Методическая разработка раздела учебной программы "Страны изучаемого языка и родная страна, их культурные особенности"
методическая разработка по английскому языку (8 класс) на тему

Шилина Валентина Васильевна

Методическая разработка темы по английскому языку в 8 классе, УМК: В.П.Кузовлев " Страны изучаемого языка и родная страна, их культурые особенности".

Скачать:


Предварительный просмотр:

     МОУ    Черновская средняя общеобразовательная школа

                               МЕТОДИЧЕСКАЯ    РАЗРАБОТКА

                           РАЗДЕЛА   УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

                           « Страны изучаемого языка и родная страна,

                              их культурные особенности».

                           (« Is your country a land of traditions? »)

                                 по английскому языку в 8 классе

                      ( примерные программы по иностранным языкам:

                        новые государственные стандарты по иностранному языку

                        2 – 11 классы. М:Астрель, 2006)

                                                                         Работу выполнила:

                                                                         Шилина В.В. –

                                                                         учитель иностранного языка

                                                                         МОУ Черновской средней

                                                                         общеобразовательной школы

                                         

с. Черновское

2010 г.

                                                                          Если мы будем учить сегодня так,

                                                                        как мы учили вчера, мы крадем у          

                                                     наших детей завтра …

                                                                                                             Джон Дьюи

  1. Пояснительная записка

      Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требует повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки.

       А основное назначение английского языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с  носителями языка.

       Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

       Примерная программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельностного подхода к обучению иностранным языкам.

      Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка, лучшее знание культуры своей собственной страны, умение представить ее средствами иностранного языка.  

        В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). Все это позволяет расширить связи английского языка с другими предметами, способствует иноязычному общению школьников с учащимися из других классов и школ, например в ходе проектной деятельности с ровесниками из других стран, в том числе и через Интернет.

       В 8-9 классах реальной становится предпрофильная ориентация школьников средствами английского языка.  На данной ступени языкового развития у школьников отмечаются также значительные возрастные и индивидуальные различия, которые должны учитываться как при отборе содержания, так и в использовании приемов обучения.

     Обучение языкам и культуре в нашей стране сопряжено с рядом трудностей, так как обучаемые не вступают в реальную межкультурную коммуникацию, т.е. отсутствует возможность общения с носителем другой культуры. Но бесспорным является тот факт, что взаимопонимание  с иноязычным коммуникантом может быть доступно лишь тогда, когда собеседник имеет представление о видении картины мира носителя другого языка.

Обучаемые изучают культуру через язык, через тексты, через аутентичные аудио- и видеоматериалы.

    Использование компьютера расширяет возможности  в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, информационно насыщенными и во многом способно заменить традиционные средства обучения иностранным языкам. Учащиеся получают доступ к иноязычным материалам через глобальную сеть Интернет, слушают музыку, знакомятся с предметами искусства, таким образом, приобщаясь к культуре стран изучаемых языков. А это значит, овладение иностранным языком способствует пониманию новых культур.

     Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом процесса обучения иностранному языку и культуре, так как она является ключом к пониманию культуры иностранной. Обучать культуре означает учить узнавать, понимать, сравнивать, оценивать коммуникантов, постигать другие народы посредством языка.  В результате чего мы начинаем лучше познавать и себя.  

    Практическая реализация личностно-ориентированного подхода  с помощью средств информационных технологий потребовала от меня изучения передового опыта учителей в этой области, создания, поиска, систематизации и использовании дополнительной                                   информации из методической литературы (копилки), а также Интернет-ресурсов.

     Одним из важных разделов программы является раздел « Страны изучаемого языка и родная страна, их культурные особенности», которому принадлежит ведущая роль в овладении учащимися культурой страны изучаемого языка. В связи с этим целью моей работы  является разработка основ методики данного раздела учебной программы.

                    2. Цели и задачи раздела

      В ходе изучения раздела английского языка 8 класса « Страны изучаемого языка и родная страна, их культурные особенности» реализуются следующие задачи:

    Социокультурные:

     - познакомить учащихся с праздничными традициями Британии (Рождество, Пасха, день святого Валентина, день рождение королевы, карнавал в Ноттинг-Хилле, банковские каникулы, Хэллоуин, Новый год и др.); праздниками в США (китайский Новый год, День матери, День отца, День благодарения, День независимости, Рождество, Пасха);

      - познакомить учащихся с некоторыми правилами поведения, принятыми в Британии и США;

     - познакомить с отрывками из книг (Британия. Страна и люди, «Понять Британию» К.Хьюит, «Маленькие женщины» Л.М. Элкотт и др.);

     - научить учащихся представлять свою культуру;

     - научить учащихся находить сходства и различия между образом жизни в своей стране, США и Британии;

     - научить учащихся ориентироваться в реалиях обыденной жизни США и Британии.

