей задачей современной системы образо...

Методы и приемы современного урока в коррекционной школе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в рамках освоения ФГОС.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития об...

Использование современных педагогических методов и приемов на уроках изобразительного искусства

     Всем известно, что с древних времён считалось важным воспитывать личность человека при помощи искусства. А с чего же начинается его изучение? Ответ очевиден: с уроков изобра...

Основные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе

Данная статья «Основные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе» представляет собой описание инновационных технологий с опорой на ли...