Сравнительный анализ профессионального стандарта педагогов России и Англии.
статья по английскому языку на тему

Шманатова Светлана Валерьевна

Даны краткие отличительные характеристики профессианального стандарта  педагогов в России и Англии,а также их сходства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnitelnyy_analiz_ped_standarta.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

       Как сообщает пресс-служба Минобрнауки, профессиональный стандарт педагога будет введен в российских школах не ранее начала января 2017 года.

       Вспомните свое школьное детство, вспомните своих педагогов. Кого из них вы вспоминаете с благодарностью? А кого – с нежностью? А кого – с раздражением? Какие качества учителя-профессионала для вас наиболее ценны? А теперь представьте, что нам с вами надо разработать профессиональный стандарт, в котором были бы требования к учителю-профессионалу. Представляете, насколько же это сложно. Профессия-то творческая. И может быть много вариантов решения возникшей проблемы.
     Профессиональный стандарт – не наше изобретение. Профессиональный стандарт учителя есть во многих странах. Чаще всего этот документ разрабатывается профессиональными ассоциациями педагогов. Обратите внимание – не министерствами, не ведомствами, а самими педагогами.

Здесь уместны слова К.Д. Ушинского « В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Да, если уж и создавать стандарт нам, педагогам России, то явно не для  министерств, не для ведомств, а для самих себя, для того, чтобы осознавать, куда стремиться в своем развитии, как не закостенеть, как сделать так, чтобы

на уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес учеников не пропадал ни на минуту, как не зачерстветь с годами, и сформировать своими руками рамки профессии на разных этапах карьеры.
       В любом случае профессиональный стандарт – это не инструмент дополнительного контроля со стороны начальства, это стимул, основа для саморазвития на достижение поставленных стандартом целей – основание для поощрения.
     Каким будет стандарт, станет ли он практическим инструментом или же будет основанием для контрольно-надзорных действий государства по отношению к одной из самых творческих профессий- профессии учителя.

Время покажет….

      В нашей стране стандарт разрабатывается впервые. Однако в прошлом году аналогичный документ появился в Англии. Он состоит всего из 15 страниц – и там на каждом шагу также слово : «учитель должен», но только  по 8 пунктам, которые понятны  и нам простым учителям из российской глубинки. Только послушайте.

         Важным компонентом при формулировании англоязычных профессиональных стандартов учителя является понятие «понимание» (understanding), в которое вкладывается широкий смысл (понимание методики преподавания предмета, понимание структуры и предназначения стандартов, понимание индивидуальных и возрастных особенностей развития учащихся и пр.).

             В структуру  стандартов  для учителя обычно входит глоссарий необходимых профессиональных терминов: обучение, образовательные достижения / оценка образовательных достижений, аккредитация, сертификация, учебный план, сотрудничество, предметное содержание, образовательные технологии, ИКТ,  образовательная программа, профессиональные знания, профессиональная практика/опыт, цели обучения, коммуникация, образовательный уровень,  учащиеся (субъект обучения), этика профессионального поведения, профессиональная культура, мотивация обучающихся, школьное управление, сотрудничество с коллегами и др.

      В структуре западных  стандартов выделяют от 2 до 4 уровней педагогического мастерства: 1) базовый уровень (Graduate Teachers) – базовое педагогическое образование; 2) профессиональный уровень (Proficient Teachers) – учителя, прошедшие аккредитацию в соответствии с требованиями профессионального стандарта; 3) учителя высшей квалификации (Highly Accomplished Teachers) – опытные, эрудированные педагоги, признанные коллегами и родительским сообществом); 4) учителя-лидеры (Lead Teachers) – образцовые учителя, достигшие высшей степени признания и педагогического мастерства.

Практически все зарубежные модели профессиональных стандартов педагога практикоориентированы.   Выводы о стандарте в Англии.  (см. приложение)

         Что касается отечественного опыта стандартизации, разработка региональных стандартов и региональных дополнений к профессиональному стандарту педагога только начинается.

          За основу же нашего разработанного документа взята структура педагогической деятельности – это обучение, воспитание и развитие.

По сути, с обучением и воспитанием все более-менее понятно, что предполагает традиционные разделы: «учитель должен это и это». Смущает слово «должен», но это стандарт – учитель должен знать свой предмет, школьную программу...

Самый сложный раздел касается развития, и он наиболее полно прописан, потому что на угрозы и вызовы сегодняшнего дня должен быть адекватный ответ.

Одна из серьезных претензий к разработчикам стандарта: «учитель не корифей всех наук», ему не под силу одному выступать в нескольких лицах. Однако в стандарте прописано, что учитель совместно с дефектологом, психологом решает проблемы ребенка. Данное направление отсутствует в стандартах Англии.

          От педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

 Глубоко убеждена, что в существующих реалиях на любом факультете, где готовят, например, физиков, математиков или историков, нужно  тогда давать основы дефектологии: чтобы, работая совместно, педагоги разных специальностей, по крайней мере, понимали друг друга. Эта проблема теснейшим образом связана с другим серьезным вопросом. Грубо говоря, из многих школ исчезли медики, дефектологи, психологи.

Итак, профессиональный стандарт педагога, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Несомненно, в стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

МБОУ « Комсомольская средняя общеобразовательная школа №3»

                                       Чамзинский муниципальный район

                                               Республика Мордовия

 

Сравнительная характеристика

«Профессионального стандарта учителя»

 Англии и России.

(сообщение на педагогическом совете школы)

                                                  Подготовила:  Шманатова С.В.

                                                                                                учитель английского языка

     

                                                                                       

                                                    п. Комсомольский

                                                           2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ государственного стандарта второго поколения для начальной школы со стандартами основной школы по русскому языку

Важной частью основной общеобразовательной программы является Базисный учебный (или образовательный) план. Главное отличие нового плана – появление в нем в качестве обязательного компонента внеу...

Сравнительный анализ стандартов первого и второго поколения

Чем отличаются "старый" и новый стандарт? Что такое системно-деятельностный подход? Что такое УУД? Об этом с точки зрения учителя данная презентация....

Сравнительный анализ стандартов двух поколений

Выдержки из выступления на научно-практической конференции, посвященной внедрению ФГОС ООО....

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...

Государственный образовательный стандарт и ФГОС второго поколения. Сравнительный анализ.

Печатная статья по теме "Государственный оГосударственный образовательный стандарт и ФГОС второго поколения. Сравнительный анализ.Государственный образовательный стандарт и ФГОС второго поколения. Сра...

УИР Сравнительный анализ жестов Англии и России

УИР "Сравнительный анализ жестов Англии и России" показывает важность понимания жестов как одного из элементов общения и способа обмена информацией на примере народов Англии и России....

Рождество в России и Англии. Сравнительный анализ Деда Мороза и Санта Клауса. Методическая разработка "Christmas in the UK"

ДОБРЫЙ ДЕНЬ, уважаемые слушатели!Как мы все знаем в разных странах Рождество празднуется по-разному В этом проекте, рассказывается о различиях Рождества в Англии и в России. ​ Целью моей работы я...