   Образовательные:

     - сформировать лексические навыки говорения по теме «Страны изучаемого языка и родная страна, их культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи)», умение вести диалог-расспрос и диалог этикетного характера, высказываться о различных фактах, используя свои аргументы;

     - сформировать грамматические навыки говорения (разделительные вопросы);

     - развить умения читать с целью полного понимания содержания и понимания основного содержания, с целью извлечения конкретной информации;

     - развить умения учащихся выразить свое отношение к прочитанному и пользоваться словарем;

     - развить умения учащихся понимать на слух с целью полного понимания содержания, понимания основного содержания и выборочного понимания;

     - развить умение учащихся написать поздравительную открытку.

    Развивающие:

   - развить у учащихся способности к анализу, сравнению и сопоставлению;

   - помочь развить способность сформулировать грамматическое правило и выявление языковых закономерностей;

   - помочь учащимся сформулировать выводы из прочитанного;

   - развить у учащихся слуховую память и произвольное внимание;

   -помочь учащимся развить способности к перефразированию и логическому изложению  своего мнения;

   -развить умение учащихся ориентироваться в аутентичных художественных текстах;

   -развить умение работать с лингвострановедческим справочником и пользоваться  картой.

   Воспитательные:

 - воспитать у учащихся познавательные потребности;

 - воспитать потребность в приобщении к культуре страны изучаемого языка

   через чтение художественной литературы;

 -сформировать способность осознать свою культуру через контекст культуры  англоязычных стран;

 - воспитать потребность к пониманию чужой точки зрения;

 -воспитать внимание к родственникам и друзьям, понимания необходимости не забывать о памятных датах в жизни родных и друзей;

 -воспитать тактичное поведение при выборе подарков для друзей из Британии;

 -воспитать самостоятельность, навыки самоконтроля и взаимоконтроля результатов работы, воли и упорства в достижении цели;  умение работать в группах.

  3. Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

    Работая с детьми в течение трех лет на уроках и внеклассных мероприятиях можно сделать вывод о психолого-педагогических особенностях учащихся  8 класса.

     В 8 классе обучаются 15 учащихся. В основном, сформирован познавательный интерес к английскому языку. По способностям интеллектуального развития большая часть детей относится к среднему уровню. По сформированности навыков учебной деятельности учащихся можно отнести к 3группам.

Теплова Анна, Семенова Анастасия и Колденкова Мария – 1 группа: высокий уровень волевой саморегуляции. Осинина Кристина, Фомина Альбина – 2 группа: средний уровень. Их отличает уровень самостоятельности, уверенности в себе.  Бочканов Сергей, Скрипкин Роман, Жуков Александр, Блинов Иван, Молодченкова Марина – 3 группа: низкий уровень. И к этой же группе можно отнести учащихся, прибывших из Аносовской школы, ранее изучающих немецкий язык.

     В классе лидером является Теплова Анна. Она – активна, внимательна, хотя не всегда может владеть своим поведением, но способна сама управлять своими действиями. Всех членов 1 группы отличает самостоятельность, уверенность в себе. Они имеют высокую познавательную мотивацию обучения, познавательную активность на уроке, высокий уровень осведомленности, умеют обобщать, анализировать, сравнивать, находить логические связи между предметами. У них  устойчивое внимание, хорошая способность к переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Хорошо развиты все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, логическая.

      В основном, все члены данной группы – эмоционально уравновешены, имеют высокую работоспособность, всегда собраны, на рабочем столе – порядок. У них хорошо развито образное и логическое мышление. Проявляют повышенный интерес к предмету, много читают дополнительной литературы, умеют ориентироваться в сети Интернет: найти нужную информацию к уроку, приготовить презентацию, сделать творческую работу. Девочки являются активными участниками школьных и районных мероприятий, школьных олимпиад по английскому языку.

      Девочки 2 группы всегда эмоционально уравновешены, спокойны. На уроках не всегда проявляют высокую активность, хотя учебный материал знают. Имеют среднюю мотивацию к учению, средние способности и уровень обученности. Внимание устойчивое.

Иногда затрудняются в выделении главного и не всегда смогут сделать правильные выводы. Интерес к предмету проявляют.

      У обеих групп учащихся есть дома компьютеры, поэтому они охотно выполняют различные задания самостоятельно с их помощь (создание учебных презентаций, проектов, нахождение страноведческой информации, написание рефератов и т.д.) Использование компьютерных технологий способствует повышению у учащихся мотивации к учению, повышению успеваемости, интереса к учебе и их самовыражению.

