Методический материал по обучению нетрадиционным формам работы по заучиванию лексики на английском языке
методическая разработка по английскому языку на тему

Эффективным способом снятия трудностей при введении нового лексического материала в учебном процессе является внедрение различных видов игр и речевых клише

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический материал по обучению нетрадиционным формам работы заучивания лексики

В МБОУ СОШ № 10

Подготовила:  учитель английского языка Вяльдина Алла Николаевна

A language is not a subject which can be taught. It is a subject which must be learnt. We learn to perform any skill by actually performing it.(M.West)

Эффективным способом снятия трудностей при введения нового лексического материала в учебный процесс является внедрение различных видов игр. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования лексических игр при изучении лексики на среднем этапе обучения английского языку. И это понятно: в игре проявляются особенно хорошо и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Не секрет, что учащиеся относятся к заучиванию лексики как к скучному и неинтересному занятию. Это должно побуждать учителя к нетрадиционным формам работы. Для лучшего запоминания слов пользуюсь рифмовками, песнями, содержащими новые слова и фразы. Можно, например, при заучивании слов по теме " Профессии" разучить песенку на мотив "В траве сидел кузнечик" :

I want to be a teacher,

I want to be a driver,

I want to be a lawyer,

I want to be a nurse.

I want to be, I want to be, I want to be a lawyer.

I want to be, I want to be, I want to be a nurse.

Ребята с удовольствием самостоятельно изменяют слова песни. Отрабатываются не только названия профессий, но и  структура I want to be...

На мотив песенки "Нам не страшен серый волк" разучиваем цвета:

Brown and green, and blue and white, blue and white, blue and white,

pink and brown  and grey and white

red and black and yellow.

Слова подкрепляем для лучшего запоминания цветными полосками или цветочками, которые развешиваем на доске в соответствии с очередностью в песенке.

На начальном этапе обучения языку стараюсь мобилизовать еще такие специальные приемы запоминания слов, как проговаривание с различной громкостью, ритмическое проговаривание, хлопая в ладоши. Эффект потрясающий! Нравится детям и мне, потому что постоянно вижу светящиеся радостью глаза.

 Я использую ребусы и кроссворды для заучивания лексики.

При составлении ребусов определяем сначала вместе с ребятами семантические элементы, выясняем, какие слова можно зашифровать в ребусах. На дом учащимся предлагаю задание по составлению ребусов с новой лексикой и повторить ее устно и письменно. На следующий урок планирую проведение тренировочного словарного диктанта по новой лексике, далее- контрольный диктант. В заключении работы над темой провожу диктант-рассказ со знакомыми лексическими единицами.

Знакомя учащихся с ребусами, объясняю принципы их составления. Ребус- это изображение какого-либо слова или предложения при помощи комбинации цифр, букв, знаков, рисунков и тд.

1. Шифр "слово+слово", "предмет+предмет"(arm-chair)

2. Если дается запятая слева от рисунка или вверху, то это значит в слове исключается первая буква. Если справа от рисунка или внизу- то последнюю.( fox-ox, bear-ear)

Если 2 запятые- исключаем соответственно 2 буквы.

3. Если 2 предмета(буквы) нарисованы один в другом, то при расшифровке слова добавляем предлог in: w-in-d, f-in-e.

4. Часто предметы зашифрованы таким образом: предмет+ часть слова и наоборот- часть слова + предмет ( hat-e, man-y)

5. Если над рисунком буква, ее нужно включить в слово так, чтобы получилось еще одно слово: coat-coast, pot-plot

6. Если нарисован предмет, а возле него написана зачеркнутая буква, значит эту букву исключаем при расшифровке слова. Если над зачеркнутой написана другая буква, то нужно заменить ею зачеркнутую букву: cock-lock, monkey-money.

Анализ результатов работы дает основание утверждать, что использование ребусов, кроссвордов, рифмовок, ритмических проговариваний позволяет добиваться хороших результатов: дети прочно усваивают лексику, пополняют свой словарный запас, хорошо запоминают написание слов, благодаря зрительной опоре правильно читают и произносят слова, учатся работать со словарем

Усилия ученика, затрачиваемые на усвоение слов, определяются конкретными их свойствами, в частности совпадения или несовпадения в объеме значений с родным языком, принадлежностью к абстрактному или конкретному понятию, к знаменательному или служебному слову. Но главное- нужностью для выражения мыслей. Обеспечить овладение словарем- первостепенный долг каждого учителя, так как работа над накоплением словаря сопутствует всему процессу обучения. И у детей следует пробудить интерес к тщательной работе над словом, к постоянному расширению словарного запаса. Как запечатлеть слово в памяти "раз и навсегда"? У каждого учителя есть на это свои секреты. Раскрою еще один свой прием работы с новыми словами.

