Урок-дебаты в 10 классе по теме "Should cars be banned from the city centre?"
методическая разработка по английскому языку (10 класс) на тему

Козенева Екатерина Анатольевна

Данная работа представляет собой разработку урока английского языка по теме "Should cars be banned from the city centres?"/ "Запрет на въезд личного транспорта в центр города" (УМК Spotlight-10) по технологии "Дебаты", которую я использую на старшем этапе обучения.Цель методической разработки: представить  практический опыт использования технологии «Дебаты»  на примере урока английского языка, описать процедуру подготовки и проведения урока по данной технологии.  Методическая разработка может быть полезна для учителей иностранного языка, работающих  в группах с повышенным уровнем языковой подготовки на старшем этапе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_debaty.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

Козенева Екатерина Анатольевна,

учитель английского языка высшей категории

ГБОУ Школа №460 г.Москвы

«Технология «Дебаты» как современная образовательная технология в обучении иностранному языку»

Методическая разработка

2016г.

г. Москва

Данная работа представляет собой разработку урока английского языка по технологии "Дебаты", которую я использую на старшем этапе обучения. Методическая разработка может быть полезной для учителей английского языка, работающих в группе с повышенным уровнем языковой подготовки.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основное назначение образовательной дисциплины «Иностранный язык» в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. В последние десятилетия в практику преподавания иностранных языков пришел коммуникативно-ориентированный метод как надежная теоретическая и практическая основа обучения устному речевому общению не через перевод, заучивание текстов и грамматических правил, а через коммуникацию, максимально приближенную к реальной. Однако, современные реалии диктуют свои условия, и зачастую основные усилия учителей направлены на подготовку и сдачу учениками ЕГЭ. Выполнение заданий на тестовых бланках фактически заменило собой обучение говорению.  Распространенной практикой на уроках английского языка стала подмена обучения устной речи серией лексических и грамматических упражнений и тренировкой умения понимать устный и письменный текст, обучение умению создавать письменные тексты заданного формата и в строгом соответствии с формальными требованиями, когда оформление ответа важнее его содержания. Подобные задания, нередко выполняемые как «заполнение бланка», являются показателями не коммуникативной, а тестовой компетенции учащихся. Как следствие, на уроках заметно сократилось время говорения учащихся, в результате снизился уровень устных речевых умений, учителя стали все больше внимания и времени уделять языковому тренингу.

Решением этой проблемы может быть и становится возвращение устной части в программу Единого государственного экзамена. Возвращение устных интеллектуальных испытаний в программу ЕГЭ вновь повышает значимость формирования у учащихся речевой компетенции. Языковой экзамен становится стимулом обучения школьников иноязычному говорению. Возрастает мотивация и смысл овладения устной речью на уроках иностранного языка, увеличивается время говорения учащихся на занятиях, возвращается интерес к методическим приёмам обучения говорению с целью повышения учебных результатов школьников.

      Цель методической разработки: представить  практический опыт использования технологии «Дебаты»  на примере урока английского языка, описать процедуру подготовки и проведения урока по данной технологии.  Методическая разработка может быть полезна для учителей иностранного языка, работающих  в группах с повышенным уровнем языковой подготовки на старшем этапе.

 

“Дебаты” – это интеллектуальная игра, в ходе которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде утверждения, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить жюри доказательства, факты, цитаты, статистические данные, поддерживающие их позицию, которые составляют кейс команды. Участники дебатов задают вопросы противоположной стороне и отвечают на вопросы оппонентов; вопросы могут быть использованы для разъяснения позиции оппонентов и для выявления ошибок у противника. После выслушивания обеих команд жюри заполняют протоколы, которые фиксируют решение о предпочтении более убедительной в дебатах команды и представляют аудитории сравнительный анализ позиций сторон. В игре участвуют три игрока с каждой стороны, но число участников может быть увеличено в зависимости от типа дебатов. Регламент также оговаривается в каждом конкретном случае. Назначается и таймкипер, который следит за соблюдением регламента.

Цель технологии «Дебаты» - развитие у студентов критического мышления для решения различных проблем в профессиональной деятельности и в практических жизненных ситуациях.

Использование технологии дебатов позволяет решать следующие задачи:

  • образовательные, так как это способствуют закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками; обучение способам поиска и отбора информации; обучение основам письменной и устной монологической речи, а также ведения дискуссии;
  • развивающие, так как это способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей, развитию навыков ораторского искусства;

дебаты развивают логику, критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения; 

  •  воспитательные, так как это способствует формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы;

Педагогическая образовательная технология “Дебаты” базируется на следующих принципах: целостность, универсальность, вариативность, ориентация на демократизацию учебного процесса, личностная ориентированность обучения, ориентация на подготовку учащихся к самообразованию, добыванию знаний. Эта технология по праву принадлежит к открытой педагогике, в которой учеба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как координатор этого процесса.

