статья.«Развитие и воспитание учебной автономии учащихся в средней школе в учебной деятельности при изучении иностранного языка».
статья по английскому языку (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Казанцева Лаура Альберовна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием учебной автономии у обучающихся средней школы в процессе иноязычной деятельности. Основными условиями для успешного осуществления автономии учения являются психологическая способность обучаемого  к самостоятельности в учебном процессе и реальная возможность быть автономным  и   независимым   в ходе учебного процесса.  Деятельность учащихся в условиях учебной автономии характеризуется совместной деятельностью обучающихся и учителя, являющегося фасилитатором процесса обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развитие учебной автономии73.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие и воспитание учебной автономии  учащихся в средней школе в учебной деятельности при изучении иностранного языка».

           Мировой кризис во многих сферах человеческой деятельности сегодня часто увязывается с кризисом образования, а новая миссия образования всё чаще формулируется как спасительная. Образование – это мощнейшее средство формирования не только умственных способностей, но духовной, эмоционально-чувственной стороны личности, в определённой мере программирующей её развитие и жизненный путь.  «Конечно, образование – это не панацея, не ключ для решения всех проблем в мире, а всего лишь одно из средств, которое, однако, более, чем какое-либо другое, служит гармоничному и подлинному развитию человека, цель которого заключается в том, чтобы покончить с нищетой отторжением, непониманием, угнетением и войнами» (из доклада председателя международной комиссии  ЮНЕСКО по образованию для XXI  века Жака Делора).

     Очевидно, что технологические и информационные  изменения в мире происходят настолько стремительно, что однажды полученное хорошее образование сегодня уже не может стать гарантом эффективности дальнейшей работы без систематического непрерывного личного совершенствования и развития. Без постоянного обновления ранее полученных знаний и сформированных умений, без умелого анализа ситуации, отслеживания изменений в законодательстве и нормативных документах, результаты деятельности специалиста могут быть признаны непрофессиональными.

     Вторая сторона данного постулата предполагает психологическую готовность к изменению привычного рода деятельности в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств, которые могут возникнуть в жизни любого человека. Сегодня потеря работы или увольнение может считаться одной из самых стрессовых ситуаций для  взрослого человека. Вместе с тем, мировая статистика убеждает нас в том, что данные тенденции приобретают всё более массовый характер, но при развитой системе непрерывного образования и переподготовки профессиональных кадров не должны представлять серьёзной угрозы для стабильности и развития всего общества и отдельной личности.

     Психологическая готовность к дальнейшему образованию и переквалификации, готовность  воспринимать  их как данность, а не как жизненную катастрофу должны формироваться в ходе современного школьного и профессионального образования.

      В традиционной модели обучения хорошим учеником считался послушный и исполнительный ученик, выполняющий все задания учителя в срок, следующий предложенным инструкциям и правилам без лишних вопросов. Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность,  а  инициативность, поскольку данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем. Очевидно и то, что инициативность надо не просто поддерживать, но и целенаправленно, последовательно формировать, поскольку самостоятельность и ответственность за результат собственных решений есть звенья единой цепи, и усилия школы и семьи в этом направлении желательно координировать более тщательно. Особое значение данный тезис имеет в контексте развития уровня учебной автономии, о чём пойдёт речь ниже.

      Знаниецентричная модель образования уже давно перестала удовлетворять реальные потребности развития общества и личности. В области изучения иностранных языков уже в 60-е годы акцент в обучении был сделан на развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи как на уровне рецепции так и продукции. Тем не менее, многие предметы школьного цикла по- прежнему ориентированы на передачу формальных знаний, а не на формирование практических умений их использования в деятельности. Высокий процент механических тренировочных упражнений, заучивание учебных тем и грамматических правил наизусть, преобладание репродуктивных видов деятельности над продуктивными кое-где по-прежнему остаётся нормой, а не исключением из правила.

     Наиболее ярко знаниецентричная модель проявляется в таких экзаменах , где от испытуемых требуется лишь  способность запомнить огромное количество дат, фактов, событий, формул и т. д. При этом умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить нужную информацию в справочной литературе, интерпретировать её с учётом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения оказываются невостребованными. В реальной жизни любой профессионал не может помнить всего объёма изученной информации. Главное -  знать, где можно её найти в случае необходимости и как применить наиболее эффективно для решения поставленных задач.