Начну с того, что никогда не пишу перевод слов на доске, побуждая тем самым быть внимательными и запоминать слова самостоятельно. После проговаривания слов вслух, их неоднократного чтения, составления предложений с ними, записи их в словарик с переводом, предлагаю 1-2 минуту запомнить значения слов и правописания, глядя в свой словарь. При этом даю установку

Try to remember new words!

По истечении времени ребята закрывают словарики, предлагаю смотреть только на доску, где слова до сих не стерты. Называю вразброс русский перевод новых слов, дети называют вслух. Слабоуспевающим ребятам справляться с переводом не

представляет трудности, т.к. зрительная память все же срабатывает- слова же написаны на доске, и главное, не так страшно отвечать, когда есть подсказка!

Следующий этап- Spelling Bee.( слова стираю с доски) Вызываю 3-4 ребят, которые встают в одну шеренгу, называю слово, дети по очереди называют его по буквам. Тот, кто не справляется, допуская ошибки, встают в конец шеренги. Игра продолжается столько времени, на сколько располагает им учитель на уроке, т.е. не в ущерб другим видам деятельности. Детям нравится такие приемы запоминания слов. А для меня главное, чтобы поднимал руку слабенький ученик, не боясь, что нигде нет подсказки. Ребенок с хорошей памятью и не смотрит на доску, а сразу тянет руку, чтобы

побыстрее ответить. Так что приемом этим пользуюсь довольно часто на уроках и вижу эффект, и результат.

Развивая память любыми способами, мы подсознательно убеждаем школьников, что каждый из них способен принять участие в общении на иностранном языке.

В ходе процесса обучения нередко происходит так, что некоторые слова запоминаются легко и быстро, а некоторые, наоборот, запоминаются очень трудно, а то и совсем не запоминаются. Каждый из нас неоднократно замечал, что некоторые иностранные слова не цепляются в памяти, ускользают из поля сознания. И сколько ни заглядывай в словарь, они все равно выпадают из памяти. Для таких "трудных" слов можно придумывать запоминалки. Вот некоторые ассоциации, которые я использую на уроках- "separate" связываю с функциями сепаратора(сепарировать-значит отделять сливки от молока)

В глаз что-то попадает и мы часто вскрикиваем АЙ.

Слово half можно объяснить так :

Один мальчик ел мороженое, другой попросил немного откусить, а сам ХААФ и ПОЛОВИНЫ нет!

Даже самый слабый ученик запоминает значение слова и безошибочно употребляет в речи

Каждому слову можно придумать историю. Главное помнить-не насыщать урок запоминалками! Большое количество может создать "кашу" в голове ребенка. Все хорошо в меру!

Считаю, что ученики должны постоянно чувствовать необходимость знания слов для выражения своих мыслей, т.е. ощущать напряженность коммуникативной задачи. Это и есть речевая потребность. Учитель должен постараться, чтобы слово "врезалось" в память ученика. Только тогда он сможет "достать" его из своей памяти. когда настанет необходимость. Для запоминания лексики использую следующий прием: это обучающие загадки

 Как правило, загадки помогают учить английские слова или английский алфавит. Например, Why is the letter D like a sailor? (Почему буква D как моряк?). Ответ – Because the letter D follows the С (Потому что D следует за C). Если Вы возьмете любой английский словарь с транскрипцией, Вы увидите, что слово sea (море) произносится похоже на букву C, а выражение follow the sea – «ходить по морям».

Другие загадки помогают учить английские слова. Например, загадка «What has a head like a cat, feet like a cat, a tail like a cat, but isn’t a cat?» (Что имеет голову, как у кота, лапы как у кота, хвост как у кота, но это не кот?) может использоваться, когда дети учат названия животных (ответ к загадке – kitten, котенок).

Некоторые загадки на английском языке построены на игре слов. Они помогают расширить словарный запас, сделать свою английскую речь богаче, а также лишний раз проникнуться многообразием значений, которые могут иметь английские слова. Например,

 What kind of clothed do lawyers wear? (Какую одежду носят адвокаты?) – Lawsuits (law – закон, suit – костюм, но lawsuit – судебное дело).

Из практики знаю, что ребятам любого возраста нравятся загадки-рифмы или договорки.( особенно младшим школьникам)

1.Папа бреется: вжик-вжик. Стала гладкой, нежной ...

(cheek - щека)

2.Чтоб крутил головой человек, Есть на теле для этого ...

(neck - шея)

3.За отметочки плохие Мне надрали славно ...

(ear - ухо)

4.Ох, болтливый мой братан, Без костей у брата ...

(tongue - язык)

5.Папа на море брал меня в рейс, Там загорело от солнышка

(face - лицо)

На любом этапе урока можно использовать загадки. Они служат и для отвлечения внимания от сложных видов деятельности на уроке (для разрядки), и наоборот, для привлечения внимания, когда вдруг становится скучно!))) И самое главное- легко и без труда запоминается НОВАЯ ЛЕКСИКА!

1. Предлагаю несколько загадок-договорок для разгадывания

 Представляю ряд слов, к которым подбираем рифму ( устно или письменно). В основном ориентируюсь при выборе на новую лексику. Например, tin- bin, bean, mean, clean,queen,...

Вот что из этого получается:

1.Купил я bean в красивой tin.

2. Если женишься на Queen, то всегда ты будешь clean!

3. Если будешь часто win, можешь стать ты даже Queen.

4. Загрязняет soil добыча oil.

5. Долго мечтал I, что буду fly,

     Но не могу, why?-

     Ааа! Этот самолет не my!

6. Я- man, возьму в руку pen,

    напишу word- узнает меня весь world!

7. Хороша моя life!

    Teacher, поставь мне five!

Подобные загадки можно составить учителю на любую тему, или предложить это сделать ребятам. Повышение мотивации обеспечено безсомненно! И польза от такого вида упражнений очевидна ( активизация словаря учащихся ).

Новизна заключается в разработке комплекса лексических игр направленных на усвоение лексического материала английского языка в рамках таких тем: Pets and other animals и Clothes, My town, Living Things around us, Famous People.

 При овладении диалогической речью , школьники учатся вести следующие виды диалогов, используя необходимые речевые клише:

- диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие, используя

соответствующие обращения, принятые в англоговорящих странах(Hello! Hi!Goodbye. Ta-ta, What’s up?) ; начинать, вести и заканчивать разговор по телефону; высказывать вежливую просьбу и реагировать на просьбу партнера; поддерживать диалог за столом (до, во время и после угощения); учимся правильно поздравлять людей с различными праздниками ( Happy Teacher’s Day! Many happy returns of the day! I wish you all the luck in the world!) делать комплименты и реагировать на них; вежливо соглашаться или не соглашаться, используя краткий ответ;

предупреждать об опасности( Be careful not to…! By the way ,don,t forget to…) ; переспрашивать;

- диалог-расспрос: сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов, и

самостоятельно запрашивать информацию, выражая при этом свое мнение и переходя с

позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот; брать/давать интервью;

- диалог побудительного характера: обратиться с просьбой, согласиться/отказаться

выполнить просьбу; реагировать на предложение партнера сделать что-либо вместе

согласием/несогласием, желанием/нежеланием; попросить о помощи и предложить свою

помощь; дать совет и принять/не принять совет партнера;

- диалог-обмен мнениями: выслушать сообщение/мнение партнера, согласиться/не

согласиться с ним, выразить свою точку зрения и обосновать ее; выразить сомнение,

одобрение/неодобрение.

Практическая значимость в том, что предложенный комплекс лексических игр ,речевых  клише может быть использован учителем английского языка при изучении тем учебной программы, что может способствовать лучшему усвоению лексического материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы с живописью на уроках русского языка. Фрагмент занятия.

Фрагмент занятия. Развитие речи. "Нетрадиционные формы работы с живописью на уроках русского языка"....

Методы и формы работы с одарёнными детьми, изучающими английский язык.

В данной статье рассказывается о формах и методах работы с одарёнными учениками как на уроке, так и во внеурочной деятельности по любому изучаемому предмету в школе.Прежде всего, методы и формы работы...

Дистанционное обучение Инструкция по подготовке к итоговой аттестации по английскому языку в форме ЕГЭ по теме: «Грамматика и лексика»

Дистанционное обучениеИнструкция по подготовке к итоговой аттестации по английскому языку в форме ЕГЭ по теме: «Грамматика и лексика»Раздел единого экзамена «Грамматика и лексика» состоит из двух типо...

Статья "Использование технологии критического мышления как средство повышения качества обучения чтению и работе с текстом на уроках английского языка"

В статье раскрываются основные элементы технологии критического мышления. Приводятся примеры данной технологии как средства, с помощью которого повышается качество обучения чтению и работе с текстом....

Формы работы с пословицами на уроках английского языка

Пословицы хранят в языке крупицы народной мудрости. Знание английских пословиц обогащает словарный запас учащихся, развивает память, приобщает к народной мудрости. Данная работа предназначена для учащ...

Методическая разработка "Из опыта работы с авторским пособием для обучения лексике по английскому языку "Английский в радость"

Обобщение опыта работы с авторским пособием для изучения лексики английского языка младшими школьниками...

Доклад "Формы работы с одаренными детьми по английскому языку"

Доклад "Формы работы с одаренными детьми по английскому языку"...