Развитие познавательной компетенции на уроке английского языка
статья по английскому языку по теме

Елена Исаева

На современном уроке учитель может использовать  разные формы работы, вносящие разнообразие в учебный процесс, вызывающие неподдельный интерес учащихся  к предмету, расширяющие их познания в области английского языка, подводящие учащихся к выводу о пользе   его изучения и  способствующие возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv_pozn_komp.rar81.22 КБ

Предварительный просмотр:

В соответствии с ФГОС изучение иностранного языка в школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение. Её  составляющими являются речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции. Учебно-познавательная компетенция — готовность и способность осуществлять автономное изучение иностранных языков, владение универсальными учебными умениями, специальными учебными навыками и умениями, способами и приемами самостоятельного овладения языком и культурой, в том числе с использованием современных информационных технологий.


Каждый педагог хочет, чтобы его ученики хорошо учились, занимались с интересом и желанием.  

Несформированность у многих учащихся потребности в знаниях, отсутствие интереса к учению заставляет учителя обратить особое внимание на эту проблему.


На современном уроке учитель может использовать  разные формы работы, вносящие разнообразие в учебный процесс, вызывающие неподдельный интерес учащихся  к предмету, расширяющие их познания в области английского языка, подводящие учащихся к выводу о пользе   его изучения и  способствующие возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.
Способы активизации познавательной деятельности учащихся

К активным формам обучения можно отнести

Без игровых действий закрепление в памяти учащихся иностранной лексики происходит, на мой взгляд, менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения. Игра, как средство, гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность учеников, что отражается на качестве усвоения учебного материала.
В зависимости от целей урока можно использовать «грамматические, лексические, фонетические, орфографические, творческие игры».На уроке эффективными являются такие игры как snowball(снежный ком), touch the colour(коснись цвета), change your places(поменяйтесь местами), good features auction(аукцион хороших черт характера) и многие другие.


Введение проблемной ситуации побуждает учащихся искать новый способ объяснения или способ действия. Используются такие проблемные задания как:

  • анаграммы,
  • закрытые тесты (close tests), 
  • задание на исправление ошибок в словах и предложениях:

Correct my mistakes (Исправь ошибки).

  • упражнения на сопоставление (Read and compare (Прочитай и сравни).)
  • решение и составление кроссвордов
  • задания на перечисление групп слов, обладающих или не обладающих определенными признакам
  • можно использовать различные тесты проблемного характера. Например:

c – 6                     key:   caviar

c – 6                              custom

s – 5                              space

s – 7                              science

s – 9                              spaceship

s – 9                              scientist

s – 10                                      scientific

s – 4 c – 5                      sour cream

Данный тест позволяет регулировать уровень проблемности: слабому ученику можно объяснить, что s или c – это первая буква слова, а цифра – количество букв в нем; сильный ученик должен об этом догадаться сам.

  • метод драматизации диалогов,
  • пересказ от лица неодушевленного героя или животного (- переработка диалога в монолог и наоборот;

  • вопросы о недостающей информации 
  • личностно значимые вопросы (автомобиль вашей мечты).
  •  придумайте окончание рассказа.

Также одним из условий формирования познавательной активности учащихся является  - внедрение современных информационных технологий, которые прекрасно вплетаются в различные темы урока.

Применение новых информационных (компьютерных) технологий использую:

▪ в развитии навыков логического мышления (составления кроссвордов, решения лексических ребусов, составления диалогических реплик)

▪ навыков использования лексико-грамматических структур в изучении временных глагольных форм;

▪ участие в интернет конкурсах по английскому языку.

Используя на уроке информационные ресурсы сети Интернет, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решаю целый ряд дидактических задач на уроке:

- совершенствуется умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет; ·

- пополняется  словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка; ·

-  формируется устойчивая мотивация иноязычной деятельности.

      Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских,  творческих проектах, развивать любознательность и мастерство.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности учащихся.
  Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном        языке..
В отличие от других предметов в английском языке проектом (т.е. конечным продуктом) может быть всё: открытка, постер, стенгазета, журнал, сочинение пьесы,приглашение.

Залогом успешной познавательной активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности.  На уроке учащиеся получают не только определенную сумму знаний, но формируют представления  об изучаемом языке;

         Методически высокоэффективными являются:

  • урок-спектакль – «Alice in Wonderland»;
  • урок-праздник – «St.Valentine’s day», «Halloween»;
  • видео-урок – «Aladdin»;
  • урок-экскурсия «In and around St. Petersburg», “My native place”
  • урок-интервью – «At the travel agency»
  • урок-игра – Who will be the last?
  • урок-дискуссия –Why is it interesting to live in our place?
  • урок-путешествие «Visiting London»;


Уроки английского языка - это благодатная почва для реализации меж- предметных связей. Русский язык, литература, история, география, ИЗО, музыка, краеведение- это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы по английскому языку.

Заключение

В заключении хочется сказать, что новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи.
Приемов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка много. Мастерство учителя и заключается в умении подобрать нужный способ или метод в зависимости от возраста и интересов детей, изучаемого материала и сформированности тех или иных умений у учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие компенсаторной компетенции на уроках английского языка

Исходя из учебных планов общеобразовательных учреждений, где на овладение иностранным языком выделяется три часа в неделю, мы полагаем, что приоритетным должно стать развитие ...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование проектной деятельности

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он  позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы...

Доклад на тему «Проблемы развития социальной компетенции на уроках английского языка в начальной школе»

В работе дается теоретический материал на тему развития социальной компетенции на уроках английского языка в начальной школе и, варанты применения различныз приемов в моей практике....

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через создание ситуаций речевого общения

В современной массовой школе существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми новыми стандартами к решению проблем развития коммуникативной компетенции учащихс...

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках английского языка

Реализация данной компетенции перекликается с технологией развивающего обучения, формированием навыков учебной деятельности, поэтому в своей практике я не первый год реализую эту цепочку взаимос...