     3  группа – низкий уровень развития. На уроках они пассивны, мотивация к учению также низкая. Не всегда усваивают учебный материал, способности и уровень обученности низкий. Долго переключаются с одного вида деятельности на другой. Темп работы низкий. Внимание неустойчивое, часто отвлекаются от урока, интерес к предмету невысок. Требуется помощь учителя.

    По уровню волевого развития, саморегуляции, внимания в учебной деятельности большинство ребят относятся к высоким и средним уровням.  Они способны регулировать свое поведение, могут сконцентрировать свое внимание на конкретной задаче, умеют видеть и исправлять свои и  чужие ошибки. Но есть и плохо управляемые дети: свое поведение не регулируют.

   По работоспособности класс относится к среднему уровню. С начала урока все включаются в учебный процесс и по мере возможности работают весь урок.

  Процесс обучения в данном классе должен быть основан на организации радостных переживаний познания, на коллективном труде, на самореализации личности.

        Отсюда становится очевидной организация процесса обучения таковой, чтобы дети на уроке оставались мотивированы к изучению  английского языка и активны на протяжении всего урока. Для этого можно использовать презентации, электронно-образовательные ресурсы, соревновательную форму обучения, групповую и парную работу, выполнение заданий творческого характера, что, без сомнения, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную деятельность, снижает утомление, развивает внимание, чувство взаимопомощи и соответствует возрастным особенностям.  

      Применение современных технологий в обучении учащихся 8-9 классов позволяет: решить задачу гуманизации образования, повысить эффективность учебного процесса, развить личностные качества обучаемых (обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию; развить творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду).

 

   4. Ожидаемые результаты освоения раздела « Страны изучаемого языка и родная страна,   их культурные особенности».

        В результате изучения раздела « Страны изучаемого языка и родная страна, их культурные особенности » учащиеся получают знания и умения в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранному языку.

       Учащиеся должны:

     - усвоить основные значения изученных лексических единиц (36 ЛЕ);

     -усвоить особенности структуры простых и сложных предложений; интонацию различных коммуникативных типов предложений;    

     - усвоить изученные грамматические явления (видо - временных форм глаголов, артиклей, предлогов и т.д.);  

     - знать основные нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;

     - понимать роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка, сходство и различия в традициях своей культуры и иностранной.

     Г о в о р е н и е

     - уметь начинать, вести, поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

     - уметь расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико - грамматический материал;

     - уметь рассказать о своей стране и стране изучаемого языка, о своем селе;

     - уметь делать краткие сообщения, описывать события, явления, передавать основное содержание прочитанного или услышанного;

         А у д и р о в а н и е

    - уметь понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных текстов и выделять для себя значимую информацию;

    - уметь понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к различным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты.

   Ч т е н и е

   - уметь ориентироваться  в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку;

   - уметь читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания, полного понимания и выборочного.

     П и с ь м о

- уметь писать поздравления, личные письма с опорой на образец.

Уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности и

повседневной жизни для создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире.

5. Поурочное планирование по разделу « Страны изучаемого языка и  родная страна, их культурные особенности».

Применение образовательных технологий, методов, форм организации

деятельности учащихся и их обоснование.

    Для реализации раздела « Страны изучаемого языка и родная страна, их культурные особенности» учебной программы по английскому языку в 8 классе мною разработано поурочное планирование на 12 учебных часов с использованием образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся согласно таблицы:

        

Урока

Тема  урока

Тип  урока

Методы

обучения

Формы

организации

деятельности

учащихся

 1.

Праздничные традиции

Британии.

     диск «Праздники».

Комбинированный                            

урок (формирование лексических

навыков).

Объяснительно-

иллюстративный:

беседа, объяснение, работа с учебником, картой, компьютером,

демонстрация

картин; частично-поисковый.

Индивидуальная,

фронтальная,

парная (групповая)

 2.

Правила поведения,

принятые в Британии.

Комбинированный

урок(формирование

лексических навыков).

Объяснительно-

иллюстративный:

объяснение, работа с учебником;

частично-поисковый.

Фронтальная,

парная (групповая),

индивидуальная

 3.

Праздники США.

Правила поведения,

принятые в США.

    диск       «Праздники США».

Комбинированный

(формирование

грамматических навыков).

Объяснительно-

иллюстративный:

объяснение, работа с учебником, картой, компьютером; частично-поисковый.

Индивидуальная,

фронтальная,

парная

 4.

Работа с отрывком из книги К.Хьюит «Понять Британию».

Урок усвоения и закрепления новых знаний (совершенствование речевых навыков).

Объяснительно-иллюстративный;

частично-поисковый; проблемно-поисковый.

Работа со справочником.