     Безусловным достижением новых стандартов общего среднего образования для России можно считать введение единых подходов    к определению минимальных требований к уровню обученности учащихся по различным предметам школьного цикла.   В них выделяются три компонента:

  • Знания;
  • Умения применять полученные знания в учебной и реальной деятельности;
  • Владение способами познавательной деятельности.

     Такой подход к разработке содержания  изучения предмета в ряде случаев представляет серьёзные затруднения для разработчиков предметных концепций. Однако именно такая постановка задач для авторов программ , учебников и учителей по всем учебным предметам  способна обеспечить желаемый переход  от механического запоминания подчас разрозненных знаний к активным и личностно значимым действиям по их усвоению, а значит и к последовательному академическому, творческому, духовному развитию личности. Именно в таком контексте обучения становится возможным формирование всех базовых компетенций, без которых выпускник чувствует себя беззащитным в реальном мире современных профессий, не может адаптироваться к условиям «взрослой жизни».

     Процесс обучения и изучения ИЯ  содержит мощный потенциал развития автономии. Автономия возрастает по мере того, как обучаемые принимают решения, и таким образом берут на себя ответственность за собственное учение.

      Сказанное выше относится к автономии как образовательной цели, которая ставится и достигается в школе.

      Вместе с тем автономия может рассматриваться и как метод учения, при котором учащиеся ответственны за все решения,  связанные с процессом учения и сами реализуют свои решения.

      Следовательно, главный ключ к пониманию термина «автономия»  относится к понятию «ответственность» и к тому,  в чём она себя проявляет.

      Известно, что достижения учащегося являются результатом  комплекса причин: удачного отбора и организации учебного материала,  планирования и проведения уроков, правильного подбора упражнений, тестов и пр. Традиционно учитель считается ответственным  за весь комплекс факторов.

     Однако с конца 70-х годов на страницах методической печати стали высказываться мнения, что хотя бы часть этой ответственности учитель должен разделить с учениками.  Имелись в виду такие важные вещи, как  определение целей обучения,  принятие решений относительно учебных материалов и способов их использования, оценка успешности учения, определение времени выполнения заданий,  способы взаимодействия учащихся на уроке и многое другое.  

     Появилось понятие «самообучение», которое определяется как такое обучение, при котором учитель ищет способы всё больше включать учащихся в процесс принятия решений, касающихся вопросов овладения ИЯ  и управления этим процессом. С этой точки зрения автономный учащийся – это тот, кто полностью отвечает за принятие и реализацию всех решений, касающихся его учения (L.Dickinson). Для осуществления автономии учения необходимо наличие двух условий:

      1.Психологическая способность обучаемого  к самостоятельности в

учебном процессе.  

                  2.Реальная возможность быть автономным  и   независимым   в ходе учебного процесса.  

     Задания должны базироваться на знаниях, навыках и умениях, которые есть в наличии у обучающегося, однако быть достаточно трудными, чтобы учащийся  воспринимал их как фактор продвижения вперёд и не терял к ним интерес.

     Целевая установка к учебному заданию должна быть сформулирована таким образом,  чтобы стимулировать использование  адекватных стратегий.

   В ходе выполнения задания учащиеся сотрудничают друг с другом и с учителем. Роль учителя меняется с оценочной на  поддерживающую, стимулирующую.

   В ходе работы учащиеся должны принимать всё большую долю ответственности за выполнение задания на себя.

    Некоторые из заданий выполняются учащимися индивидуально, другие потребуют общения с учителем. Важно, что в ходе этого общения учитель и учащиеся выступают как равноправные партнёры в совместном усилии, направленном на решение проблемы.

Автономного учащегося характеризуют следующие качества и умения.

Качества:

-желание учиться;

-желание брать инициативу на себя;

-открытость для перемен и инноваций;

-способность и желание сотрудничать;

-готовность обсуждать свои  успехи и неуспехи  в овладении иностранным языком.  

