Спецкурс "Языковой портфолио"
элективный курс по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Елена Владимировна Большакова
Языковой портфель (My Language Portfolio) как отдельный компонент УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) для 5 – 9 классов издательств «Просвещение» и “Express Publishing” является идеальной основой для организации самоконтроля, самоанализа, самооценки учащихся среднего звена общеобразовательной школы на английском языке как в урочное, так и внеурочное время. Представляя собой портфолио личных достижений учащихся, языковой портфель предлагает разнообразные дополнительные материалы по освоенным темам учебника и творческие задания, мотивирующие учащихся к самостоятельной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Языковой портфолио207 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Языковой портфель (My Language Portfolio) как отдельный компонент УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) для 5 – 9 классов издательств «Просвещение» и “Express Publishing” является идеальной основой для организации самоконтроля, самоанализа, самооценки учащихся среднего звена общеобразовательной школы на английском языке как в урочное, так и внеурочное время. Представляя собой портфолио личных достижений учащихся, языковой портфель предлагает разнообразные дополнительные материалы по освоенным темам учебника и творческие задания, мотивирующие учащихся к самостоятельной работе.

Программа дополнительного образования – «Языковой портфель к УМК «Английский в фокусе» как эффективное средство самооценки и рефлексии учащихся основной школы» – рассчитана на учащихся 5 – 9 классов. Программа разработана в соответствие с учебным планом лицея как спецкурс и рассчитана на 130 часов (1 час в неделю). Возраст обучающихся – 10-15 лет. Срок реализации программы – 5 лет (5 – 9 класс)

Языковой портфель к УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) для 5 – 9 классов включает тематические проектные работы, при выполнении которых школьники применяют сформированные на основных уроках английского языка предметные умения и знания, используют хорошо знакомый материал, что обеспечивает непрерывность и преемственность учебного процесса.  Языковой портфель выступает как средство обучения английскому языку и культуре, обеспечивает активизацию творческого потенциала личности учащихся основной школы, способствует развитию продуктивной учебной и проектной деятельности.

Цель, задачи и принципы программы

Основная цель программы «Языковой портфель к УМК «Английский в фокусе» как эффективное средство самооценки и рефлексии учащихся основной школы» заключается в системном (с 5 по 9 класс) развитии у учащихся основной школы навыков самооценки, самоконтроля, самоанализа и рефлексии в условиях комплексной интеграции всех видов речевой деятельности на уроке английского языка и во внеурочное время.

Календарно – тематическое планирование

5 класс

Дата

Номер и название модуля

Название работы в языковом портфеле

Кол-во часов

Говорение

Письменная речь

Module 1 School days

My weekly timetable

1

-

Расписание уроков

Module 1 School days

Pen friends

2

-

Дружеское письмо с опорой на образец

Module 2 That’s me!

What is your country famous for?

2

Устная презентация о значимых местах в России

Постер о том, чем знаменита Россия

Module 2 That’s me!

Countries

2

-

Визитная карточка зарубежной страны (по выбору учащихся)

Module 3 My home, my castle

Design the perfect room!

2

Монологическое высказывание: устное описание комнаты своей мечты

Описание комнаты мечты по плану

Module 3 My home, my castle

Different houses

2

-

Постер с известными зданиями России

Module 4 Family ties

My family

1

Монологическое высказывание: описание своей семьи

Генеалогическое древо своей семьи

Module 4 Family ties

My favourite actor

2

Монологическое высказывание: устное описание любимого актёра

Описание любимого актёра по плану и с опорой на образец

Module 5 World animals

My favourite animal

2

Монологическое высказывание: описание любимого животного

Описание любимого животного по образцу

Module 5 World animals

Let’s go to the zoo!

2

Монологическое высказывание: описание зоопарка с опорой на картинки

Короткий рассказ об одном из зоопарков страны

Module 6 Round the clock

What is happening?

1

-

Рассказ-описание своей улицы

Module 6 Round the clock

Weekend fun!