Индивидуальная,

фронтальная,

парная, групповая

 5.

Популярные британские

праздники: Хэллоуин,

Рождество, Пасха, Новый год, День Святого Валентина и др.

 диск

«Праздники Британии».

Урок усвоения и закрепления новых знаний (совершенствование лексических  навыков говорения).

Объяснительно-

иллюстративный:

объяснение,

работа с учебником, компьютером (аудирование), демонстрация

картин; частично-

поисковый

Индивидуальная,

фронтальная,

парная, групповая

 6.

Реалии британской и

американской культуры:

День независимос-ти, Гай Фокс, День благодарения и др.

  диск

Комбинированный

(совершенствование

речевых навыков).

Объяснительно-иллюстративный;

частично-поисковый.

Работа с учебником, картой, компьютером.

Индивидуальная,

фронтальная,

парная.

 7.

Поздравитель-ные открытки в Британии.

  диск

Урок усвоения и закрепления новых знаний.

Объяснительно-

иллюстративный:

объяснение, демонстрация

картин, работа с

учебником, компьютером.

Частично-поисковый.

Индивидуальная,

фронтальная,

парная.

 8.

Подарки (дарение и получение) в Британии.

Урок усвоения и закрепления

новых знаний.

Объяснительно-

иллюстративный:

объяснение, работа с учебником, компьютером.

Частично-поисковый.

Индивидуальная,

Фронтальная,

Парная.

 9.

Повторение.

Подготовка к защите проекта.

Урок повторения.

Систематизация и

применение полученных

знаний.

Репродуктивный,

частично-

поисковый.

Индивидуальная, фронтальная,

Парная.

 10.

Защита проектов.

  диск.

Обобщающий.

Применение ЗУН

учащихся.

Исследователь-

ский

Индивидуальная,

фронтальная,

парная (групповая).

 11.

Контроль по изученной теме.

(аудирование,

говорение).

диск

Обобщающий урок. Контроль и оценка  качества ЗУН.

Тестирование.

Частично-поисковый, исследовательский Работа с учебником, с компьютером

(аудирование).

Индивидуальная.

 12.

Контроль чтения, лексики,

грамматики.

Урок контроля качества ЗУН.

Работа над

ошибками.

Частично-поисковый, проблемный. Работа с учебником.

Индивидуальная.

                                        Звук, цвет, изображение.

Перед тобой дисплей и мышь.

                                        Какое это наслаждение,

                                        Ты по-английски говоришь!

                                        Учитель электронный светит,

                                        С него не сводишь глаз.

                                        Задай вопрос, и он ответит,

       И будет повторять хоть сотню раз.

                                        На экране – мир волшебный,

                                        Управляемый тобой.

                                        Ты не просто наблюдатель,

                                        А участник и герой!

     Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

  Сегодня новые методики с использованием Интернет - ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам.  Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются исправить новые технологии, в частности Интернет.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

  Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером.

       Большую эффективность в наше время имеет проблемное обучение.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, потому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

     В данном разделе я использовала  компьютер на разных этапах процесса обучения: при объяснении нового материала и закреплении (уроки № 1, 3,5,6, 7), повторении (урок № 10), контроле знаний, умений и навыков (урок № 11).      

     Применение современных педагогических технологий, в том числе компьютерных (информационных), разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, а использование специального дидактического материала позволяет строить личностно-ориентированный образовательный процесс, работать с индивидуальностью каждого ученика независимо от его школьной успеваемости по иностранному языку.

    Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы учащихся, методов стимулирования у детей познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов, оказание предпочтении тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно и глубоко донести до учащихся содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся.

     Отбор методов и форм проходил в соответствие принципам обучения, учебному содержанию, триединой дидактической цели раздела и задачам этапа, с учетом реальных возможностей учащихся, в соответствие условиям и отводимому времени для обучения.

   6. Система знаний и система деятельности.      

      Система знаний раздела дает учащимся систематические сведения о праздничных традициях в Британии и США, о правилах поведения, принятых в Британии и США. Учащиеся овладевают лексическими навыками говорения и грамматическими  навыками по теме « Страны изучаемого языка и  родная страна, их культурные особенности». Учащиеся сравнивают, анализируют, сопоставляют национальные особенности разных культур, тем самым у них формируются способности осознать свою культуру через контекст иноязычной.

      В данном разделе вводится понятие разделительные вопросы, и продолжается работа над словообразованием. Через тренировочные упражнения разного рода идет их усвоение и овладение, применение в речи. Также формируются навыки произвольного внимания через аудирование с целью полного понимания содержания, развиваются способности и умения ориентироваться в аутентичных художественных текстах, к сравнению, к перефразированию и умению делать выводы из прочитанного.

