Ассоциирование как метод успешного запоминания английских слов
методическая разработка по английскому языку на тему

Белова Юлия Николаевна

Метод  успешного запоминания английских слов на уроках английского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_-_kopiya.pdf1.01 МБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методический семинар

«Ассоциирование как метод успешного запоминания английских слов».

Пояснительная записка.

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.

Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. Поэтому традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникационных технологий. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, направлений.

Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место, самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии, чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить, грамотно работать с информацией.

Но как быть учителям иностранного языка, чьи уроки нацелены на практический аспект предмета? Как не перенасытить образовательный процесс играми и развлечениями? Ведь всем участникам образовательного процесса необходим результат, который является системообразующей составляющей ФГОС.

Мы, учителя иностранного языка, сталкиваемся с такой проблемой – ученики не могут воспроизвести ранее изученные лексические единицы, не могут использовать их ни в письменной, ни в устной речи. Для учащихся становится большой проблемой выполнить грамматические упражнения иногда только потому, что они не помнят слов, не понимают смысл предложения, а не потому, что не хотят. Хотя программа последующих уровней ориентирована на то, что учащиеся владеют ранее выученной лексикой и свободно могу использовать ее при выполнении разного рода заданий. Как видно из вышесказанного, проблема заключается в том, что у школьников скудный словарный запас, хотя изучается иностранный язык сейчас со 2 класса. Так же в перспективе нас ждет  сдача единого государственного экзамена по иностранному языку, как обязательному предмету. Владение широким запасом слов по разным тематикам, конечно, тоже является неотъемлемой составляющей для успешной сдачи экзамена.

И вот я на определенном этапе своей педагогической деятельности задалась вопросом «Как бы сделать так, чтобы дети могли пользоваться словами, доставать их из своей памяти, не испытывая при этом особых трудностей?». Хотелось облегчить жизнь своих подопечных, чтобы они не тратили время на зазубривание слов, и, владея большим запасом слов, чувствовали себя свободно и непринужденно на уроке или в общении с представителями англоговорящих стран. Чтобы при подготовке к ЕГЭ моим ученикам не пришлось тратить время на повторение лексики.

Существует много различных методов запоминания слов. Какие же методы помогут ученикам эффективно запомнить иностранное слова, избежать однообразного повторения и превратить процесс запоминания в интересное и увлекательное занятие? Какие же способы помогут современным детям, которые живут в мире «гаджетов» или «девайсов»,  запомнить слова на иностранном языке не просто, чтобы рассказать их на уроке и забыть, а пользоваться ими, доставать их из архива своей памяти без всякого труда?  Прежде всего, это метод ассоциирования, то есть связывание иностранных слов с ассоциациями, которые они вызывают и у каждого человека свои.

Метод ассоциирования включает в себя метод фонетических ассоциаций, метод «оживления», метод соощущений, метод, метод «вхождения», метод автобиографических воспоминаний, метод последовательности ассоциаций, метод трансформации, метод отстраненности. Каждый из них имеет свои особенности. Например, метод фонетической ассоциации заключается в подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову.

Суть метода «оживления» заключается в придумывании учениками интересного рассказа, связывающий созвучные слова и перевод иностранных слов.

Метод «соощущений» позволяет усилить ваши представления. Т.е., представляя картинку, Вы одновременно представляете и пытаетесь прочувствовать свойства тех объектов, которые у Вас ассоциируются при произнесении того или иного иностранного слова.

Метод «вхождения» подразумевает процесс вхождение внутрь той картинки или рассказа. Вы представляете себя в этом рассказе, абстрагируясь от внешних факторов.

В отличие от ассоциаций, рождаемых нашим воображением, метод автобиографических воспоминаний использует ассоциации с реально пережитыми событиями.

Метод трансформации применяется в том случае, когда нужно изменить  или трансформировать воображаемый Вами образ. Это метод применяется при запоминании японских иероглифов.

Метод отстраненности объединяет умение отстраняться и представлять яркие образы, то есть запоминание без усилий и напряжения. У детей отстраненность присутствует всегда: в играх, в обучении, в стрессовых ситуациях. У взрослых отстраненность выражена меньше. Для того, чтобы что-то вспомнить, мы всегда прилагаем усилия.

Все эти методы дополняют друг друга и эффективно работают в сотрудничестве. Опыт показывает, что наибольший эффект достигается при использовании смешных сюжетов, как правила они самые запоминаемые.

Метод ассоциирования можно использовать на любом уроке иностранного языка и при изучении любой темы. Применение метода ассоциаций соответствует положениям ФГОС в соблюдении требований к условиям реализации основной образовательной программы,    обеспечивает развитие умений выходить из положения при дефиците языковых средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворения для запоминания английских слов

Стихотворения для запоминания английских слов для младших классов....

Статья на тему " Методы запоминания английских слов"

В статье рассматривается понятие памяти, ее функционирование, резервы, возрастные особенности, а также приемы запоминания, включая трудности и методы запоминания английских слов....

Метод фонетических ассоциаций для запоминания английских слов.

        При помощи МФА можно запомнить много слов за один присест. А самое главное этот метод поможет вам избавиться от бесконечных повторений запоминаемых слов - достаточно...

"Эффективные способы и приемы запоминания английских слов как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

Так как у учащихся возникают проблемы при запоминании новых слов по изучаемым темам, возникла необходимость рассмотреть более эффективные способы и приемы запоминания английских слов.Какой бы путь изу...

Исследовательская работа по английскому языку. Секреты запоминания английских слов

1. Провести исследование по изучению типов памяти.2. Изучить различные способы и приёмы заучивания слов.3. Раскрыть секреты запоминания слов для одноклассников.         ...

Памятка "Методы и способы запоминания английских слов и выражений"

Памятка "Методы и способы запоминания английских слов и выражений" в наглядности....