Методические рекомендации по проведению урока английского языка с использованием здоровьесберегающих технологий
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Ищенко Елена Георгиевна

Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по проведению урока английского языка с использованием здоровьесберегающих технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2010

 

Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

 

 

 

 

 

Проведение урока английского языка с использованием здоровьесберегающих технологий

 

Методические рекомендации

 

 

 

 

Исполнитель: Ищенко Е.Г.

учитель английского языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОУ «СОШ № 1»

Г. Березовский 2010

 

Содержание

 

 

1.

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

6.

 

 

6.

 

 

Здоровьесберегающие технологии………………………………………

 

Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей технологии………………………………………………………………..

 

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка………………………………………………………..

 

Формирование здоровьесберегающей среды в обучении английскому языку. Анализ урока с физиолого-гигиенических, санитарных, экологических позиций…………………………………………………..

Рефлексия………………………………………………………………….

 

Виды нетрадиционных уроков, используемых при обучении английскому языку……………………………………………………….

 

Литература

 

 

4

 

 

6

 

 

9

 

 

 

11

18

 

 

20

 

29

 

 

 

 

 

 

 

 

I.   Здоровьесберегающие технологии

Содержание и организация воспитательно-образовательного процесса должны быть направлены на формирование у школьников потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Все те психолого-педагогические технологии, программы , методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, и мотивации на ведение здорового образа жизни определяют здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)

         В обобщенном виде под здоровьесберегающими образовательными технологиями следует понимать комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. В своей работе придерживаюсь следующих принципов педагогики оздоровления:

- принцип сознательности и активности;

- принцип наглядности;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип повторения;

- принцип постепенности;

- принцип доступности и индивидуализации;

- принцип непрерывности

- принцип всестороннего и гармоничного развития личности;

- принцип оздоровительной направленности.

Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного

отношения к познавательной деятельности, предполагает высокую степень

самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с

максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к

процессу познания. Он способствует направленному воздействию на

функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во

взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и

подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на

него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

Принцип повторения умений и навыков. В результате многократных

повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип постепенности предполагает преемственность от одной ступени

обучения к другой.

Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

Принцип непрерывности тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления

здоровья ребенка в процессе обучения.

II.Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей технологии

·        Построение урока на основе закономерностей образовательного процесса.

·        Оптимальное сочетание специфических принципов и методов обучения.

·        Создание условий для продуктивной познавательной деятельности.

·        Активизация развития всех сфер личности.

·        Логичность и эмоциональность всех этапов деятельности.

·        Использование средств здоровьесбережения: физкультминуток, подвижных игр, вариативное использование правил здорового образа жизни.

·        Мониторинг качества урока.

·        Использования нестандартных форм обучения (пример нестандартных уроков приведен ниже).

 

Чтобы урок “сработал” как здоровьесберегающий, учитель должен использовать самые различные приемы и методы:

- практический,

-ситуационный,

-игровой,

-соревновательный,

-познавательную игру,

-активные методы обучения.

 

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учителя по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Внутренним побудителем к деятельности или мотивом является сохранение здоровья детей, а ее целью – обучение, воспитание и развитие школьников без потерь здоровья. Цель деятельности учителя по валеологизации урока определяет ее процессуальный аспект.

Изучив работы В.Н. Ирхина по валеологизации урока в современной

школе, определила свою систему работы по этой проблеме.

Система работы заключается в следующем:

1. Проведение диагностики психолого-физиологических возможностей

обучаемых:

·        проведение диагностики психоэмоционального состояния учащихся на уроке;

·        установление уровня общеучебных умений и навыков (скорости чтения, письма, умения организовать свою деятельность)

·        определение степени трудности урока.

2. Формирование дифференцированных групп по способу мотивации к изучению иностранного языка: (имеющие повышенную или пониженную мотивацию к изучению иностранного языка)

3. Создание оптимального тематического и поурочного планирования с

целью достижения продуктивности в реализации учебных целей.

4. Организация работы с разными группами учащихся:

·        С учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учению (подготовка к олимпиадам, конкурсам, выполнение творческих работ)

·        С учащимися, имеющими низкую мотивацию к учению (ликвидация пробелов в изучении материала)

5. Разработка различных форм проведения учебных занятий:

·        нестандартных форм проведения уроков

·        экскурсий

·        выполнение групповых и индивидуальных проектов

6. Организация эффективной внеклассной работы, позволяющей реализовать способности учащихся в максимальной степени.

7. Использование компьютерных технологий для организации общения с носителями языка.

8. Разработка форм рефлексии урока.

9. Проведение самоанализа и самооценки деятельности с целью установления результативности используемых способов деятельности (рефлексия).

 

Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными целями и условиями, видами деятельности учащихся на уроке: элементарные движения во время урока, физкультминутки, различные виды гимнастики, психорелаксацию.

Что меняется в организации урока в контексте здоровьесбережения? Цели урока, наряду с обучающими, развивающими и воспитательными ориентируются и на валеологические аспекты.