Умения:

-осознавать собственные потребности;

-уметь формулировать собственные цели;

-выбирать адекватные методы их достижения;

-отыскивать необходимые ресурсы;

-оценивать собственное продвижение в учении.

Перечисленные качества и умения  успешно формируются, если:

        Учебные задания сформулированы таким образом, что требуют от учащихся принятия самостоятельных решений,  планирования и оценки собственной деятельности. Часть заданий носит открытый характер, то есть не предполагает единственного абсолютного верного ответа. Выполняя такие задания, учащиеся  совершают речевые действия на приемлемом для них уровне трудности.

        Учитель обсуждает учебные задания с учащимися, и это позволяет им понять, в какой мере их выполнение поможет им обходиться  без помощи и вмешательства учителя.

         Компьютерные диски, входящие в состав УМК, помогают учащимся самостоятельно овладевать иностранным языком. Иногда учитель обсуждает с учениками, как они пользуются компьютерными дисками, когда они их прослушивают и т.п.

          После самостоятельно спланированного и выполненного задания      учащиеся обсуждают  его ход и результаты, а затем принимают решения относительно того, как можно улучшить результаты в дальнейшем.

          Учитель объясняет учащимся, что существуют  очень важные средства  самостоятельного овладения иностранным языком, такие как  двуязычный словарь, грамматический справочник, страноведческий комментарий,     учебные диски, компьютерные программы и пр.

          Учитель обсуждает с учащимися различные пути, которые они могут       использовать, чтобы практиковаться в пользовании иностранным языком как средством коммуникации.

Поставив цель по воспитанию у учащихся автономности, учитель берёт на себя целый ряд серьёзных обязательств.  Прежде всего, он должен научиться играть  принципиально иные роли по сравнению с обычными.   Для этого необходимо  приобрести еще  целый ряд дополнительных умений.

     Что касается ролей, то учитель должен научиться быть фасилитатором учения. Это означает, что он должен уметь вовремя «уйти в тень». Учитель -  источник дополнительной информации. Он должен быть способным  отвечать только на заданные вопросы, не навязывать своих суждений и советов. Учитель должен быть организатором, умеющим создавать благоприятные ситуации для самостоятельной работы студентов.

    Кроме того, учитель должен овладеть такими важными умениями, как:

- разработка материалов, пригодных для самостоятельного учения;

- сотрудничать с другими учителями, что позволит объединить усилия и сэкономить  много времени и энергии;

- собирать и хранить необходимые материалы.

В МБОУСОШ  №134 процесс обучения английскому языку осуществляется на основе УМК «Английский в фокусе» со 2-9 классы.  Учебник составлен таким образом,  чтобы он не только отвечал интересам учащихся, но и вовлекал их в активное изучение английского языка.

Деятельностный подход к организации образовательного процесса – одна из главных особенностей данного УМК.  

Основными методологическими принципами УМК является коммуникативно-когнитивный, личностно-ориентированный и  деятельностный подходы.

Учебник имеет модульную структуру. Особое место в каждом модуле (на последней странице) отводится рефлексии учебных достижений и способов деятельности через рубрику Now I can … in English.

Формированию навыков самооценки и самоконтроля уделяется серьёзное внимание. Содержание каждого модуля соответствует структуре психологической деятельности ученика: мотив – цель – деятельность по её достижении – самоконтроль – самооценка – самокоррекция.

Очевидно, что в дополнение к традиционным новые компоненты УМК (языковой портфель, веб-сайт) обеспечивают последовательное решение обновлённых задач современного школьного языкового образования. Языковой портфель представлен в виде отдельной тетради и содержит материал, который учащиеся будут использовать во время прохождения всего курса. Его цель – помочь   учащимся поразмышлять о том, насколько успешно у них идёт изучение английского языка и какие аспекты нуждаются в дополнительной проработке. На практике языковой портфель может включать в себя проекты или любые другие письменные работы, компьютерные диски с работами и рисунками, сертификаты, отзывы учителей. Это всё то, что   учащиеся хотят сохранить как подтверждение своих успехов в изучении английского языка.