       Учащиеся развивают такие умения, как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода, умение пользоваться двуязычными словарями, участие в проектной деятельности.  

      С целью развития творческих способностей учащихся в разделе даются творческие задания: написать поздравительную открытку, сделать проект о праздничных традициях в Британии или США.

      Учитывая познавательный интерес и  высокую активность некоторых учащихся, даются дополнительные задания: создать учебную презентацию, сделать проект о своих семейных традициях, о родном крае. Осуществляются межпредметные связи с такими науками, как литература, история, информатика, ИЗО и др.

 

Система деятельности.

       Система взаимодействия учителя и учащихся при изучении раздела представляет собой совокупность различных видов деятельности.

 Познавательная деятельность

       Это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности, она осуществляется на каждом шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношениях учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентированная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе. Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

      В своей работе использую различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор в совокупности таких, которые стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

     Применение средств ИКТ на уроках английского языка является эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся. Компьютерные технологии позволяют сделать познавательную деятельность успешной, так как учащиеся в процессе активного поиска информации становятся создателями своего знания и своего умственного развития.

      Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности. Широкое применение ИКТ при изучении раздела  «Страны изучаемого языка и родная страна, их культурные особенности» дает возможность реализовать принцип  «учение с увлечением».

       Изучение школьниками нового материала требует постановки перед ними познавательной задачи и активизации способов умственной деятельности, направленных на ее выполнение. В своей работе  использую различные способы активизации мыслительной деятельности (анализ, синтез, аналогия, обобщение и др.), которые являются необходимыми в работе учителя иностранного языка, направленными на то, чтобы каждый ученик прочно овладел знаниями, умениями и навыками. В современных условиях, когда объем необходимых каждому человеку знаний, умений и навыков очень велик и постоянно возрастает, мыслительная деятельность учащихся становится важнейшим условием их усвоения. Без нее усвоение большого объема необходимых знаний, умений и навыков просто не может быть достигнуто.

     В процессе изучения учебного раздела часто применяю самостоятельную работу учащихся, которая является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности. Постановка перед учащимися мыслительных задач максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать, анализировать, формулировать правила, определения, делать выводы.

      Важную роль в учебном процессе для активизации познавательной деятельности и непроизвольного запоминания материала играет моделирование ситуаций общения, которые помогают приблизить учебную ситуацию максимально к реальной; возникает внутренняя потребность, создающая внутренние условия для усвоения нового материала; активизируется самостоятельная мыслительная деятельность учащихся, а через нее активное, целенаправленное внимание, восприятие, запоминание и т. д.        

    Преобразующая деятельность.

    Большинство учащихся мотивированы на продолжение учебы и стремятся себя подготовить к профессиональной деятельности, поэтому наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это, прежде всего технология проблемного обучения и методика обучения в группах.

   В наше время ускорения научно-технического прогресса, когда необходимой информацией становится важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, важнейшая задача – научить подрастающее поколение жить в информационном мире. Владение информационными телекоммуникационными технологиями расширяет возможности в совершенствовании языковой компетенции и умений межкультурной коммуникации.

     Использование информационных технологий в сочетании со знаниями и умениями в области иностранных языков позволит учащимся получить представление о реалиях современной экономической и социальной ситуации в стране и в мире, будет способствовать успешной социальной адаптации.  

     В последние годы школа, общество и государство большое внимание уделяют интересам личности (умению адаптироваться в изменяющихся условиях жизни: видеть проблемы, анализировать их, оценивать и находить пути решения; умению работать с информацией, умению коммуникации в широком социальном плане). В последнее время возрос интерес к проектной методике, позволяющей строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность учащихся. Метод проектов ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, групповую) работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов, творческих работ учащихся, работ с разнообразными источниками информации, несущими вариативные точки зрения.

     Эту технологию я считаю основной, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, задания проблемного содержания обеспечивают высокий уровень познавательной активности учащихся. Большое внимание уделяю составлению проектов по темам раздела «Русские зимние праздники, что в них особенного, почему  их любят? Расскажи о них иностранному гостю, чтобы и ему они тоже понравились», « Помоги иностранцу правильно ориентироваться в России, расскажи, как следует вести себя у нас»,

« А что ты можешь рассказать о своих семейных праздничных традициях? Поделись с друзьями по классу».

     Создаем электронные проекты (презентации), цель которых -  воспитание лидеров будущего, которые сумеют эффективно использовать технологические достижения в своем обучении и дальнейшей работе; формирование представления о мире как о едином пространстве во всем многообразии культур, где язык выступает как средство межкультурного общения.    

    Общеучебная деятельность.