Стиль ведения урока характеризуется поддержкой здорового микроклимата в интеракциях “учитель-ученик”, признанием личности каждого ребенка. Миссия учителя – профилактика заболеваний, сохранение и укрепление здоровья детей, для этого необходима валеологизация хода урока и его содержания, увеличение времени на двигательную активность.

В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с проблемой учебных перегрузок учащихся и, как следствие, со снижением работоспособности и учебной мотивации. Содержание обучения регулярно расширяется и усложняется, поэтому ребенок физически и психологически не в состоянии перерабатывать весь объем информации, предлагаемый учителем. Урок должен приносить радость. Только тогда можно добиться поставленных целей. В этой связи нестандартные уроки, наряду с обязательным курсом, создают условия для полного осуществления практических, воспитательных и развивающих целей. Они являются одним из средств повышения мотивации. Положительный результат приносит также использование валеологических приемов.

 

 

III. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

        Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Это совокупность всех используемых принципов, методов и приёмов обучения и воспитания, которые, дополняя традиционные технологии, наделяют их признаками здоровьесбережения, цель которого - не только оберегать здоровье учащегося и учителей от неблагоприятных факторов образовательной среды, но и способствовать воспитанию у учащихся культуры здоровья.
          Каковы же принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий?
         В первую очередь следует назвать индивидуализацию педагогических воздействий.
C каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, повышенной утомляемостью, слабой нервной системой. Наряду с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, необходимым является формирование у ребёнка интереса к изучению английского языка, мотивации к познанию, тренировка  познавательной активности, развитие коммуникативных навыков.
В целях сохранения положительной мотивации у младших школьников к изучению языка можно предложить двуязычные грамматические сказки и рифмовки. Слушать сказки - одно из самых любимых занятий детей. Интерес учащегося зависит от его успехов в овладении языком. И если ученик видит, что продвигается вперёд, он с интересом занимается этим, охотнее изучает предмет. Двуязычные сказки и рифмовки психологически оправдывают и делают эмоционально привлекательными и коммуникативно-значимыми "скучные и примитивные" правила и фразы как "A cat sleeps". Кроме того, они способствуют лучшему запоминанию английских слов и выражений, развитию памяти, имеют релаксационный и эмоциональный эффект. Также двуязычные сказки и рифмовки легко и естественно обучают аудированию, развивают фонематический слух, чувство рифмы, языковую догадку, артикуляционный аппарат. Такая сказка не должна занимать весь урок, она используется на этапе презентации грамматического материала. Предлагаемый иллюстрационный материал к сказке способствует еще лучшему пониманию лексико-грамматического материала и развитию зрительной памяти.
         Благодаря использованию на уроках А.Я. методов технологии критического мышления, игровой и проектной технологии, имеет место стимулирование мыслительной деятельности учащихся, и как следствие, они всё чаще попадают в ситуацию успеха. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность ребёнка, улучшает психологический климат на уроке, предупреждает неврологические реакции детей.
       Необходимым условием здоровьесбережения является творческий характер педпроцесса. Включение школьника в творческую деятельность способствует реализации поисковой деятельности. Обучение без творческого аспекта неинтересно, а значит, в какой-то мере является насилием. Насилие же разрушительно для здоровья. Возможности для решения творческих задач в учебном процессе достигается через использование активных форм и методов обучения, о которых упоминалось выше.
         Каким должен быть урок с позиций здоровьесбережения? Идя на урок, учитель должен помнить, что:

- в классе должен быть соответствующий микроклимат (нормальная температура,

-  свежий воздух,

-  рациональное освещение,

-  отсутствие неприятных звуковых раздражителей,

- урок не должен быть однообразным и монотонным,

- методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения,

- должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор, похвала).

Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать домашним заданием.

 

IV. Формирование здоровьесберегающей среды в обучении английскому языку

Анализ урока с физиолого-гигиенических, санитарных, экологических позиций.

1. Анализ урока с физиолого-гигиенических позиций

•   Краткая общая характеристика урока.

     Требования, предъявляемые при данном плане урока к деятельности учащихся, и их обоснованность с точки зрения требований психо- и физиогигиены. Возможности мобилизации учащихся данного возраста на восприятие мотивационно-целевой направленности урока и их переход в состояние установки. Особенности концентрации, распределения внимания и чередования различных видов деятельности.

•      Характеристика    класса.    Нарушение    здоровья,    физические    и    психические отклонения, наличие рекомендаций по отношению к отдельным детям и группам детей с нарушениями здоровья, учёт этих рекомендаций.

•      Учёт возрастных особенностей учащихся и профилактика дезадаптации учащихся на уроке.

•      Развитость самоконтроля учащихся за своим состоянием и умением осуществлять элементарную коррекцию.

•      Соблюдение гигиенических требований к содержанию классного помещения.

•      Соблюдение психогигиенических требований при определении места урока в расписании.

•      Наличие и предупреждение перегрузки учащихся.