Принято считать, что в образовательном процессе «ключевые компетентности могут быть приобретены учащимися, если соблюдены следующие условии:

а). деятельностный характер обучения;

б). ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

в). Создание условий для приобретения опыта достижения цели.

Самостоятельность (автономия) учащихся в учебном процессе предполагает, что он:

а). действует в соответствии с собственными целями и потребностями;

б). сохраняет индивидуальность;

в). Решая коммуникативную задачу, принимает собственные решения без регуляции извне.

Процесс обучения ИЯ содержит мощный потенциал развития автономии. Автономия возрастает по мере того, как обучаемые принимают решения, и таким образом берут на себя ответственность за собственное учение.

Сказанное выше относится к автономии как образовательной цели, которая ставится и достигается в школе.

 В Процессе интерпретации термина «автономия» (autonomy) ), часто используются такие термины и понятия как «independence» (самостоятельность), «learner-centred curriculum» (программы, ориентированные на ученика), « self-directed learning» (самостоятельность в учении), «learning to learn» (учись учиться) как синонимичные и взаимозаменяемые понятия.

На уроках в школе мы объясняем, что существуют  очень важные средства  самостоятельного овладения иностранным языком, такие как  двуязычный словарь, грамматический справочник, страноведческий комментарий,     учебные диски, компьютерные программы и пр.  

Очевидно, что формирование необходимого уровня учебной автономии невозможно без сформированных навыков использования словарей. Поэтому на занятиях мы используем учебный словарь, двуязычные   словари, не просто как справочный материал, но и как самостоятельное учебное пособие по развитию всех видов речевой деятельности и формированию коммуникативной компетенции.

Средства самостоятельного овладения ИЯ.

  • Словари: учебные, двуязычные;
  • Грамматический справочник;
  • Веб-сайт: www.prosv.ru/umk/spotlight;
  • CD диски  для занятий в классе и самостоятельных занятий дома;
  • Книги для чтения к УМК и другие;
  • Портфель (досье);
  • Журнал «Россия в фокусе».

Учащиеся нашей школы собирают своё досье (языковой портфель), включая в него свои проекты, письменные работы с рисунками, отзывы учителей, сертификаты, т.е. всё то, что практически подтверждает их достижения в изучении ИЯ.  Учащиеся МБОУ СОШ № 134 ежегодно участвуют в государственной олимпиаде, а также в таких конкурсах, как Американская программа (Flex),  конкурсе «Британский Бульдог» (British Bulldog), НОУ, в негосударственной олимпиаде «Мастер-класс» (Master class) и других. У наших учителей совместно с учениками созданы проекты на английском языке на сайте wiki.iteach.ru.

 Таким образом, мы стараемся воспитывать у своих учащихся такие качества как желание учиться, желание брать инициативу на себя; быть открытым для перемен и инноваций; способность и желание сотрудничать;  готовность обсуждать свои успехи и неуспехи в овладении ИЯ. А также умения:

  • Осознавать собственные потребности;
  • Уметь формулировать собственные цели;
  • Отыскивать необходимые ресурсы;
  • Оценивать собственное продвижение в учении.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация учебной деятельности на уроках иностранного языка

Материалы из опыта работы: способы анонсирования темы урока, проведение организационного этапа урока....

Проектная методика как эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка

Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из них является проектная работа....

"Роль учебного сотрудничества педагога и родителей в преодолении трудностей при изучении иностранного языка"

В этой статье доказывается необходимость сотрудничества учителя, ученика и родителей, как необходимого фактора при изучении английского языка. Также родители могут найти конкретные советы: как вместе ...

Использование ИКТ-проектов как средства стимулирования учебной деятельности при изучении иностранного языка

        Говоря об инновационных процессах в организации обучения иностранным языкам,  важно рассмотреть вопрос о модернизации содержания образования  в России....

Проект как эффективное средство активизации учебной деятельности на уроках иностранного языка

Использование метода проекта на уроках иностранного языка в средней школе...

Использование информационных технологий как средства стимулирования учебной деятельности при изучении иностранного языка

                Использование ИКТ открывает новые возможности в преподавании  английского языка, т.к. компьютерные обучающие программы, а так же исп...

Статья НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ  КОМПОНЕНТ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЕКТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА...