Этапы развития педагогического профессионализма
статья по английскому языку на тему

Кидрон Ксения Сергеевна

        Система образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе - школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovyy_proekt.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы развития педагогического профессионализма

                                                                                                     Кидрон Ксения Сергеевна,

                                                                                                     учитель английского языка

                                                                                                     первой квалификационной категории

                                                                                                     МБОУ СОШ №3

                                                                                                     города Чехова

Чехов, 2017

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….........................3

1.Понятие педагогического профессионализма……………………………………..………..4

2.Стадии развития педагогического профессионализма……………………………………..7

3.Этапы развития педагогического профессионализма……………………………………....8

4.Практическая часть…………………………………………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………………………………...12

Список использованной литературы………………………………………………………….13

Введение.

        Система образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе - школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений.

        Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

       Одним из центральных звеньев российской образовательной политики на современном этапе провозглашено повышение качества общего образования детей за счет системной интеграции основного и дополнительного образования. На методико-практическом уровне эффект повышения качества образования можно обнаружить, прежде всего, в стабильном достижении тем или иным конкретным педагогом-практиком проектируемых им предметных, надпредметных и личностных результатов.

       Достижение указанного параметра комплексной методико-практической оценки качества профессиональной деятельности педагогических кадров невозможно обеспечить без существенного роста их профессионализма. Только высокая профессиональная компетентность педагогов, их умение самостоятельно выявлять, формулировать и решать наиболее актуальные воспитательно-дидактические задачи, активизировать мотивацию детей к самообучению и саморазвитию, раскрывать способность обучающихся различных возрастных групп к самоанализу и творческому саморазвитию позволит в обозримой перспективе всему сообществу российских педагогов-практиков выйти на самый современный уровень этико-профессиональных требований. Кроме того, это даст возможность относительно стабильно работать в постоянно меняющихся социально-экономических условиях.

1.Понятие педагогического профессионализма.

       Профессионализм-степень овладения индивидом профессиональными умениями навыками, как психологическое и личностное образование характеризуется профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также искусством постановки и решения профессиональных задач.

        Профессионализм педагога в современном обществе – это высокое искусство осуществления обучающей деятельности на основе знаний личностных качеств и педагогического опыта, проявляемое в комплексном решении задач образования, воспитания и развития обучающихся.

       Определение уровня профессионализма не возможно без установления его показателей.

       Показатели профессионализма:

  • убежденность в общественном предназначении педагога как воспитателя, любовь к детям, ответственность за судьбы своих воспитанников;
  • осознанный выбор системы методов и средств обучения;
  • максимальное использование возможностей урока;
  • владение искусством общения с обучающимися, способами поведения;
  • стремление не только познать своих воспитанников в процессе общения, но и максимально раскрыть перед ними свой внутренний мир, свои интересы;
  • постоянный анализ результативности своей работы, состояние постоянной неудовлетворенности и творческого поиска, стремление заниматься самообразованием;
  • сформированный индивидуальный стиль деятельности.

       Цель методического сопровождения целостно выстраиваемого образовательного процесса заключается в создании благоприятных психолого-педагогических и организационно-методических условий для активного становления, интенсивного развития и дальнейшего совершенствования профессионализма педагогов. Согласно реализуемой нами концепции, мы условно подразделяем профессионализм педагогических кадров на следующие два вида: методико-дидактический (непосредственно связанный с процессом обучения) и методико-воспитательный (связанный с воспитательным процессом).

       Методико-дидактический профессионализм и профессионализм методико-воспитательный, по нашему замыслу, входят в состав общепедагогического профессионализма. Только в таком системно-целостном виде они обеспечивают успешное становление и гармоничное развитие базовых компонентов профессионального - теоретического и практического - опыта педагога, представленного как в индивидуальных, так и коллективно-групповых формах. Этот опыт есть наиважнейший источник непрерывного личностно-профессионального развития педагогических кадров. Как показывают многочисленные наблюдения, опыт может быть разным. Так, профессиональный воспитательный опыт и профессиональный дидактический опыт - весьма и весьма неоднородные явления, существенно разнящиеся между собой, более того, имеющие свои собственные законы становления и развития.

         Какие факторы оказывают преимущественное влияние на профессиональное становление? Прежде всего, это личностные особенности и желание развиваться. Не менее значимым выступает фактор самой профессиональной деятельности, которая вынуждает развивать профессионально значимые качества. Влияет также и способ, условия вхождения в профессию. Далее важным фактор оказывается стаж работы.  Вместе с тем, не всегда увеличение стажа говорит о повышении уровня профессионализма. Иногда наблюдается противоположная тенденция: человек оказывается во власти стереотипов, перестает развиваться, становится невосприимчивым к новому опыту. Тормозят профессиональное становление педагога и жизненные кризисы (чувство или осознание нереализованности, опустошенности, бесперспективности). Названные факторы относятся к внутренним.