2

-

Дружеское письмо с опорой на подсказки

Module 7 In all weathers

Weather & clothes

1

-

Список одежды на разную погоду

Module 7 In all weathers

My favourite clothes

1

-

Короткий рассказ о своей любимой одежде (по плану)

Module 8 Special days

Festive food

1

-

Список ингредиентов праздничного блюда (по модели)

Module 8 Special days

Meal plan

1

-

Список блюд ежедневного меню

Module 9 Modern Living

My neighborhood

2

Устная презентация своей улицы

Короткий рассказ-описание своей улицы по картинке

Module 9 Modern Living

Book review

2

Устная презентация известной книги

Статья для школьной газеты об известной книге (по плану и образцу)

Module 10 Holidays

Summer holidays

2

-

Написание открытки по плану

Module 10 Holidays

Tourist attractions

2

Презентация постера о достопримечательностях России

Постер туристического агентства о достопримечательностях России

 Итого: 33 часа.

Календарно – тематическое планирование

6 класс

Дата

Номер и название модуля

Название работы в языковом портфеле

Кол-во часов

Говорение

Письменная речь

Module 1 Who’s who

E-pals

2

-

Написание электронного письма (e-mail) по образцу

Module 1 Who’s who

Interesting family!

1

-

Описание одного из членов семьи с опорой на образец

Module 2 Here we are!

Decorate your place!

1

-

Краткое описание квартиры по картинке

Module 2 Here we are!

Shop till you drop

2

Монологическое высказывание: презентация торгового центра

Статья для путеводителя об известном торговом центре

Module 3 Getting around

Directions to a party

2

-

Описание маршрута по карте

Module 3 Getting around

Getting around

2

-

Страничка для путеводителя о том, как можно перемещаться по городу

Module 4 Day after day

Celebrity routines

1

-

Описание обычного дня из жизни известного человека по плану

Module 4 Day after day

Bad habits

2

Диалогическое высказывание: опрос одноклассников; монологическое высказывание: презентация результатов опроса и анкетирования

Анкета о вредных привычках

Module 5 Feasts

Festive calendar

2

Монологическое высказывание: презентация календаря праздников

Краткое описание праздников с опорой на календарь

Module 5 Feasts

Carnival time

2

Устный рассказ о карнавале в Рио от лица телевизионного репортёра

Описание карнавала в Рио-де-Жанейро по плану

Module 6 Leisure activities

Fun time after school

2

Рекламное объявление кружка для местной радиостанции

Рекламный плакат клуба по интересам

Module 6 Leisure activities

Scout club

2

-

Электронное письмо родителям скаутов c опорой на таблицу конкурсов для скаутов всех возрастов

Module 7 Now & then

Personality of the year

1

-

Статья о человеке года для модного журнала

Module 7 Now & then

Storytellers

2

Устная презентация картины

Описание картины по плану

Module 8 Rules & Regulations

School signs

1

-

Плакат с дорожными знаками и пояснениями

Module 8 Rules & Regulations

Architect for a day!

2

-

Короткая статья о самостоятельно спроектированном здании

Module 9 Food & Refreshments

Eating the traditional way

2

-

Страничка для путеводителя о русской кухне (с опорой на образец)

Module 9 Food & Refreshments

The healthy refrigerator

1

-

Краткое описание полезных продуктов в холодильнике

Module 10 Holiday Time

Postcard from Paris

2

-

Написание открытки по плану

Module 10 Holiday Time

A Marvellous Stay!

2

Устное рекламное объявление гостиницы для местной радиостанции

Рекламная листовка необычной гостиницы (с опорой на образец)

Итого: 34 часа.

Календарно – тематическое планирование

7 класс

Дата

Номер и название модуля

Название работы в языковом портфеле

Кол-во часов

Говорение

Письменная речь

Module 1 Lifestyles

City life

1

-

Таблица-список достопримечательностей своего города, дружеское письмо с опорой на таблицу

Module 1 Lifestyles

Express yourself!