 

2. Оценка санитарно-гигиенических условий урока в примерной схеме полного анализа урока.

• Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).

•      Соответствие мебели возрасту ребёнка.

•      Уровень освещённости, чистота помещения.

•      Размещение учащихся в учебном помещении с учётом их особенностей здоровья.

•      Приёмы и методы работы над осанкой учащихся.

•  Режим проветривания, проведение физминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.

•   Применение наглядности,  соответствующей нормам (величина букв,  их цвет,
чёткость написания).

•    Наличие    отвлекающего    от    темы    урока.

•   Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.

 

3. Экология урока в схеме анализа личностно ориентированного урока.

 

Состояние здоровья учащихся класса и его учёт на уроке.

•   Какое   настроение   было   у   детей   на   уроке,   не   возникали   ли   состояния   подавленности,    агрессии,       неудовлетворённости,  пассивности,  нежелания работать? Что было причиной подобных состояний?

•   Не переутомились ли дети? Достаточно ли были загружены все учащиеся, и не было ли перегрузки учебным материалом?

•   Пережили ли дети радостное чувство успеха?

•    Условия (внешние, материальные) обучения в данном помещении.

•      Доброжелательность,  сердечность,  душевность,   взаимопонимание  и  взаимная забота учителя и учащихся, в чём они проявлялись? С каким настроением ушли с урока учитель и учащиеся?

 

Рекомендации учителю

по проведения урока с позиции   здоровьесбережения  (Смирнов Н.К., 2006)

 

      При проведении урока необходимо обращать внимание на следующие моменты:

1) обстановку и гигиенические условия кабинете:

температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма смены видов деятельности  4—7 за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение — более творческая задача,  коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

З) средняя продолжительность  частоты чередования различных видов учебной деятельности: ориентировочная норма — 7—10 минут;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. (норма — не менее трех);

5) чередование видов преподавания: норма — не позже чем через 10—15 минут;

б) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки);

7) место и длительность применения ТСО:  умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз: наблюдает ли учитель за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание к продолжительность: норма — на 15—20 минут урока по 1 минуте из З-х легких упражнений

10) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни: формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

11) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу: норма — не менее 60% и не более 75—80%;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем через 25—30 минут в начальной школе; 35—40 минут в среднем и старшем  звене.

16) темп и особенности окончания урока:

— быстрый темп, скомканность, нет времени на вопросы учащихся; быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

— спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

— задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист по здоровьесбережению на уроке

Действия педагога и учащихся

4

3

2

1

0

Учитель

1.Проконтролировать готовность помещения к началу урока( достаточно освещено, проветрено, не запылено)

 

 

 

 

 

2 Способствует рациональной организации рабочих мест учащихся

 

 

 

 

 

3 Организовал включение учеников в учебную деятельность с учётом последствий предыдущих занятий ( возбуждение, утомлённость и т.д.)

 

 

 

 

 

4.Организует поддержание нормальной осанки учеников, при необходимости корректирует её

 

 

 

 

 

5 Организует физические упражнения, физкультминутки

 

 

 

 

 

6 Использует приёмы снятия эмоционального напряжения учащихся

 

 

 

 

 

7 На уроке создана уважительная , доброжелательная атмосфера

 

 

 

 

 

Учащиеся

8 Большинство быстро включается в учебную  деятельность

 

 

 

 

 

9                 9  Свидетельствуют об их интересе к организованным учи         учителем  занятиям               

 

 

 

 

 

10 Отсутствуют внешние признаки страха, стресса

 

 

 

 

 

11  Не наблюдается признаков значительной утомлённости

 

 

 

 

 

Итого

                         Здоровьесберегающие действия педагога

4

3

2

1

0

Действия по поддержанию физического здоровья учащихся

1 Включает в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания физического здоровья

 

 

 

 

 

2 Организует целесообразное чередование учебной нагрузки, смену  видов деятельности учащихся

 

 

 

 

 

3 Организует правильное дыхание учащихся в ходе учебной работы

 

 

 

 

 

4 Организует зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения, обучает рациональной технике зрительного восприятия

 

 

 

 

 

5 указывает учащимся на положительные и отрицательные примеры личной гигиены в их социальном окружении

 

 

 

 

 

Итоги

 

 

 

Действия  по поддержанию психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся

1 Обеспечивает возможность полисенсорного восприятия  объектов познания различными органами чувств

 

 

 

 

 

2 Организует необходимые условия для запоминания и вспоминания учебного материала

 

 

 

 

 

3 Обеспечивает умеренность психофизиологических нагрузок, предупреждает действия в ситуациях эмоционального пресыщения и истощения

 

 

 

 

 

4 Демонстрирует уверенность в способностях всех учеников

 

 

 

 

 

5 Включает в содержание обучения и воспитания сведения образцов коммуникативного поведения

( общения)

 

 

 

 

 

6 Организационно поддерживает развитие  самостоятельной деятельности учащегося

 

 

 

 

 