       Существуют и внешние факторы профессионального роста. К ним относятся, во-первых, индивидуальные особенности человека (задатки, наклонности, способности); во-вторых, потребность общества в тех или иных специалистах (современная ситуация на рынке образования характеризуется возрастанием спроса на образовательные услуги, поэтому педагогическая деятельность в ближайшие годы может быть достаточно актуальной); в-третьих, близлежащие возможности, то есть те ресурсы, которыми обладает человек при выборе своей профессии: реальное знание о будущей работе расположение образовательного учреждения вблизи места жительства, определенный уровень знаний, ограничивающий выбор, материальное положение.

       Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами - детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. «Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации» (А.С.Макаренко).

2.Стадии развития педагогического профессионализма.

       Можно выделить несколько основных составляющих профессионализма педагога. Наиболее актуальной является исследовательская компетентность – владение научными методами изучения педагогических явлений, фактов для выработки новых знаний о закономерностях, структуре и содержании, технологии обучения и воспитания. Не менее актуальна управленческая компетентность – владение методами, приемами управления собственной деятельностью и деятельностью обучающихся. Также немалую роль играет образовательная компетентность–способность непрерывно совершенствовать свой профессионализм, развиваться в личной и общественной жизни. И, наконец, информационная компетентность – владение современными информационными технологиями, понимание их силы и слабости, сферы применения, выработка критического отношения к получаемой информации.

        В динамике можно выделить четыре стадии развития профессионализма:

  1) Допрофессионализм, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока.

  2)Собственно профессионализм, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз.

 3)Суперпрофессионализм или мастерство – приближение к вершине профессиональных достижений.

 4)«Послепрофессионализм», когда человек может остаться профессионалом в прошлом, а может оказаться советчиком, наставником для других специалистов.

        Решающим признаком профессионализма педагога является его готовность к творческому решению педагогических задач. В реальной педагогической деятельности трудно отделить норму от творчества.   Способность к творчеству характерна не для всех педагогов. Это отличительное качество личности.

3.Этапы развития педагогического профессионализма.

       По большому счету, развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением нового, не бывшего на прежних ступенях. Методическая служба должна заботиться о таком самодвижении, во всяком случае, не забывать о нем ни при каких условиях. Возникающие новообразования в составе индивидуального профессионального опыта - верный залог успешности происходящего движения. Но многочисленные новообразования могут иметь для логики происходящего профессионального развития педагога как позитивные, так и негативные последствия. Переход педагога с одной ступени профессионального развития на другую связан с обострением противоречий и возникновением широкого спектра не только эмоционально-положительных, но и эмоционально-отрицательных реакций на складывающуюся ситуацию профессионального развития. Ведь известно: когда происходит динамичный рост, то закономерно неотвратимы и некоторые потери, утрата определенной части профессионального опыта. И задача методической и психологической служб учреждения - сообща обеспечить эмоционально-психологический комфорт педагогов в «расставании» с их прежним опытом, мотивируя их на его последовательное обновление, приведение в соответствие с требованиями вводимых на государственном уровне стандартов нового поколения.

        Рассмотрим этапы развития педагогического профессионализма:

  1. Этап активного становления основ профессионального опыта. По сути, это обретение вновь поступившим педагогом-практиком элементарной профессиональной грамотности, обеспечивающей ему возможность в самом общем плане анализировать и решать основной круг возникающих в работе дидактических и воспитательных проблем и задач. На данном этапе фактическим результатом состоявшегося развития должно стать умение этого педагога дифференцированно анализировать цели и задачи, содержание и формы, условия и результаты своей каждодневной практической деятельности.
  2. Этап интенсивного развития профессионального опыта. На этом этапе педагог должен: успешно справляться с более широким спектром методико-дидактических и методико-воспитательных задач, поддерживать в себе творческую инициативу, развивать самостоятельность в организации целостного образовательного процесса, достигая при этом запланированных (воспитательных и дидактических) результатов.
  3. Этап самосовершенствования профессионального опыта. Здесь педагог-практик обретает максимально доступный для него уровень самостоятельности, способность проявлять творческую инициативу, воплощать ее в завершенный методический продукт и представлять свои авторские, методически грамотно оформленные наработки коллегам и независимым экспертам. Фактически, это этап относительно высокого профессионального мастерства, сопровождающийся теоретико-методическим осмыслением своего опыта, качественно возросшей эмпатической чувствительностью к инновационному опыту других педагогов, умением профессионально грамотно делиться своими методическими находками, системно выстроенным опытом эффективной организации как процесса обучения, так и процесса воспитания.

4.Практическая часть.

    В процессе выполнения данного практико-значимого проекта было проведено исследование «Развитие педагогического профессионализма». Тест-опросник был предложен учителям МБОУ СОШ №3.

     Целью данного исследования было определение уровня мотивации педагога к развитию своего профессионализма.