1

-

Заполнение анкеты

Module 2 Tale time

My favourite book

2

-

Рецензия на книгу для школьной газеты (с опорой на заполненную таблицу)

Module 2 Tale time

What a story

2

Презентация своей страшной истории

Страшная история на конкурс в международный журнал (по плану)

Module 3 Profiles

My future job

2

-

Описание профессии своей мечты, короткая статья о том, почему ты хочешь выбрать эту профессию

Module 3 Profiles

Movie stars

1

-

Краткое описание двух киноактёров (актрис) по плану

Module 4 In the news

In the news

2

Устная презентация нового школьного журнала

Новостная статья о новом школьном журнале (по плану)

Module 4 In the news

My TV guide

1

-

Список телевизионных программ на выходные

Module 5 What the future holds

Life in the future

2

-

Письмо другу с другой планеты о том, что происходит на Земле в 2100 г. (с опорой на план)

Module 5 What the future holds

Gadget of the future

1

-

Короткое описание технической новинки от лица её изобретателя

Module 6 Having fun

All the fun of the fair

2

Устная презентация тематического парка

Рекламная брошюра об однодневном походе в тематический парк

Module 6 Having fun

The perfect match!

2

-

Рекомендации по выбору видов деятельности в летнем лагере его участникам, исходя из краткого описания их характера

Module 7 In the spotlight

At the box office

2

Презентация любимого фильма

Афиша любимого фильма (с опорой на план)

Module 7 In the spotlight

Celebrity bio

2

Устная презентация известного человека

Краткая биография известного человека (с опорой на план)

Module 8 Green issues

The environment

3

Диалогическое высказывание: опрос одноклассников; групповое обсуждение ответов

Quiz об окружающей среде

Module 8 Green issues

Endangered species

2

Устная презентация вымирающего животного

Статья для школьной газеты о вымирающем животном (по плану)

Module 9 Shopping time

National menu

1

-

Меню из национальных русских блюд

Module 9 Shopping time

A shopper’s paradise

2

Устная презентация лучших магазинов города

Рекламная листовка с кратким описанием лучших магазинов твоего города

Module 10 Healthy body, healthy mind

Advice

2

-

Письмо-совет читателю журнала

Module 10 Healthy body, healthy mind

Accidents happen

1

Устный рассказ о происшествии

Описание происшествия по плану

Итого: 34 часа.

Календарно – тематическое планирование

8 класс

Дата

Номер и название модуля

Название работы в языковом портфеле

Кол-во часов

Говорение

Письменная речь

Module 1 Socialising

Relationships

2

Диалогическое высказывание: опрос одноклассников; монологическое высказывание: презентация результатов опроса и анкетирования

Составление анкеты  «Умеешь ли ты общаться?»

Module 1 Socialising

Star quest

2

Устная презентация музыкальной группы, телепрограммы, спортивной команды

Проект: разработка собственного веб-сайта об известном музыканте, актёре, спортсмене

Module 2 Food & Shopping

My favourite food

2

-

Статья для школьной газеты о любимом блюде (с опорой на таблицу ингредиентов и способ приготовления)

Module 2 Food & Shopping

What a story!

2

Устная презентация благотворительной организации

Брошюра о благотворительной организации (по плану)

Module 3 Great Minds

My ideal job

2

Монологическое высказывание: устный рассказ о профессии своей мечты

Описание профессии своей мечты, короткая статья о том, почему ты хочешь выбрать эту профессию

Module 3 Great Minds

Worthy people

2

Монологическое высказывание: устное описание известного человека

Краткое описание известного человека с опорой на план

Module 4 Be yourself

Advice

2

-

Письмо-совет читателю журнала

Module 4 Be yourself

New outfit

2

-

Краткое описание новой модной одежды от лица дизайнера

Module 5 Global issues

The weather

2

Диалогическое высказывание: опрос одноклассников о природных явлениях; групповое обсуждение ответов

Quiz о природных явлениях и погоде

Module 5 Global issues

National animal

2

Устная презентация животного, живущего на территории России

Статья в школьную газету об одном из животных, живущих на территории России

Module 6 Culture Exchanges

Holiday gone bad

2

Монологическое высказывание: устный рассказ о неудачном отпуске

Короткая история о неудачном отпуске по плану

Module 6 Culture Exchanges

Unusual spots

3

Устная презентация необычных мест отдыха туристам

Плакат или статья туристического агентства о необычных местах отдыха

Module 7 Education

School stuff

2

Презентация школы  мечты

Постер об известной школе страны или  города

Module 7 Education

Age of technology

2

Устная реклама технической новинки на радиостанции

Рекламная листовка – презентация технической новинки

Module 8 Pastimes

Sports event

2

-

Письмо мэру города о предстоящем спортивном соревновании (с использованием опор)

Module 8 Pastimes

Game time

2

Устная презентация новой спортивной игры

Рекламная брошюра о новой спортивной игре (с опорой на план)

Итого: 33 часа.