7 Включает в содержание обучения и воспитания сведения о способах самоорганизации

 

 

 

 

 

8 Включает в содержание обучения и воспитания сведения образцов коммуникативного поведения

 ( общения)

 

 

 

 

 

9 Способствует развитию мыслительных процедур планирования и прогнозирования

 

 

 

 

 

10 Способствует развитию позитивного отношения окружающих к личности ученика, организует условия формирования приемлемого статуса в классе каждого из них, обеспечивает формирование атмосферы взаимного уважения в классе

 

 

 

 

 

11 Включает в содержание обучения и воспитания нравственно- эстетические нормы

 

 

 

 

 

12 Организует рефлексию, осознание учащимися своей нравственно- мировоззренческой позиции, прогноз реализации её негативных вариантов

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

Общая сумма баллов за поддержание душевного и       з        физического здоровья уч/я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.Рефлексия

 

Особое значение придается заключительному этапу урока. Даже если

весь урок проходил удачно и эффективно, именно последние этапы должны

вызвать у ребенка наибольший эмоциональный подъем, ощущение прогресса

в своих знаниях. На заключительном этапе урока необходимо проводить рефлексию. Рефлексия учеников дает возможность отслеживать уровень понимания материала учениками, их степень усталости и заинтересованности на уроке. Согласно этому существуют разнообразные формы рефлексии. Например, вырази свое отношение к уроку, используя схему:

 

 

 

 

The lesson was

 

interesting

 

 

 

because

 

……………

dull

……………

difficult

……………

easy

……………

long

……………

short

……………

 

 

Прилагательные для описания отношения к уроку можно подобрать самые

разнообразные. Можно также задать вопрос о том, как себя чувствует ученик

на уроке (к концу урока), тогда ответы учащихся будут начинаться: “I’m

tired, happy, glad, worried, because….”

Таким образом, совокупность здоровьесберегающих технологий, а

также эффективных методов и приемов в обучении иностранному языку

позволяет поддерживать положительный психоэмоциональный климат на

уроке, помогает избежать утомляемости учащихся и стрессовых ситуаций,

что способствует повышению мотивации, которая положительно

сказывается на качестве знаний.

VI. Виды нетрадиционных уроков, используемых при обучении английскому языку

 

 
 
   

Использование Интернета на уроках иностранного языка

Видео-урок

Урок-экскурсия ( краеведческий материал)

Урок-спектакль

Урок-праздник и урок-интервью

 

Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

·  осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

·  обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

·  предусматривается минимальное участие на уроке учителя;

.  в урок включаются валеологические аспекты.

 

Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.

Использование Интернета на уроках иностранного языка

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальной сети Интернет. Но, прежде всего, необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определенными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами — средство реализации этих целей и задач.

Поэтому, прежде всего, следует определить, для решения каких дидактических задач в практике обучения иностранного языка могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которая представляет всемирная сеть.

Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, он создает естественную языковую среду.

Сначала вспомним особенности предмета "иностранный язык". Основная цель — формирование коммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. В наше время именно эта цель является наиболее востребованной учащимися.

Следует иметь в виду еще одну особенность предмета "иностранный язык". Обучать речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении.

Готовясь к очередному уроку, учителю важно иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя себе, для решения какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным.

Если иметь в виду предмет нашего обсуждения — Интернет, то также важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:

·  для включения материалов сети в содержание урока;

·  для самостоятельного поиска информации учащихся в рамках работы над проектом;

·  для ликвидации пробелов в знаниях.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

·  совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;

·  пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка;

·  формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.

Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство.

 

Применение метода проектов

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является, по своей сути, творческой и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию.

Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.

 

Видео-урок

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.

Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа-носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.

Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики — представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.

Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.

 

Урок-экскурсия

В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т. д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

 

Урок-спектакль

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля — творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

 

Урок-праздник и урок-интервью

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью — это своеобразный диалог. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.

В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например, "Свободное время", "Планы на будущее", "Биография" и т. д.

Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Однако при работе с такими темами, как "Моя школа" или "Мой город", равноправный диалог теряет смысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией. Коммуникация приобретает чисто формальный характер.

В такой ситуации логично прибегнуть к элементам ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника.

Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.

Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Заключение

Можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

·  формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;

·  воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;

·  развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Как мы уже говорили, целью обучения иностранного языка в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература
 

1. Бабинский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.

2. Барменкова О. И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи. // ИЯШ. 1993, № 3. С. 20 – 25.

3. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 2002, № 3. С. 39 – 41.

4.Елухина Н. В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции. // ИЯШ. 2002, № 3. С. 9 – 13.

5. Корнилова Л. А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. // Международный сборник научных трудов. Отв. ред. В. М. Курицын. Шуя: Весть, ШГПУ, 2002. С. 40 – 43.

6. Кузьменко О. Ю. Динамика развития социокультурной компетенции учащихся. // Международный сборник научных трудов. Отв. ред.. В. М. Курицын. Шуя: Весть, ШГПУ, 2002. С. 56 – 60.