     Ход работы:

     На каждый вопрос теста-опросника педагоги должны были ответить, как часто они выполняются предложенное действие. Варианты ответов: всегда, часто, не очень часто, редко, никогда.

     Содержание теста-опросника:

1. Люблю слушать лекции (рассказы) о работе других учителей. 
2. Жду с нетерпением ситуаций общения с ребятами и педагогами, когда можно активно учиться, работать в школьных условиях. 
3. Считаю, что методический материал по основам педагогики содержат весьма простой материал.

4. Изучаю новые педагогические разработки и методики только тогда, когда это необходимо, особого интереса материал у меня не вызывает. 
5. Покупаю по возможности книги и брошюры о педагогическом опыте, по психологии. 
6. Обращаю внимание на педагогические ситуации только тогда, когда в них имеются интересные конфликты, интригующие факты. 
7. Делаю выписки из журналов и газет о работе школ и учителей, о проблемах современной молодежи. 
8. Читаю педагогические газеты, журналы, книги; собираю собственную библиотеку из них. 
9. Читаю только отрывки (выборочно) из статей о педагогическом опыте; на приобретение педагогической литературы время и средства не трачу. 
10. Наблюдаю за опытом работы умелых педагогов только по необходимости. 
11. Охотно принимаю участие в анализе ситуаций, возникающих в школе; стараюсь при этом кое-что записать. 
12. Принимаю участие в организационных беседах с учителями только тогда, когда это необходимо. 
13. Ищу материал, освещающий инновационные процессы в образовательных учреждениях, в сферах информационных услуг. 
14. Люблю работать с педагогической и психологической литературой в свободное время.

15. К педагогическим советам готовлюсь только тогда, когда знаю, что придется выступать.
16. Всю документацию стараюсь выполнять идеально и в срок.
17. Соглашаюсь выступать на педагогическом совете. 
18. Проявляю любопытство в работе с развитием личностных качеств учащихся.

     Обработка результатов.

• ответ «всегда» оценивается 5 баллами;
• ответ «часто» – 4 баллами;
• ответ «не очень часто» – 3 баллами;
• ответ «редко» –2 баллами;
• ответ «никогда» – 1 баллом. 

    Ключ к тесту-опроснику.

• 2+8+14 = профессиональная потребность; 
• 5+11+17 = функциональный интерес; 
• 1+7+13 = развивающаяся любознательность; 
• 7+10+16 = показная заинтересованность; 
• 6+12+18 = эпизодическое любопытство; 
• 3+9+15 = равнодушное отношение. 

    Оценка уровня развития педагогического профессионализма:

• 11 и более баллов – высокий уровень; 
• 10-6 – средний уровень; 
• 5 и менее – низкий уровень. 

    Выводы:

    После обработки результатов теста-опросника можно было сделать следующий вывод: 81% педагогов имеют высокий уровень педагогического профессионализма, 19% - средний уровень. Низкий уровень педагогического профессионализма выявлен не был. Также можно прогнозировать дальнейший рост уровня педагогического профессионализма, за счет повышения квалификации молодыми педагогами, работающими в школе.

Заключение.

       Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а напрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

       Учитель должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий учитель, Учитель с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества.

Список использованной литературы.

  1. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2010. – Гл. 5;
  2.  Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова [и др.]. - М.: Издательский центр “Академия”, 2006. – Гл. 1, 2, 4, 6;
  3. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская [и др.]. – Мн.: Аверсэв., 2007. – Раздел III;
  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов [и др.]; под ред. С.А. Смирнова. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – С. 90-114;
  5. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2002. – С. 171-188; С. 231-261;
  6. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – Гл. V;
  7. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – Гл. 1-4;
  8. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011. – С.20-56;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Педагогическая культура на современном этапе развития

Педагогическая культура на современном этапе развития, система ценностей педагога, показатели педагогической культуры педагога, методологическая культура педагога, методологический поиск...

Личность педагога в современной школе. Подходы к индивидуализации образовательного процесса: педагогический профессионализм.

Материал для подготовки к педагогическому совету и заседанию школьного предметного объединения учителей....

От новых стандартов к новому педагогическому профессионализму

«Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в неq учителей»из доклада МакКинси«Уроки анализа лучшихобразовательных систем мира»...

От новых стандартов к новому педагогическому профессионализму

«Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей из доклада МакКинси«Уроки анализа лучших  образовательных систем мира»...

Лекция по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" и ...

Тенденции совершенствования педагогического профессионализма в современном образовательном пространстве

В статье раскрываются тенденции совершенствования педагогического профессионализма в современном образовательном пространстве.В настоящее время понимание педагогического профессионализма  п...

Профильное обучение в соответствии с концепцией ФГОС на современном этапе развития педагогического образования.

В статье дается многоаспектный  анализ понятия "профильное обучение", рассматриваются различные модели организации профильного обучения в совреиенной школе....