Календарно – тематическое планирование

9 класс

Дата

Номер и название модуля

Название работы в языковом портфеле

Кол-во часов

Говорение

Письменная речь

Module 1 Celebrations

Festivals and celebrations

2

-

Письмо другу (в формате ГИА – ответ на полученное письмо)

Module 1 Celebrations

Superstitions

2

-

Письмо личного характера с информацией и советом

Module 2 Life and Living

Home, sweet home

2

-

Электронное письмо другу по плану

Module 2 Life and Living

Household chores

2

Диалогическое высказывание: опрос одноклассников об их помощи по дому; монологическое высказывание: презентация результатов опроса

Анализ результатов анкетирования о помощи по дому

Module 3 See it to believe it

Mythical creatures

2

-

Дружеское письмо о мифическом чудовище из прочитанной книги

Module 3 See it to believe it

A scary story

2

-

Страшная история на конкурс в местную газету

Module 4 Technology

Impressive inventions

2

-

Статья в онлайн технический журнал о 3 изобретениях нашего столетия (по плану)

Module 4 Technology

Living in the future

2

-

Эссе о жизни в будущем (на основании цитат и по плану)

Module 5 Art & Literature

Theatrical performance

2

Презентация спектакля

Рекламный плакат о предстоящем школьном спектакле (с опорой на план)

Module 5 Art & Literature

DVD review

2

-

Электронное письмо другу (в формате ГИА)

Module 6 Town & Community

Public services

2

Диалогическое высказывание: опрос одноклассников о качестве инфраструктуры и уровня услуг

Анализ результатов анкетирования о качестве инфраструктуры и уровня услуг, список комментариев и предложений

Module 6 Town & Community

Famous monuments

2

Устная презентация достопримечательности по выбору учащихся

Краткое описание известной достопримечательности

Module 7 Staying safe

Healthy habits

2

-

Брошюра о здоровом образе жизни подростков

Module 7 Staying safe

Your opinion

3

-

Эссе (в формате ГИА) о преимуществах и недостатках новых школьных предметов, кружков, клубов

Module 8 Challenges

Job application

2

-

Сопроводительное письмо-заявление о приёме на работу (в формате ГИА)

Module 8 Challenges

Taking risks

2

-

Письмо другу с советом и рекомендациями

Итого: 33 часа.

Условия реализации программы и

планируемые результаты обучения

В основу программы «Языковой портфель к УМК «Английский в фокусе» как эффективное средство самооценки и рефлексии учащихся основной школы» положены системно-деятельностный, личностно-ориентированный, дифференцированный подходы к обучению английскому языку – главенствующие принципы, согласно основным идеям и положениям ФГОС основного общего образования.  

Технология использования языкового портфеля к УМК «Английский в фокусе»:

  • обеспечивает способность и готовность учащихся к самостоятельному изучению английского языка на протяжении всей жизни и создает условия для непрерывного самостоятельного языкового образования;
  • реализует инновационный подход к учебному процессу и является важным фактором развития способностей учащихся к самостоятельной работе;
  • расширяет возможности самообучения, самоорганизации, саморазвития для школьников подросткового возраста;
  • служит средством неформального оценивания достижений учащихся по предмету «Английский язык»;
  • активизирует навыки самооценки и самоанализа учащихся;
  • позволяет учащимся увидеть промежуточные результаты своих усилий (что не всегда возможно при традиционной системе оценивания);
  • даёт учащимся возможность контролировать процесс обучения, ставить конкретные цели и достигать их;
  • развивает индивидуальные языковые способности учащихся;
  • позволяет осуществлять мониторинг развития коммуникативных умений;
  • учит более точно понимать реальные цели речевого общения;
  • фиксирует динамику уровня овладения английским языком;
  • помогает организовать учащимся контроль над своим временем;
  • позволяет учащимся проследить прогресс в изучении английского языка;
  • актуализирует личностно значимую мотивацию межкультурного общения (обучение с опорой на личный опыт);
  • повышает общий уровень мотивации учащихся к дальнейшему совершенствованию навыков овладения английским языком и культурой;
  • усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, что способствует позитивному самоутверждению личности, влияет на формирование ценностных установок;
  • развивает стремление учащихся демонстрировать свои способности, умения, достижения, успехи;
  • активизирует  учащегося как субъекта самостоятельной творческой деятельности.