7.Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1980.

8. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок. Ростов-на-Дону: Учитель, 2001.

9. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 2001, № 2. С. 14 – 19.

10. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 1991, № 2. С. 3 – 10.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_kopilka.docx99.8 КБ

Предварительный просмотр:

     

Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

Методические рекомендации по проведению урока английского языка с использованием здоровьесберегающих технологий

Кемерово 2010

Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

Проведение урока английского языка с использованием здоровьесберегающих технологий

Методические рекомендации

Исполнитель: Ищенко Е.Г.

учитель английского языка.

Консультант: Косиненко Е.В.

методист кафедры    гуманитарных и  художественно - эстетических дисциплин

МОУ «СОШ № 1»

Г. Березовский 2010

Содержание

1.

2.

 

 

3.

4.

5.

6.

6.

Здоровьесберегающие технологии………………………………………

Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей технологии………………………………………………………………..

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка………………………………………………………..

Формирование здоровьесберегающей среды в обучении английскому языку. Анализ урока с физиолого-гигиенических, санитарных, экологических позиций…………………………………………………..

Рефлексия………………………………………………………………….

Виды нетрадиционных уроков, используемых при обучении английскому языку……………………………………………………….

Литература

4

6

9

11

18

20

29

I.   Здоровьесберегающие технологии

Содержание и организация воспитательно-образовательного процесса должны быть направлены на формирование у школьников потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Все те психолого-педагогические технологии, программы , методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, и мотивации на ведение здорового образа жизни определяют здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)

        В обобщенном виде под здоровьесберегающими образовательными технологиями следует понимать комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. В своей работе придерживаюсь следующих принципов педагогики оздоровления:

- принцип сознательности и активности;

- принцип наглядности;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип повторения;

- принцип постепенности;

- принцип доступности и индивидуализации;

- принцип непрерывности

- принцип всестороннего и гармоничного развития личности;

- принцип оздоровительной направленности.

Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного

отношения к познавательной деятельности, предполагает высокую степень

самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с

максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к

процессу познания. Он способствует направленному воздействию на

функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во

взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и

подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на

него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

Принцип повторения умений и навыков. В результате многократных

повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип постепенности предполагает преемственность от одной ступени

обучения к другой.

Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

Принцип непрерывности тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления

здоровья ребенка в процессе обучения.

II.Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей технологии

  • Построение урока на основе закономерностей образовательного процесса.
  • Оптимальное сочетание специфических принципов и методов обучения.
  • Создание условий для продуктивной познавательной деятельности.
  • Активизация развития всех сфер личности.
  • Логичность и эмоциональность всех этапов деятельности.
  • Использование средств здоровьесбережения: физкультминуток, подвижных игр, вариативное использование правил здорового образа жизни.
  • Мониторинг качества урока.
  • Использования нестандартных форм обучения (пример нестандартных уроков приведен ниже).

Чтобы урок “сработал” как здоровьесберегающий, учитель должен использовать самые различные приемы и методы:

- практический,

-ситуационный,

-игровой,

-соревновательный,

-познавательную игру,

-активные методы обучения.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учителя по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Внутренним побудителем к деятельности или мотивом является сохранение здоровья детей, а ее целью – обучение, воспитание и развитие школьников без потерь здоровья. Цель деятельности учителя по валеологизации урока определяет ее процессуальный аспект.

Изучив работы В.Н. Ирхина по валеологизации урока в современной

школе, определила свою систему работы по этой проблеме.

Система работы заключается в следующем:

1. Проведение диагностики психолого-физиологических возможностей

обучаемых:

  • проведение диагностики психоэмоционального состояния учащихся на уроке;
  • установление уровня общеучебных умений и навыков (скорости чтения, письма, умения организовать свою деятельность)
  • определение степени трудности урока.

2. Формирование дифференцированных групп по способу мотивации к изучению иностранного языка: (имеющие повышенную или пониженную мотивацию к изучению иностранного языка)

3. Создание оптимального тематического и поурочного планирования с

целью достижения продуктивности в реализации учебных целей.

4. Организация работы с разными группами учащихся:

  • С учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учению (подготовка к олимпиадам, конкурсам, выполнение творческих работ)
  • С учащимися, имеющими низкую мотивацию к учению (ликвидация пробелов в изучении материала)

5. Разработка различных форм проведения учебных занятий:

  • нестандартных форм проведения уроков
  • экскурсий
  • выполнение групповых и индивидуальных проектов

6. Организация эффективной внеклассной работы, позволяющей реализовать способности учащихся в максимальной степени.

7. Использование компьютерных технологий для организации общения с носителями языка.

8. Разработка форм рефлексии урока.

9. Проведение самоанализа и самооценки деятельности с целью установления результативности используемых способов деятельности (рефлексия).

Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными целями и условиями, видами деятельности учащихся на уроке: элементарные движения во время урока, физкультминутки, различные виды гимнастики, психорелаксацию.

Что меняется в организации урока в контексте здоровьесбережения? Цели урока, наряду с обучающими, развивающими и воспитательными ориентируются и на валеологические аспекты.

Стиль ведения урока характеризуется поддержкой здорового микроклимата в интеракциях “учитель-ученик”, признанием личности каждого ребенка. Миссия учителя – профилактика заболеваний, сохранение и укрепление здоровья детей, для этого необходима валеологизация хода урока и его содержания, увеличение времени на двигательную активность.

В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с проблемой учебных перегрузок учащихся и, как следствие, со снижением работоспособности и учебной мотивации. Содержание обучения регулярно расширяется и усложняется, поэтому ребенок физически и психологически не в состоянии перерабатывать весь объем информации, предлагаемый учителем. Урок должен приносить радость. Только тогда можно добиться поставленных целей. В этой связи нестандартные уроки, наряду с обязательным курсом, создают условия для полного осуществления практических, воспитательных и развивающих целей. Они являются одним из средств повышения мотивации. Положительный результат приносит также использование валеологических приемов.

III. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

        Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Это совокупность всех используемых принципов, методов и приёмов обучения и воспитания, которые, дополняя традиционные технологии, наделяют их признаками здоровьесбережения, цель которого - не только оберегать здоровье учащегося и учителей от неблагоприятных факторов образовательной среды, но и способствовать воспитанию у учащихся культуры здоровья.
         Каковы же принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий?
        В первую очередь следует назвать индивидуализацию педагогических воздействий.
C каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, повышенной утомляемостью, слабой нервной системой. Наряду с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, необходимым является формирование у ребёнка интереса к изучению английского языка, мотивации к познанию, тренировка  познавательной активности, развитие коммуникативных навыков.
В целях сохранения положительной мотивации у младших школьников к изучению языка можно предложить двуязычные грамматические сказки и рифмовки. Слушать сказки - одно из самых любимых занятий детей. Интерес учащегося зависит от его успехов в овладении языком. И если ученик видит, что продвигается вперёд, он с интересом занимается этим, охотнее изучает предмет. Двуязычные сказки и рифмовки психологически оправдывают и делают эмоционально привлекательными и коммуникативно-значимыми "скучные и примитивные" правила и фразы как "A cat sleeps". Кроме того, они способствуют лучшему запоминанию английских слов и выражений, развитию памяти, имеют релаксационный и эмоциональный эффект. Также двуязычные сказки и рифмовки легко и естественно обучают аудированию, развивают фонематический слух, чувство рифмы, языковую догадку, артикуляционный аппарат. Такая сказка не должна занимать весь урок, она используется на этапе презентации грамматического материала. Предлагаемый иллюстрационный материал к сказке способствует еще лучшему пониманию лексико-грамматического материала и развитию зрительной памяти.
        Благодаря использованию на уроках А.Я. методов технологии критического мышления, игровой и проектной технологии, имеет место стимулирование мыслительной деятельности учащихся, и как следствие, они всё чаще попадают в ситуацию успеха. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность ребёнка, улучшает психологический климат на уроке, предупреждает неврологические реакции детей.
      Необходимым условием здоровьесбережения является творческий характер педпроцесса. Включение школьника в творческую деятельность способствует реализации поисковой деятельности. Обучение без творческого аспекта неинтересно, а значит, в какой-то мере является насилием. Насилие же разрушительно для здоровья. Возможности для решения творческих задач в учебном процессе достигается через использование активных форм и методов обучения, о которых упоминалось выше.
        Каким должен быть урок с позиций здоровьесбережения? Идя на урок, учитель должен помнить, что:

- в классе должен быть соответствующий микроклимат (нормальная температура,

-  свежий воздух,

-  рациональное освещение,

-  отсутствие неприятных звуковых раздражителей,

- урок не должен быть однообразным и монотонным,

- методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения,

- должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор, похвала).

Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать домашним заданием.

IV. Формирование здоровьесберегающей среды в обучении английскому языку

Анализ урока с физиолого-гигиенических, санитарных, экологических позиций.

1.        Анализ урока с физиолого-гигиенических позиций

•        Краткая общая характеристика урока.

         Требования, предъявляемые при данном плане урока к деятельности учащихся, и их обоснованность с точки зрения требований психо- и физиогигиены. Возможности мобилизации учащихся данного возраста на восприятие мотивационно-целевой направленности урока и их переход в состояние установки. Особенности концентрации, распределения внимания и чередования различных видов деятельности.

  • Характеристика    класса.    Нарушение    здоровья,    физические    и    психические отклонения, наличие рекомендаций по отношению к отдельным детям и группам детей с нарушениями здоровья, учёт этих рекомендаций.
  • Учёт возрастных особенностей учащихся и профилактика дезадаптации учащихся на уроке.
  • Развитость самоконтроля учащихся за своим состоянием и умением осуществлять элементарную коррекцию.
  • Соблюдение гигиенических требований к содержанию классного помещения.
  • Соблюдение психогигиенических требований при определении места урока в расписании.
  • Наличие и предупреждение перегрузки учащихся.

2.        Оценка санитарно-гигиенических условий урока в примерной схеме полного анализа урока.

• Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).

  • Соответствие мебели возрасту ребёнка.
  • Уровень освещённости, чистота помещения.
  • Размещение учащихся в учебном помещении с учётом их особенностей здоровья.
  • Приёмы и методы работы над осанкой учащихся.

•  Режим проветривания, проведение физминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.

•        Применение наглядности,  соответствующей нормам (величина букв,  их цвет,
чёткость написания).

•    Наличие    отвлекающего    от    темы    урока.

•        Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.

3.        Экология урока в схеме анализа личностно ориентированного урока.

Состояние здоровья учащихся класса и его учёт на уроке.

•        Какое   настроение   было   у   детей   на   уроке,   не   возникали   ли   состояния   подавленности,    агрессии,       неудовлетворённости,  пассивности,  нежелания работать? Что было причиной подобных состояний?

•         Не переутомились ли дети? Достаточно ли были загружены все учащиеся, и не было ли перегрузки учебным материалом?

•        Пережили ли дети радостное чувство успеха?

•    Условия (внешние, материальные) обучения в данном помещении.

  • Доброжелательность,  сердечность,  душевность,   взаимопонимание  и  взаимная забота учителя и учащихся, в чём они проявлялись? С каким настроением ушли с урока учитель и учащиеся?

Рекомендации учителю

по проведения урока с позиции   здоровьесбережения  (Смирнов Н.К., 2006)

      При проведении урока необходимо обращать внимание на следующие моменты:

1) обстановку и гигиенические условия кабинете:

температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма смены видов деятельности  4—7 за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение — более творческая задача,  коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

З) средняя продолжительность  частоты чередования различных видов учебной деятельности: ориентировочная норма — 7—10 минут;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. (норма — не менее трех);

5) чередование видов преподавания: норма — не позже чем через 10—15 минут;

б) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки);

7) место и длительность применения ТСО:  умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз: наблюдает ли учитель за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание к продолжительность: норма — на 15—20 минут урока по 1 минуте из З-х легких упражнений

10) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни: формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

11) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу: норма — не менее 60% и не более 75—80%;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем через 25—30 минут в начальной школе; 35—40 минут в среднем и старшем  звене.

16) темп и особенности окончания урока:

— быстрый темп, скомканность, нет времени на вопросы учащихся; быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

— спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

— задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Оценочный лист по здоровьесбережению на уроке

Действия педагога и учащихся

4

3

2

1

0

Учитель

1.Проконтролировать готовность помещения к началу урока( достаточно освещено, проветрено, не запылено)

2 Способствует рациональной организации рабочих мест учащихся

3 Организовал включение учеников в учебную деятельность с учётом последствий предыдущих занятий ( возбуждение, утомлённость и т.д.)

4.Организует поддержание нормальной осанки учеников, при необходимости корректирует её

5 Организует физические упражнения, физкультминутки

6 Использует приёмы снятия эмоционального напряжения учащихся

7 На уроке создана уважительная , доброжелательная атмосфера

Учащиеся

8 Большинство быстро включается в учебную  деятельность

9                 9  Свидетельствуют об их интересе к организованным учи         учителем  занятиям                

10 Отсутствуют внешние признаки страха, стресса

11  Не наблюдается признаков значительной утомлённости

Итого

                         Здоровьесберегающие действия педагога

4

3

2

1

0

Действия по поддержанию физического здоровья учащихся

1 Включает в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания физического здоровья

2 Организует целесообразное чередование учебной нагрузки, смену  видов деятельности учащихся

3 Организует правильное дыхание учащихся в ходе учебной работы

4 Организует зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения, обучает рациональной технике зрительного восприятия

5 указывает учащимся на положительные и отрицательные примеры личной гигиены в их социальном окружении

Итоги

Действия  по поддержанию психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся

1 Обеспечивает возможность полисенсорного восприятия  объектов познания различными органами чувств

2 Организует необходимые условия для запоминания и вспоминания учебного материала

3 Обеспечивает умеренность психофизиологических нагрузок, предупреждает действия в ситуациях эмоционального пресыщения и истощения

4 Демонстрирует уверенность в способностях всех учеников

5 Включает в содержание обучения и воспитания сведения образцов коммуникативного поведения

( общения)

6 Организационно поддерживает развитие  самостоятельной деятельности учащегося

7 Включает в содержание обучения и воспитания сведения о способах самоорганизации

8 Включает в содержание обучения и воспитания сведения образцов коммуникативного поведения

 ( общения)

9 Способствует развитию мыслительных процедур планирования и прогнозирования

10 Способствует развитию позитивного отношения окружающих к личности ученика, организует условия формирования приемлемого статуса в классе каждого из них, обеспечивает формирование атмосферы взаимного уважения в классе

11 Включает в содержание обучения и воспитания нравственно- эстетические нормы

12 Организует рефлексию, осознание учащимися своей нравственно- мировоззренческой позиции, прогноз реализации её негативных вариантов

Итого

Общая сумма баллов за поддержание душевного и       з        физического здоровья уч/я

V.Рефлексия

Особое значение придается заключительному этапу урока. Даже если

весь урок проходил удачно и эффективно, именно последние этапы должны

вызвать у ребенка наибольший эмоциональный подъем, ощущение прогресса

в своих знаниях. На заключительном этапе урока необходимо проводить рефлексию. Рефлексия учеников дает возможность отслеживать уровень понимания материала учениками, их степень усталости и заинтересованности на уроке. Согласно этому существуют разнообразные формы рефлексии. Например, вырази свое отношение к уроку, используя схему:

The lesson was

interesting

because

……………

dull

……………

difficult

……………

easy

……………

long

……………

short

……………

Прилагательные для описания отношения к уроку можно подобрать самые

разнообразные. Можно также задать вопрос о том, как себя чувствует ученик

на уроке (к концу урока), тогда ответы учащихся будут начинаться: “I’m

tired, happy, glad, worried, because….”

Таким образом, совокупность здоровьесберегающих технологий, а

также эффективных методов и приемов в обучении иностранному языку

позволяет поддерживать положительный психоэмоциональный климат на

уроке, помогает избежать утомляемости учащихся и стрессовых ситуаций,

что способствует повышению мотивации, которая положительно

сказывается на качестве знаний.

VI. Виды нетрадиционных уроков, используемых при обучении английскому языку

Использование Интернета на уроках иностранного языка

Видео-урок

Урок-экскурсия ( краеведческий материал)

Урок-спектакль

Урок-праздник и урок-интервью

Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

·  осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

·  обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

·  предусматривается минимальное участие на уроке учителя;

.  в урок включаются валеологические аспекты.

Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.

Использование Интернета на уроках иностранного языка

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальной сети Интернет. Но, прежде всего, необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определенными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами — средство реализации этих целей и задач.

Поэтому, прежде всего, следует определить, для решения каких дидактических задач в практике обучения иностранного языка могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которая представляет всемирная сеть.

Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, он создает естественную языковую среду.

Сначала вспомним особенности предмета "иностранный язык". Основная цель — формирование коммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. В наше время именно эта цель является наиболее востребованной учащимися.

Следует иметь в виду еще одну особенность предмета "иностранный язык". Обучать речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении.

Готовясь к очередному уроку, учителю важно иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя себе, для решения какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным.

Если иметь в виду предмет нашего обсуждения — Интернет, то также важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:

·  для включения материалов сети в содержание урока;

·  для самостоятельного поиска информации учащихся в рамках работы над проектом;

·  для ликвидации пробелов в знаниях.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

·  совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;

·  пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка;

·  формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.

Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство.

Применение метода проектов

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является, по своей сути, творческой и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию.

Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.

Видео-урок

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.

Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа-носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.

Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики — представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.

Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.

Урок-экскурсия

В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т. д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

Урок-спектакль

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля — творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

Урок-праздник и урок-интервью

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью — это своеобразный диалог. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.

В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например, "Свободное время", "Планы на будущее", "Биография" и т. д.

Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Однако при работе с такими темами, как "Моя школа" или "Мой город", равноправный диалог теряет смысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией. Коммуникация приобретает чисто формальный характер.

В такой ситуации логично прибегнуть к элементам ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника.

Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.

Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Заключение

Можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

·  формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;

·  воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;

·  развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Как мы уже говорили, целью обучения иностранного языка в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

Литература

1. Бабинский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.

2. Барменкова О. И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи. // ИЯШ. 1993, № 3. С. 20 – 25.

3. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 2002, № 3. С. 39 – 41.

4.Елухина Н. В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции. // ИЯШ. 2002, № 3. С. 9 – 13.

5. Корнилова Л. А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. // Международный сборник научных трудов. Отв. ред. В. М. Курицын. Шуя: Весть, ШГПУ, 2002. С. 40 – 43.

6. Кузьменко О. Ю. Динамика развития социокультурной компетенции учащихся. // Международный сборник научных трудов. Отв. ред.. В. М. Курицын. Шуя: Весть, ШГПУ, 2002. С. 56 – 60.

7.Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1980.

8. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок. Ростов-на-Дону: Учитель, 2001.

9. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 2001, № 2. С. 14 – 19.

10. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 1991, № 2. С. 3 – 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей...

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

«  ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОУ ЦО «Школа здоровья» №2000   115522, г. Москва, ул. Кантемировская, д.22, корп.6...

Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий

Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка.Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация ...

Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий.

"Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы…"В....

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий» Публикация - статья...

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

Программа учителz английского языкаБелоклоковой Т.А. по здоровьесбережению в процессе обучения ИЯ....

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

Программа учителя английского языкаБелоклоковой Т.А.по здоровьесбережению в процессе обучения ИЯ....