Дебаты предполагают:

  • Активное включение ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на внутренней мотивации;
  • Организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в учебной деятельности;
  • Обеспечение диалогического общения между учителем и учениками и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

Эффективность использования дебатов в обучении во многом зависит от осознания учителем возможности и целесообразности их применения:

  • при изучении той или иной темы – не всякая тема может быть предметом дискуссии; тема должна быть грамотно сформулирована;
  • в том или ином классе – успех проведения дебатов во многом зависит от доброжелательной, творческой атмосферы на уроке;  учитель должен адекватно оценивать степень подготовленности обучающихся, необходимой для проведения разного типа дебатов;
  • дебаты могут использоваться для обобщения, систематизации, контроля знаний, закрепления материала;
  • для реализации поставленных учебных целей – успешная реализация поставленных целей, достигаемых посредством дебатов, определяется умением учителя создать условия для эффективного взаимодействия на уроке, установления доверительных отношений с обучающимися, четкое определение темы и объема обсуждаемого материала, умение учителя и учащихся организовать деловое общение.

В ходе обучения английскому языку можно использовать дебаты как форму урока, так и элементы данной технологии. Кажется допустимым применять на уроках так называемые «модифицированные» дебаты, в которые внесены некоторые изменения правил, что позволяет вовлечь в работу всю группу. В модифицированных дебатах возможно изменение регламента, увеличение числа игроков в командах, допускаются вопросы из аудитории, организуются «группы поддержки», обсуждение проблемы продолжается после игры и т.д.

В данной работе я хочу представить собственную разработку урока, проведенного по технологии “Дебаты” в 10 классе, в соответствии с УМК "Английский в фокусе" для 10 класса авторов О.В.Афанасьевой, Д.Дули, И.В.Михеевой по теме “Should cars be banned from the city centre?”

Активно я стала использовать данную технологию в своей работе при подготовке учащихся к сдаче письменной части ЕГЭ по английскому языку, т.к. там есть элементы рассуждения «за» и «против». 

Технологическая карта урока

Учитель – Козенева Е.А.

Предмет – английский язык

Класс – 10 А

Тип урока –  Урок общеметодологической направленности 

Тема

Should cars be banned from the city centre? /

Запрет на въезд личного транспорта в центр города

Цель

Развитие  коммуникативной компетенции учащихся на основе личностно ориентированной коммуникативной технологии

Задачи

Образовательные:

повторение и закрепление лексического материала по теме «Экологические проблемы»;

развитие умений и навыков во всех видах речевой деятельности;

совершенствование коммуникативных умений;

Развивающие:

развитие способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов,

развитие умения представить свою работу;

развитие познавательных умений и навыков через межпредметные связи (с экологией); 

Воспитательные:

Повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс; создание благоприятных условий для проявления индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции, формирование умения аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и стараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме

УУД

Личностные:

  – формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;  

   – формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения 

Регулятивные:

—умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Коммуникативные:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение участвовать в дискуссии; ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать и употреблять в устной речи лексические единицы и речевые структуры по теме урока;
  • уметь представлять аргументы в защиту своего мнения, подбирать контраргумент мнению оппонента;

Личностные:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • формирование основ экологической культуры;

Метапредметные:

  • развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
  • развитие навыков работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);
  • развитие коммуникативной компетенции;

Основные понятия

Pollution, excessive traffic, to negatively impact, to affect/effect, to congest, human health, constant noise and pollution, sleep disorders, to ban, solutions

Межпредметные связи

Английский язык, экология

Ресурсы

1.        Учебник «Английский в фокусе-10» О.В.Афанасьевой, Д.Дули, И.В.Михеевой, (стр 72-73)

2.        http://debatewise.org/debates/3521-cars-should-be-banned-from-city-centres/

3.        https://www.theguardian.com/cities/2014/jul/10/live-debate-ban-cars-city-centres-pedestrianisation

Формы

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Технология

Дебаты

Структура урока

Этап урока

Содержание урока

Деятельность

обучающихся

Деятельность учителя

1. Организационный этап

Организация пространства для проведения урока

Приветствуют учителя, отвечают на вопросы учителя

Приветствует  обучающихся, проверяет их готовность

к уроку

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению новых знаний

Речевая разминка

Определение темы, цели и основных задач урока

Введение в дискуссию

Работа в парах, обсуждение «Жизнь в большом городе: плюсы и минусы»

Обучающиеся просматривают видеофрагмент/презентацию и формулируют  тему, цель и основные задачи урока

Создает проблемную ситуацию, которая подтолкнет учащихся к формулированию цели урока.

