Обучающие игры для младших школьников на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Сафронова Екатерина Владимировна

Статья, посвящённая использованию различных видов игр на уроках английского языка в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучающие игры для младших школьников на уроках английского языка

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку, посвященную использованию различных видов игр на уроках английского языка. Этот материал будет полезен учителям английского языка, работающим в начальной школе. 

 «Обучающая игра» — термин до некоторой степени тавтологичен. Игра и учение — единый умственный процесс, и педагог-профессионал всегда ведет урок в игровой атмосфере. Обучающие игры имеют ряд правил: они не должны содержать слишком много информации (даты, имена, правила, формулы), иначе они перестают быть играми; должны расширить мышление детей, поощрять инициативу; должно быть больше самостоятельности, воображения, творчества. 

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Обучающие игры позволяют сформировать интерес младших школьников к изучению иностранного языка, развивать  умственную и волевую активность. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе общения.

Известно, что игра является ведущей формой деятельности ребёнка в младшем школьном возрасте, а применение игровых форм и методов работы важно и необходимо в этом периоде. Игровые формы работы соответствуют следующим современным требованиям:

  • Соответствие темы игры теме и цели урока
  • Четкость и определенность цели и направленности игры.
  • Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.
  • Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.
  • Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности.
  • Понятность и доступность замысла участника игры, простота сюжета.
  • Стимулирующий характер игры.
  • Точность и однозначность игровых правил и ограничений.
  • Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности.
  • Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.
  • Благоприятный психологический климат отношений
  • Простор для личной активности и творчества.

Игры помогают сделать урок более интересным и увлекательным.
Игры повышают эффективность и качество образовательного процесса, улучшают характер взаимодействия учителя и ученика, делают урок эмоциональным и запоминающимся, облегчает учебный процесс. 
Игра на уроках английского языка должна быть интересной, новой, несложной и оживленной. Она также должна способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний.

Очень часто во время работы на уроке возникают моменты, когда внимание учеников ослабевает. Тогда любая игра повышает внимание детей, оживляет, повышает настроение и улучшает восприятие учебного материала. Игры усиливают мотивацию к учению. Ученики очень активны во время игры. Использование игр на уроках английского языка помогает учителю раскрыть личностный потенциал ученика, его положительные  качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию. 

Характеризуя учебные игры, необходимо отметить их особенности:

  • учитель действует совместно с детьми в роли одной из играющих сторон;
  • учитель находится в роли наблюдателя или болельщика;
  • учитель участвует в игре в роли ведущего, арбитра, эксперта, консультанта.

Оптимальность использования игры может быть определена следующими условиям, если: происходит включение познавательной активности, ситуация успеха в учебной игре является предпосылкой познавательной активности.

       Игры можно использовать как в начале, так и  в конце урока для снятия  напряжения, с целью отдыха учащихся, ознакомления или закрепления пройденного материала. Разумное применение игр на уроках и их сочетание с другими методическими приёмами способствуют качественному усвоению материала.

      Игровая форма работы даёт возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразить формы урока и поддерживать внимание учащихся на уроке. Игра служит средством повышения эффективности урока лишь тогда, когда она педагогически и методически целенаправленна. Необходимо постепенно вводить всё новые типы и виды игр, видоизменять и усложнять их содержание и материал. Играя на уроках английского языка, ученики практикуются в речевой деятельности, которая благодаря этому автоматизируется и постоянно расширяется.

      В зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различные игры, они могут предлагаться в процессе закрепления учебного материала, на этапе его активизации в речи учащихся. Игры применяются, как отдельные элементы урока или весь урок может быть проведен в форме игры с элементами соревнования между группами.

 Классификация игр в учебном процессе:

• по структуре: игры-упражнения, игры-состязания (конкурсы), ролевые игры.

• по характеру познавательной деятельности: игры-восприятия, репродуктивные, игры-осмысление, поисковые игры, - закрепления.

• по степени самостоятельности: различные типы дидактических игр. 

Существуют разные виды уроков с применением игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок — соревнование, урок — конкурс, урок — путешествие, урок — КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

4) использование дидактической игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися одной параллели.

Игры-упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

Игры- путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх — путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

Сюжетная (ролевая) игра. Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями.

Игра- соревнование может включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры -соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра -соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

В нашей работе мы подразделяем игры на следующие категории:
Игры по тренировке лексического материала по теме урока.
Игры по тренировке грамматического и лексико – грамматического материала
Игры по формированию и закреплению произносительных навыков
Игры комплексного характера.

 Лексические игры

Вычеркни лишнее слово

Учитель предлагает разные карточки по 4-6 слов. Учащийся должен найти одно лишнее, которое не завязано с другими по теме.

Например, cow, dog, wolf, sheep, cat, horse — the odd word is wolf — не относится к теме «Домашние животные».

Что пропало?

Перед детьми раскладываются предметы по определенной теме. Затем учащиеся закрывают глаза, один из предметов убирается. «Close your eyes. Open your eyes. What`s missing? »  (можно водящим назначать ребенка) 

      Снежный ком

  Начиная игру, учитель называет первое слово. Каждый последующий ученик должен назвать все предыдущие слова в том порядке, в каком они включались в игру, и сказать новое слово. Если кто-то забыл слово или перепутал порядок, он выбывает из игры.

Учитель -I have got a mother…

(Pupil 1): I have got a mother, a father

(Pupil 2): I have got a mother, a father, a sister

(Pupil 3): I have got a mother, a father, a sister, a brother …. (и так далее)

Аналогично можно тренировать такие темы, как  «Профессии» I want to be a ….«Игры, спорт» I like to play ….

Грамматические игры

Сколько страниц? (отработка числительных до 20 и конструкции «there are»)
Учитель приносит несколько интересных книжек. И спрашивает:
Учитель: - How many pages are there in the book?
(Pupil 1): There are three hundred and fifty pages.
- No, less.
(Pupil 2): Two hundred and fifty.
- More.
(Pupil 3): Two hundred and eighty.
- That’s right!
Угадавший получает право первым посмотреть книгу.

 Прятки на картинке (предлоги места- in, on, under, in front of, behind). 

Учитель предварительно подбирает картинку с изображением любого помещения. Один из учеников «прячется» в этой комнате, например, under the table. Записывает свое место на листочке и отдает учителю. Дети пытаются отгадать, где он прячется.

«Dima is behind the sofa. - Wrong! Dima isn`t behind the sofa.-Dima is under the table.- Right! Dima is under the table.»Тот, кто угадывает, становится водящим.

Это мое место

Эта игра очень эффективна при изучении различных времен и построении предложений. Каждому играющему выдается карточка с одним из членов предложения (I, do, at home, homework). Учитель говорит предложение на русском, а дети должны, соответственно, встать с места  в нужном порядке. 

Покажи действие. ( закрепление времени Present Continuous)

Группа детей выходит к доске и каждый из них жестами и мимикой имитирует какой-либо действие.
Учитель:-Guess what each pupil is doing.
(Pupil 1):-This boy is doing his morning exercises.
(Pupil 2):-That girl is washing her face.
(Pupil 3):-This boy is putting on his red scarf.

Фонетические игры

 Какой звук задумал учитель?

Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и то же звук. Отгадавший первым, получает право загадать свою загадку. Например: Учитель:-mother, father, sister, brother

Учитель:- fat, map, cap, sat, bed.

Правда – ложь (игра на внимательность)

а) Учитель называет звуки, показывая на буквы и буквосочетания, а ученики должны обнаружить ошибку, если она имеется.
б) учитель показывает карточки звуков и называет их, а ученики должны поднять руку, если обнаружат ошибку, исправить её, назвав правильно звук.

Будь внимателен

Каждому участнику раздается карточка с определенным словом. Дети сидят на своих местах. Учитель называет слово из карточки. Как только учащийся слышит свое слово, он должен встать, пробежать круг и вернуться на свое место. Те, кто проворонил свою очередь, выбывает.

Игровые физкультминутки (динамические паузы) на уроках английского языка.

Сохранение и укрепление здоровья детей на уроках не возможно без применения современных здоровьесберегающих технологий. Этому способствует различные физкультминутки или  динамические паузы. Физкультминутки являются важными  и необходимыми  этапами на уроках иностранного языка. Снизить утомление детей можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого можно использовать всевозможные средства восстановление работоспособности. 

Например, провести зарядку, показывая движения под музыку.

  1. Hands up! Hands down!
    Hands on hips! Sit down!
    Hands up! To the sides!
    Bend left! Bend right!
    One, two, three …Hop!
    One, two, three ….Stop!

Hands down! Sit down!

  1. Head and shoulders,
    Knees and toes,
    Knees and toes.
    Head and shoulders,
    Knees and toes,
    Knees and toes.
    And eyes and ears
    And mouth and nose.

    Head and shoulders,
   Knees and toes.

3. Hands up! Clap! Clap! Clap!
   Hands down! Shake! Shake! Shake!
   Hands on hips! Jump! Jump! Jump!
   Run! Go! Swim! Stand up!

В заключении хочется отметить, что учебные игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности. В процессе игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, умение общаться друг с другом.

Игра занимает особое место в процессе активного обучения, являясь одновременно и методом и формой организации обучения. Использование игры на уроках английского языка имеет большое значение для формирования новых умений и навыков. Использование различных игровых приёмов и ситуаций на уроках способствует формированию дружного коллектива в классе, воспитывают ответственность и взаимопомощь, так как в игре они должны быть «одной командой», помогать и поддерживать друг друга.

Список литературы:
1. Григорьева М.Б. Использование игровых приемов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 10, с. 47 
2. Данилова Г.В. Английский язык 5-9классы. Обучающие игры / авт.-сост. Г.В.Данилова – Волгоград: Учитель, 2008. – 93с.: ил. 
3. Жаркова Л.А. Игровые физкультминутки на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 1, с. 24 
4. Иванцова Т.Ю. Игры на английском языке // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 4, с. 52 
5. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – Спб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. – 192 с. 
6. Лобачева Н.П. Игры и сказки для работы над темами "What Do You Look Like?” и "What Are You Like?” // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 1, с. 36 
7. Петринчук И.И. Ещё раз об игре // Иностранные языки в школе. – 2008 – № 2, с. 37 
8. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 8, с. 46

9. Кузнецова В.И. «Игровая деятельность как средство обучения»

10. Петров А.В. «Игровая деятельность как вид активного социально-    психологического обучения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы обучению чтения младших школьников на уроках английского языка

Методические рекомендации помогут учителям,работающим в начальной школе...

«Игра как условие развития познавательных способностей младшего школьника на уроке английского языка»

В реферате рассматривается "Роль игры в развитии познавательных способностей учащихся  обучении английскому языку" и даны методические рекомендации к проблемам...

Динамика ЗУН при формировании лексической компетенции младшего школьника на уроках английского языка через применение средств ИКТ

компьютерные программы- праобраз электронных учебнико-помогают  нам замотивировать ребёнка-дают ему возможность в своём темпе учиться понимать английскую речь-дают возможность многократного повто...

Статья Игра как способ обучения и здоровьесбережения младших школьников на уроках английского языка.

Статья о значении  игра на уроках английского языка в начальной школе....

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В данной статье рассматривается активное использование лингвострановедческого материала при обучении английскому языку  на начальном этапе. Формирование у школьников социокультурной  компете...

"Игровые методы как средство активизации у младших школьников на уроках английского языка"

Доклад для выступления на ШМО учителей иностранного языка об эффективности использования игровых методов у младших школьников на уроках английского языка....