Список рекомендуемой литературы

1. Теоретические источники и интернет-ресурсы (для учителя)

  1. Биболетова М.З., Вербицкая М.В., Махмурян К.С. и др. Иностранный язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5 – 9 классы / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2012. – 128 с.
  2. Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки учащегося в области изучения иностранных языков // ИЯШ. – 2000. – №5. – С. 6 – 11.
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. – М.: Просвещение, 2012. – 86 с.
  5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 24 с.
  6. Заир-Бек И.С., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2010. – 224 с.
  7. Иванова Н.В. Языковой портфель как инструмент формирования социо-кросс-культурной компетенции учащихся // Материалы международной научно-практической конференции “Поликультурное образование: проблемы социо-кросс-культурной интеграции”, Новосибирск, 2004.
  8. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. М., 2002. – 106 c.
  9. Лабазина Л.Н. Европейский языковой портфель – средство оценки и самооценки знаний учащихся по иностранным языкам // Ярославский педагогический вестник, 2003, № 2 (35).

http://www.yspu.yar.ru/vestnik/uchenue_praktikam/20_2/

  1. Морозова М.П. использование «Языкового портфеля» как способа комплексного достижения целей обучения ИЯ // Современные проблемы языкового образования: научно-методический сборник. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Еврошкола, 2001. – С. 21 – 23.
  2. Полат Е.С. Портфель ученика // Иностранные языки в школе. – 2002. – №1. – С. 22 – 27.
  3. Полат Е.С. Портфель ученика // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. – 2010. – С. 362 – 366.
  4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
  5. Протасова Е.Ю. Европейская языковая политика // ИЯШ. – 2004. – №1. – С. 8 – 14.
  6. Сафонова В.В. «Языковой портфель» в России: личностнообразующий потенциал // Современные проблемы языкового образования: научно-методический сборник. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Еврошкола, 2001. – С. 8 – 17.
  7. Скачкова Г.А. Европейский языковой портфель – средство оценки и самооценки знаний на уроках  английского языка.

http://festival.1september.ru/2006/2007 

  1. Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 144 с.
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
  3. Проектная деятельность в основной и старшей школе / под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. – 59 с.
  6. Федеральный портал Российское образование http://www.edu.ru/ – нормативные документы, программы элективных курсов.

2. Языковые портфели (для учителя и учащихся)

1. Английский язык: Англ. в фокусе: языковой портфель для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс]. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2011. – 64 с.

2. Английский язык: Англ. в фокусе: языковой портфель для 6 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс]. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2011. – 64 с.

3. Английский язык: Англ. в фокусе: языковой портфель для 7 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс]. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2010. – 64 с.

4. Английский язык: Англ. в фокусе: языковой портфель для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс]. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2010. – 56 с.

5. Английский язык: Англ. в фокусе: языковой портфель для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс]. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2010. – 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.

В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....

Портфолио лицеиста (портфель достижений) / Учебное пособие (кейс-портфолио)

Портфель достижений – кейс-портфолио – относится к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в...

Бланки портфолио ученика. Инструкции заполнения бланков портфолио.

                                      СодержаниеРаздел I. Мой портрет         ...

Портфолио педагога.Структура портфолио.

Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ПОРТФОЛИО «NETFOLIO»

Конструктор портфолио Netfolio - это инструментальное средство для создания электронного портфолио педагога, разработанное компанией «e-Publish» (официальные сайты http://edusite.ru/ и...