Значение портфолио в подготовке учащихся к успешной сдачи итоговой аттестации по английскому языку
статья по английскому языку на тему

Шлыкова Светлана Михайловна

Опубликованная статья в сборнике Центра научной мыли, г. Таганрог

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение портфолио в подготовке учащихся к успешной сдачи итоговой аттестации по английскому языку

Демина С.М.

МБОУ «Дубровская СОШ», х. Дубровский, Ростовская область

С 2009 года ЕГЭ (Единый Государственный экзамен) является основной формой государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в вузы и ссузы в Российской Федерации [3]. На официальном портале приводится и определение ЕГЭ, который уверенно и основательно вошел в нашу жизнь: Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов (КИМ) [3].

Результаты освоения программ определяются по завершении обучения [1]. Очевидно, что уровень достижения планируемых результатов учитывается при оценке деятельности и педагогических работников, и образовательных учреждений вцелом. Об этом идет речь в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования [1]. Кроме того, всесторонне развитая, конкурентноспособная личность, готовая к «саморазвитию и непрерывному самообразованию», полностью подготовленная к выбору профессии – это цель каждого образовательного учреждения [1]. ЕГЭ неразрывно связан с этими факторами, и получение высоких баллов на итоговой аттестации – это шаг к достойному будущему. Вот почему все без исключения учителя ежедневно находятся в непрерывном педагогическом поиске новых и эффективных методов достижения высоких результатов на экзаменах.

Наиболее важным, на мой взгляд, в процессе подготовки к экзаменам является мониторинг достижений учащихся, выявления неудач и анализ причин. Помимо этого, важен разноуровневый подход и определенная система работа. Результаты учащихся во время подготовки должны быть наглядными для них самих, в работе должна присутствовать систематизация. Одним из способов достижения вышесказанного является создание портфолио учащегося именно для реализации принципа личностно-ориентированного обучения при подготовке к экзаменам. Благодаря портфолио учащийся получит возможность отслеживать динамику обучения, выявлять пробелы в знаниях, объективно оценивать свои достижения.

Опыт показывает, что для учащихся, выбирающих для сдачи ЕГЭ и ГИА предметы «по выбору» (необязательные), роль портфолио трудно переоценить. Чаще всего, необязательные для сдачи предметы сдает небольшое количество учащихся в классе. Учителю необходимо так выстроить свою работу, чтобы и проведение уроков согласно планированию, и подготовка к экзаменам оказались одинаково эффективными. В данной ситуации на помощь приходит портфолио, которое помогает учащимся освоить предмет на повышенном и высоком уровнях. Учащийся становится субъектом образовательного процесса, развиваются и совершенствуются навыки самостоятельной работы [2].

Основная роль портфолио – оценить качество подготовки учащегося к экзамену.

Не могу не отметить значение прохождения итоговой аттестации в 9 классе в формате ГИА по тому предмету, который учащийся будет сдавать в 11 классе. Это не только хорошая подготовка для будущей сдачи ЕГЭ, но и отличная возможность проверить свои знания и «прочувствовать» атмосферу сдачи экзамена. Ведь одинаково важны не только качественная подготовка, но и эмоциональный настрой.

Зачастую учащиеся не знают, какие экзамены им предстоит сдавать для поступления в будущем. А подготовка к экзаменам должна вестись систематически. Ведение портфолио помогает учителю постепенно готовить учащихся к экзаменам, дает возможность проследить выполнение учащимися задания на базовом и высоком уровнях. В какой - то мере отслеживание своих результатов помогает учащимся в дальнейшем определиться с выбором экзаменов.

Считаю, что структуру портфолио, одна из ключевых целей которого прохождение итоговой аттестации, учитель определяет по своему усмотрению. Как правило, начиная с 8 класса, учащиеся, желающие сдавать тот или иной предмет по выбору, больше работают самостоятельно, получают дополнительные консультации учителей и задания высоко уровня. В этом случае портфолио учащихся дополняется новыми материалами и соответственно его объем увеличивается. Обучение - это динамический процесс и соответственно портфолио не может сохранять лишь изначально разработанные разделы. Исходя из опыта подготовки учащихся к сдаче итоговой аттестации в 9 и 11 классе в формате ЕГЭ по английскому языку, могу сказать, что эффективным оказывается портфолио, которое содержит:

1. Титульный лист.

2. Организация и проведение экзамена (спецификация, кодификатор, шкала перевода первичных баллов, правила, регулирующие проведение экзаменов и др). В данный раздел обязательно включить демонстрационные материалы прошлых лет, образцы бланков.