3. Этап усвоения новых знаний

Интеграция предметов: английский язык, экология

Дебаты (Приложение 1)

Распределяют роли между членами группы (Приложение 2); выстраивают систему аргументов для убеждения оппонентов и жюри; продумывают вопросы сторонам и ответы на возможные вопросы

Выступающие аргументированно и спокойно отстаивают свою точку зрения, стараются убедить аудиторию в своей правоте, используя подготовленную информацию.

Судьи заполняют оценочную таблицу (Приложение 4), оглашают результаты дебатов: команда победителей, лучший спикер, лучший вопрос

Организует работу обучающихся в  группах по 3-4 человека.

Консультирует, направляет и при необходимости корректирует работу учащихся 

Наблюдает за поведением участников, отмечает для себя трудности, которые они испытывают (Приложение 3).

4. Обобщение и систематизация

Подведение итогов работы на уроке. Рефлексивное осмысление результатов урока.  

Заполняют листы само-  и взаимооценки (Приложение 5,6)

Оценивают эффективность дискуссии в решении обсуждаемой проблемы.

Предлагает учащимся подвести итоги учебной деятельности

Приложение 1

Ход дебатов

Chairman: Good afternoon, Ladies and Gentlemen, Honourable Jury, Mass Media representatives!

Let me open the debate. The motion is ____________________ It is proposed by the first team. So, the floor is given to the Proposition team.

P1 (Leader) : Ladies and Gentlemen, Honourable Jury, Mr Chairman,

Let me introduce myself and my team! I am ____ ,Speaker 1, this is ______, my 2nd Speaker . Last but not least, _________, my 3rd Speaker.

So, __(introduction – relevance of the topic)__________________________

I strongly believe that _(repeats the MOTION)__ and I will explain why. _____________argument 1 +examples, reasons)_____________________

Now, I am ready to answer your questions.

Chairman: Thank you. Now, the floor is given to the Opposition team.

O1 (Leader): Ladies and Gentlemen, Mr Chairman and Jury,

I represent the Opposition team, I am the first speaker and my name is ____, our 2nd speaker is_________ and 3rd speaker is _________ and our team believes that ___________(repeats the motion with NOT)_____________________________

the Leader of the Proposition team has made a sincere effort, but alas, has misunderstandings that I would like to clear up. She (He) has told that __repeats their argument ____  

But I totally disagree  as ___your counterargument______

I believe that ____________________ (repeats the motion with NOT)______ because _________  argument + examples, reasons____________

Now I am ready to answer your questions.

Chairman: Thank you. Now, the floor is given to the Proposition team.

P2: Ladies and Gentlemen, I am Speaker 2 of the Proposition team and I disagree with my opponent who has said that ______ repeats their argument_________ and I will explain why. ______ your counterargument ______  

It seems to me that ____repeats the motion ______ as __argument + examples, reasons___

Now I am ready to answer your questions.

Chairman: Thank you. Now, the floor is given to the Opposition team.

O2: Ladies and Gentlemen, I am Speaker 2 of the Opposition team and I disagree with my opponent who has said that ______ repeats their argument_________ and I will explain why. _____________________  

In my opinion, ____repeats the motion with NOT ______ as ____argument 2___

Now I am ready to answer your questions.

Chairman: Thank you. Now, the floor is given to the Proposition team.

P3:Ladies and Gentlemen, I am Speaker 3 of the Proposition team and I disagree with my opponent who has said that ______ repeats their argument_________ and I will explain why. _____________________  

Personally, I believe that ____repeats the motion ______ as ___ argument 3___

Therefore, I leave you with this thought:  _MOTION______

Now I am ready to answer your questions.

Chairman: Thank you. Now, the floor is given to the Opposition team.

O3  Ladies and gentlemen, I am Speaker 3 of the Opposition team and I disagree with my opponent who has said that ______ repeats their argument_________ and I will explain why. _____________________  

Personally, I believe that ____repeats the motion ______ as ___ argument 3___

Therefore, I leave you with this thought:  _MOTION with NOT______

Now I am ready to answer your questions.

Chairman:We have finished with the speaking of the teams and now our Jury is going to decide on the winning team, the best speaker and the best question.

Jury:We came to the conclusion that the team that __  (had solid, convincing arguments,   supported their ideas with examples, asked and answered questions,… )

Is the _______ team. Their score is ______  against _______ that _____ have.

We also came to the conclusion that the best speaker is Speaker ___ of the ____ team.

As for the best question, it was about ___________ and it was from Speaker ___ of the ________ team.