    Применение современных технологий обучения (в том числе компьютерных) предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Персональный компьютер может применяться учителем для решения дидактических задач в течение урока: предъявление информации в различной формах, формирование у учащихся общеучебных  и специальных знаний и умений по предмету, организация индивидуального и группового обучения.

     Чтобы приобщить учащихся к чтению на иностранном языке и сделать уроки чтения занимательными и интересными, я обратилась к проблемному методу обучения чтению, который ненавязчиво побуждает ученика работать на уроке активно и творчески. Именно этот метод дает возможность ученику почувствовать себя значимой фигурой на уроке чтения; разбудить его дремлющие способности к прогнозированию событий еще до чтения текста; в соревновательной форме найти главные факты повествования; придумать продолжение рассказа.

   Проблемный подход привлекателен тем, что он формирует систему умственных действий, которую ученик может применять не только для решения учебно-коммуникативных, но и реальных жизненных задач. Важным является и тот факт, что при проблемно-поисковой организации урока чтения создаются такие условия, которые побуждают ученика самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию на иностранном языке.

     Именно степень сформированности самостоятельной поисковой деятельности является объектом контроля чтения на ЕГЭ.

    Самоорганизующая деятельность.

   Для успешной личности характерно: умение общаться с людьми, способность ориентироваться в быстро меняющихся условиях окружающего мира, стремление к поставленной цели, самосовершенствование, самореализация, самоактуализация, умение принимать решения и быть за них в ответе. Иностранный язык требует от обучающихся развития этих личностных качеств.

    Залог формирования успешной личности – стремление к самоорганизации, и иностранный язык этому способствует. Средства создания на уроке иностранного языка успешной личности многообразны. Следя за грамотностью слова, предложения, учащийся привыкает быть организованным и в жизни. Язык чаще всего изучают в группах, идет общение. Частое варьирование во время занятий применяемых форм работы требует максимальной концентрации внимания и включения обучаемого в образовательный процесс. Кроме того, любое задание, способствующее формированию того или иного навыка, представляет собой коммуникативную задачу, которая решается средствами иностранного языка. При этом учащиеся самостоятельны в выборе этих средств, т.к. его цель – донести информацию таким образом, чтобы она была понятна и интересна. Это стимулирует стремление к достижению поставленной цели, самообучению и самообразованию. В процессе обучения  происходит познание живого, современного иностранного языка, развивается познавательный интерес учащихся к предмету и стимулируется их самообразование.    

8. Разработка урока.

                        Тема:  Популярные британские праздники.

Тип урока: Усвоение и закрепление новых знаний.

Цели урока

Социокультурные:

         - познакомить учащихся с популярными британскими праздниками.

Образовательные:

         - развитие умения читать с целью полного понимания содержания;

         - развитие умения аудировать с целью полного понимания содержания;

         -совершенствование лексических и грамматических навыков говорения    

Развивающие:

          - развитие слуховой памяти и произвольного внимания;

          - развитие способности к анализу, сравнению и сопоставлению;

          - развитие общего кругозора учащихся и их словарного запаса.

Воспитательные:

          -воспитание потребности в приобщении к культуре страны изучаемого

           языка;

          -стимулирование учащихся к самостоятельной работе;

          -развитие положительных личностных качеств (ответственность,

           доброжелательность, чувство взаимопомощи);  

          - развитие умения работать в группе, в коллективе и принимать

             совместные решения;

          - воспитание познавательных интересов;

          - формирование способности осознать свою культуру через контекст

             культуры иноязычной;

          - привить интерес к английскому языку, используя компьютер.

Оборудование:

ТСО: компьютер с мультимедийным проектором

Наглядные пособия: карта Британии, тематические картинки «Праздники», творческие работы учащихся.

Раздаточный материал: карточки с индивидуальными заданиями, страноведческий материал.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Форма организации занятий: беседа, объяснение, эвристическая беседа, работа с учебником, компьютером.

Мотивация познавательной деятельности учащихся: показать практическую значимость учебного материала, развитие мыслительной деятельности, самостоятельная работа (парная и групповая работа).

Форма организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Последовательность изложения нового материала.

  1. Просмотр слайдов о британских праздниках

( чтение и аудирование, конспектирование).

  1. Закрепление изученного материала.

- групповая работа (сравнить праздничные традиции в Британии и у нас, сделать выводы).  

                                 План урока

  1. Организационный момент.(1 мин.)
  2. Цели и задачи урока.(2 мин.)
  3. Фонетическая зарядка.(1 мин.)
  4. Речевая зарядка.(3 мин.)
  5. Проверка домашнего задания (4 мин.)    
  6. Предъявление нового материала.(20 мин., в середине презентации физкультминутка – гимнастика для глаз).
  7. Проверка уровня усвоения новых знаний.(10 мин.)
  8. Итог.(3 мин.)

Дать качественную характеристику работы класса: общую оценку и отдельно взятых учащихся.

  1. Домашнее задание.(1 мин.)

- Раздать карточки с заданиями для слабых учеников: текст «День Святого Валентина», тесты; AB №1, стр.100 в учебнике.

          - Задания для групп (на карточках).

          - Дополнительное задание: для сильных учащихся: рассказать о своих    

            семейных традициях.  

                                            Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.(1 мин.)

Good morning, boys and girls! Glad to see you.

Sit down please!

We begin our lesson! What,s the date today?

Who is absent today? Why?

Thank you for the information!

  1. Цели и задачи урока.(2 мин.)

T.:We continue our topic «British holidays». Our lesson will be very interesting today. Open your textbook on page 51 and say: What things we are  going to discuss at your lesson? (О чем  будем говорить на уроке?)

P.: We will speak about British holidays! (учащиеся делают предположения).

T.: Good, you are right. We,ll speak about British holidays and celebrations.  

    3. Фонетическая зарядка (1 мин.)

        T.: Pay attention to the correct pronunciation of words! Read the words       correctly! (page 51 ex.1, page 53ex.2). (Работа над произношением слов по    теме).

         P.: the Trooping the Colour, a carnival, Caribbean, Brazil, Whit Monday,

              Pancake Day….

         T.: Fine!

     4. Речевая зарядка (3 мин.) (Повторение грамматического материала).

         T.: We speak about some holidays. Agree or disagree with this information.   All holidays in Britain are important, aren’t they? (Согласны ли с высказыванием. Разделительные вопросы)

         P.: Yes, they are. …    

         T.: The most popular holiday is Christmas, isn’t it?

         P.: Yes, it is….

          T.: St. Valentine Day is celebrated on the 23 rd of February, isn’t  it?

          P.: No, it isn’t.  It is celebrated on the 14th of February.        

          T.: Christmas is a more important holiday than Easter, isn’t it?

          P.: Yes, it is…) no it isn’t…

          T.: Our new holiday is Cookie Day, isn’t it?

          P.: Yes, it is…

     5. Проверка домашнего задания.(4 мин.)

         T.: Now we,ll check up homework. Well continue to learn popular

               American writers and their books. Open your Reader on page 20.

             - Ask if the sentences are true or false according to the story.

            (Проверяется домашнее чтение: чтение с полным пониманием содержания.)

          P.: A. true  B. true  C. true D. false E. false F. true. G true

          T.: - Answer the questions, please. What did Mrs Gilbreth do to make her

                children happy? And her children, what did they do to make the mother  

                   happy too?(Ответьте на вопросы –Что сделала мама, чтобы    сделать детей счастливыми? А как   дети доставили маме радость?)

          P.: The mother had brought each of them a present. And the children    

                cleaned the house.

          T.: Good, very good.

      6. Аудирование текста с опорой на презентацию по теме.(20 мин.)

        T.: Our life is full of modern technologies. Listen to some more interesting

             facts about British holidays and traditions with the help  computer and internet resousers. Be ready to answer the questions and to talk about popular British holidays and traditions. Compare with Russian holidays. I want you to work in 4 groups.

           ( Учитель формирует 4 группы. Каждая группа получает задание – найти информацию о зимних, весенних, летних и осенних праздниках.

            Сравнить их с русскими: что общего, чем отличаются, сделать выводы).

             Is it exciting? Are you ready? Good! Lets start the work! Please, listen  

             very attentively!  См. диск.

        P.:Работа в группах (объединяются в группы, слушают текст, делают записи, анализируют сравнивают, делают выводы).  

  7.Проверка понимания (10 мин ,развитие устной речи).

T.: What new information about British holidays and traditions have you learnt? Сompare with Russian holidays.

P.:( выступает представитель от каждой группы: сравнивает британские и русские праздники, их традиции и обычаи,  делает выводы):

           - There are many holidays and traditions in Britain. We will speak about  

              winter holidays. Winter holidays are Christmas, New Year, St.Valentine,s

              Day and others. There are common holidays in Russia too. But some

              traditions and сustoms are different. British people celebrate Christmas

              on the 25th  of December, in Russia Christmas is on the 7th of January.

              British children find presents in their stockings, Russian children find

              presents under the New Years tree. We are different but all like

              celebrations very much.      

 Popular Holidays

    British

     Russian

1.New Year

On the1st of January, not the best, make resolutions.

 On the 1st of January, the best, send  cards.

2. St.Valentine,s Day

On the14th of February, send a card to beloved.

On the 14th of February too send a card to beloved too.

3. April 1

 to play the joke

(before 12 o,clock midday).

 to play the joke all day.

4. Easter

have holidays for 2 weeks,give each other chocolate eggs.

don’t have holidays, give

colourful eggs.

5. Christmas Day

On the 25th of December,

Children find presents in their stockings.

on the 7th of January,

Children find presents under the New Years tree.

T.: Yes. You are right. Britain and Russia have some common (Christmas, New Year, Easter…) holidays and celebrations and some different (Halloween, Notting Hill carnival … – in Britain). The traditions and customs are common and different too.  

9. Подведение итогов урока. Выставление оценок. (2 мин.)

          T.: Good! We are nearly at the end of our lesson. Was today,s lesson interesting for you? What new information about British holidays have you learnt?

          Finish the sentence - I have learnt that …(Был урок сегодня интересным

          для вас? Что нового узнали о праздничных традициях Британии?

          Закончи предложение – Я узнал, что …)

          P.1:I have learnt that there is a very beautiful celebration in Britain, Chelsea

                Flower show. People come to see gardens built from flowers.

          P.2: And I have learnt that there is a funny Pancake race - running in March

                on Pancake Day in Britain.

          P.3: I have learnt that there is a Dog show in February. I wish I was there.

          T.: Now you know many interesting facts about British holidays and

          traditions. Thanks for your work. Your marks are …

     10. Домашнее задание (1 мин.)

           T.: Your home task is … 1.Activity book ex. 1(Текст «День святого

                 Валентина», подстановочное упр.);

            2. Задание на карточках (для слабых учащихся):

                 - Match holidays with their description

                  a. This holiday is celebrated on the 14 th of February as a day of

                     love and friendship.

                  b. People buy presents and cards. Parents put their presents into

                     stockings. The traditional meal is roast turkey and Christmas

                     pudding.

                  c. Children usually eat chocolate eggs and Hot -  Cross on this Day.

                  d. Children make lanterns out of pumpkins dress as witches and

                      ghosts and say « Тrick or treat».    

      a. Halloween   b. Christmas  c. St. Valentine,s Day  d. Easter

            3. Для желающих: К вам приехал иностранный друг. Вы знакомите  

                его с вашим стилем жизни. Чтобы вы ему рассказали

                интересного из жизни русских, вашей семьи (Семейные

                праздничные традиции)?                                                          

              T.:  The lesson is over. Good bye!      

     Литература

  1. Учебник  Unit 2
  2. Рабочая тетрадь  AB Unit 2,стр.100(№1)
  3. Приложение к журналу ИЯШ « Мозаика»

( Страноведческий материал « Праздники Британии»).

     4. Интернет – ресурсы.

                         Список литературы.

  1. Бондаревская С.В. Учителю о личностно-ориентированном образовании. –Ростон-на-Дону.
  2. Журнал « Иностранные языки в школе». –

- 2005 - №№ 1, 2.

- 2006 - №№ 2, 6.

- 2007 - №№ 4, 6.

- 2008 – №№1, 3, 4, 6, 8.

          - 2009 – №№1, 2, 6.

      3.   Кукушкин В.С. Теория и методика обучения. – Ростов-на-Дону:  

            Феникс, 2005.

      4.   Кулагина И.Ю. Педагогическая психология. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

      5.   Кульневич С.В. Анализ современного урока. – М.: Учитель, 2005.

      6.   Лизинский В.М. О методической работе в школе.- М: Ц.

            Педагогический поиск, 2005.

      7.   Методическая мозаика (приложение к журналу « ИЯШ»).-

           - 2003 - №1.

           - 2004 – №№ 5, 6.

           - 2005 - №№ 2, 7.

           - 2006 - №№ 1, 3, 5, 6, 7.

           - 2007 – №№ 2, 7.

           - 2008 -  № 1.  

           - 2009 - №№ 1, 3.

      8.   Нижегородское образование.

           -  Мотивационные основания внедрения ИКТ в учебный процесс. 2008

           -№ 1.

         -  Интегрирование мультимедийных интерактивных систем в процессе

             обучения иностранным языкам. 2009 - № 1.

         -  Преподаватель иностранного языка и методическая наука.2010 - № 1.

      9.   Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.:  

            Народное образование, 2005.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела учебной программы по истории России

В разработку входит: методическое обоснование, проект урока по истории России 9 класса, презентация....

Методическая разработка раздела учебной программы

метод. разработка раздела учебной программы...

Методическая разработка раздела учебной программы

В моей разработке представлен раздел учебнй программы по теме "Африка" для 7 класса....

Test 12 Страна/страны изучаемого языка и родная страна.

Иренировочный тест для подготовки к ГИА...