3. Теоретический материал. Касательно грамматической стороны речи: учащийся может в любой момент посмотреть правило, вспомнить форму, сделать памятки и заметки. Необходимо обеспечить учащихся правилами и схемами написания личного письма и эссе, критериями оценивания.

4. Выполняемые учащимися задания по всем разделам (самый объемный раздел): аудирование, чтение, грамматика и лексика, письмо. При подготовке к экзаменам учащиеся выполняют задания в бланках ответов. Соответственно бланки ответов содержатся в портфолио. Личное письмо и эссе анализируются по соответствующим критериям, выставляются баллы и обязательно проводится анализ ошибок. Это помогает избежать подобных недочетов в будущем.

5. Таблица отслеживания результатов выполнения пробных экзаменов (как правило, 9, 11 классы) с выставлением баллов. Такую таблицу учащийся может заполнять сам, следя за динамикой результатов.

Результаты выполняемых работ по английскому языку (11 класс)

Дата

Вид деятельности

Аудирование

Чтение

Письмо

Грамматические навыки

(В4-В10)

Лексико-грамматические задания

(В11-В16)

Лексико-грамматически ена выки (А22-А28)

Допущенные ошибки

Источник задания

Понимание основного содержание прослушанного текста (В1)

Понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации (А1-А7)

Полное понимание прослушанного текста (А8-А14)

Понимание основного содержания текста (В2)

Понимание структурно-смысловых связей в тексте (В3)

Полное и точное понимание информации в тексте (А15-А21)

Письмо личного характера С1

Эссе «Ваше мнение» С2

Данная таблица позволяет построить график достижений и наглядно продемонстрировать динамику.

Раздел самоанализа отдельно не выделяю, так как он осуществляется учащимся после выполнения конкретного вида деятельности.

Хочу отметить, что в 11 классе говорение (монологическая и дилогическая речь) не является объектом контроля на ЕГЭ, однако, основная цель обучения языку именно коммуникативная. Поэтому и при подготовке к экзаменам веду работу, направленную на развитие коммуникативных навыков. Портфолио пополняем и материалами для развития навыков говорения: опорные схемы, тексты,  переводы песен, картинки для описания.

Данная система подтвердила свою эффективность высоким показателем качества знаний на итоговой государственной аттестации.

Список литературы

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Среднее полное общее образование.- М., 2011 г, стр. 3, 43

2.http://liceum-dubna.ucoz.ru/Docs/METODkop/English/zhuravleva_e.v-ispolzovanie_tekhnologii_portfolio.doc

3. http://www.ege.edu.ru/ru/main/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к итоговой аттестации по английскому языку за курс начальной школы (разделы "Грамматика", "Письмо", "Чтение", "Аудирование", "Устная речь" )

Данный материал состоит из примерных устных высказываний для беседы по  10 основным темам, изучаемым в курсе УМК «Звёздный английский» для 4 класса,  и может быть использован для  подго...

Доклад на тему « Эффективные технологии подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку»

Доклад на тему « Эффективные технологии подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку»...

ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К СДАЧЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Идея единого государственного экзамена возникла в условиях резко возросшего разнообразия средств и методов обучения в школе, использования вариативных учебных планов, программ, учебников и учебных пос...

Подготовка учащихся начальной школы к итоговой аттестации по немецкому языку (Международная ярмарка педагогических инноваций г. Сарапул 2018 год)

      Для того чтобы сориентировать учащихся начальных классах в формате и требованиях единого государственного экзамена нужны были задания и упражнения, которые бы сбалансирован...

Формы и методы работы по подготовке учащихся к новым видам итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах (ГИА и ЕГЭ).

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. На территории Мордовии ЕГЭ был введен в качестве эксперимента  еще в 2002 году. Конечно же,  за довольно продолжите...

"Система подготовки учащихся 9 классов к итоговой аттестации по английскому языку в формате ОГЭ"

Данная статья посвящена актуальному вопросу  современного образования, а именно  подготовке учащихся к экзамену по иностранному языку. В статье представлены  практические рекомендации...

«Роль профориентационной работы для повышения мотивации школьников к достижению планируемых результатов по усвоению образовательной программы, успешной сдачи итоговой аттестации, осознанного выбора дальнейшего жизненного пути на уроках технологии»

Осознанный выбор профессии, одна из главных проблем в жизни каждого человека. Особо значимым является формирование умения включаться в общественно производительный труд и социальные отношения трудовог...