Приложение 2

Карточки с ролями для обучающихся

(можно использовать для жеребьевки)

PROPOSITION TEAM

SPEAKER 1

Greeting

Introduce the MOTION, its topicality

Introduce your team line

Present your own argument and support with reasons/ideas/examples

Answer possible questions

OPPOSITION TEAM

SPEAKER 1

Greeting

Comment on the MOTION given by the proposition team (say that you disagree)

Introduce your team line

Present your counterargument, show why it is unacceptable

Give your argument and support with reasons/ideas/examples

Answer possible questions

PROPOSITION TEAM

SPEAKER 2

Present your counterargument, show why it is unacceptable

Give your argument and support with reasons/ideas/examples

Answer possible questions

OPPOSITION TEAM

SPEAKER 2

Present your counterargument, show why it is unacceptable

Give your argument and support with reasons/ideas/examples

Answer possible questions

PROPOSITION TEAM

SPEAKER 3

Present your counterargument, show why it is unacceptable

Give your argument and support with reasons/ideas/examples

Answer possible questions

OPPOSITION TEAM

SPEAKER 3

Present your counterargument, show why it is unacceptable

Give your argument and support with reasons/ideas/examples

Answer possible questions

JURY

Score sheet

Decide on: winner/best speaker/best question

Announce your decision

Newsmakers

Ask questions

Summarise and make a report

CHAIRPERSON
Open the debate

Give the floor to each speaker/Jury

Call on the next speaker

Приложение 3

Оценивание групповой работы (для учителя)

Группа

Сотрудничество  (распределение и выполнение обязанностей)

Поведение (не мешать работе других групп, не отвлекаться от выполнения задания, не кричать)

Раскрытие материала, задания, темы

Умение слушать презентации других групп, задавать вопросы

Общий балл

Proposition

Opposition

Jury

Newsmakers*

Оценивание деятельности отдельного учащегося при групповой работе

Имя обучающегося

Участвует в распределении обязан- ностей в группе и выполняет свои обязанности

Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию)

Внимательно слушает и задает вопросы

Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры)

Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании

 

Приложение 4

SCORE SHEET

 TEAM

________________

S 1 _______________

S 2 ______________

S 3 _______________

Score

Argument

(strong/convincing/

logical)

Max 3 points

Examples, reasons, factual information

(supportive)

Max 3 points

Counterargument

Max 2 points

Questions

1 question – 1 point

Response

Full answer – max 2 points

Presentation skills

Max 3 points

Total score

Приложение 5

Assessment Card (for students)

I know…

Level reached

excellent

very good

good

bad

1.

why it is suggested to ban cars from the city centre

2.

how to give arguments FOR

3.

how to give arguments AGAINST

4.

 how to perform well in a debate

Self-assessment

My partner: (name) ____________________________

1.

took an active part in group work (suggested ideas/arguments/questions)

2.

speaking skills

3.

used new vocabulary

My assessment

My partner: (name) ____________________________

1.

took an active part in group work (suggested ideas/arguments/questions)

2.

speaking skills

3.

used new vocabulary

My assessment

Приложение 6

It was difficult/easy for me to…

difficult  

easy

use new vocabulary

remember facts and information

make arguments strong and convincing

give a counterargument

ask questions

answer questions

speak in public


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -дебаты по географии 9 класс. Тема: Население России.

Это урок-обобщение пройденного материала. План урока на первый взгляд кажется "сухим", но очень советую провести этот урок. Получите большое удовольствие от высказываний детей по проблемам, волнующим ...

урок-дебаты на общественно-политическую тему в 11 классе "Смертная казнь в России"

Урок русского языка в 11 классе "Смертная казнь в России" создан на основе технологии "Дебаты". Пришлось немного модифицировать работу в группах из-за небольшой наполняемости класса, но в больших клас...

Конспект урока-дебаты по всеобщей истории "Холодная война могла перерасти в третью мировую" 9 класс

                           Дебаты как форма урока требуют достаточно длительной  подготовки. Данный урок  предста...

План-конспект урока в 10 классе по английскому языку на тему: "Should cars be banned from the city centers?"(Module 4, Earth Alert)

Урок  основан на использовании основных этапов критического мышления учащихся и их подготовки к написанию сочинения- рассуждения....

Урок-дебаты "Роль Петра I в истории России", 8 класс

Повторительно-обобщающий урок, проведенный с использованием модифицированной технологии "дебаты", адаптированной к возрасту и игровому опыту участников....

Урок-дебаты по английскому языку на тему "Образование" 11 класс

Разработка урока посвящена теме образования и будущей карьере выпускников школы. Существуют разные мнения на эти вопросы и обменяться ими стало интересно не в форме традиционного урока, а провести деб...

Методическая разработка урока по мировой художественной культуре. 10 класс. Урок-дебаты Два взгляда. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.

Сегодня у нас необычный урок. Вы хорошо знакомы с дебатами. Помним правила  – быть уважительными по отношению к мнению оппонентов, быть внимательными, слышать друг друга, задавать воп...