Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
статья по английскому языку на тему

Хуснутдинова Галина Николаевна

Актуальность данной работы в том, что в отличие от традиционного, интерактивное обучение позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим.

Обучение базируется на сотрудничестве: учитель - ученик, ученик - ученик. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения. Методы интерактивного обучения предполагают многостороннюю коммуникацию.  

Вышеописанные технологии и приемы всего лишь небольшая часть имеющихся интерактивных технологий, способствующих изучению иностранного языка. 

Таким образом, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, а также выход из нее. Помогает обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechatnaya_statya_dzhalilovskie_chteniya.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Г.Н. Хуснутдинова

учитель английского языка

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 130»

Московский  район

г. Казань

Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Интерактивное обучение является одним из самых эффективных на сегодняшний день. В процессе интерактивного обучения школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Актуальность данной работы в том, что в отличие от традиционного, интерактивное обучение позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Обучение базируется на сотрудничестве: учитель - ученик, ученик - ученик. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения. Методы интерактивного обучения предполагают многостороннюю коммуникацию.  

   Разными учеными предпринимаются попытки классифицировать методы интерактивного обучения, но единой классификации в настоящее время нет.

По целям их использования методы условно можно объединить в следующие группы:

  1. Творческие задания.
  2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры: ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры.

4. Использование общественных ресурсов: приглашение специалиста; экскурсии.

5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения: социальные проекты; соревнования; фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и          сказки.

6. Разминки (проверка энергии, прием - прием, тридцать три, шумовые спектакли, разминки-знакомства, мысленная прогулка).

7.  Изучение и закрепление нового информативного материала (интерактивная лекция; работа с наглядными пособиями, видео/аудиоматериалами; ученик в роли учителя; каждый учит каждого; мозаика).

8. Работа с документами (работа с документами: общие рекомендации; составление документов; письменная работа по обоснованию своей позиции).

9.  Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию (шкала мнений); один – вдвоем – все вместе; смени позицию; карусель; дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу; дебаты; симпозиум).

10. Разрешение проблем (разрешение проблем: общие рекомендации; дерево решений; мозговой штурм; анализ казусов; переговоры и медиация и т.д.)

      В условиях реализации ФГОС особое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.

Одним из эффективных приемов в обучении общению являются ролевые игры.  Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках английского языка: презентации, клубы по интересам, интервью, заочные путешествия, круглые столы, пресс-конференции, экскурсии, сказки, репортажи и т.д. Ролевые игры могут использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевых играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его. Практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен.

Работа в группе – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в группе – неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций.

Данная технология «Карусель», как и многие интерактивные технологии, позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы обычно очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут с несколькими собеседниками. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «знакомство», «национальности», «разговор в общественном месте» и т. д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.

Технология «Социологический опрос» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. Например, узнай, что умеют делать твои одноклассники. Опроси как можно больше людей. В данном случае отрабатывается конструкция Can you…? – Yes, I can. / No, I can’t.

 Приём “Добавь следующее”. Хорошая игра для развития речи и памяти младших школьников. Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д. Можно отработать лексику по темам “Clothes” (I have got a shirt, a sweater, ...), “Fruits and vegetables” (I bought apples, bananas, …), “Animals” (I saw a tiger, a lion, …in the zoo.) и т.д.

Вышеописанные технологии и приемы всего лишь небольшая часть имеющихся интерактивных технологий, способствующих изучению иностранного языка. 

Таким образом, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, а также выход из нее. Помогает обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

Список использованной литературы:

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М: АРКТИ, 2009.
  2. Интерактивные методы в образовании: личностно-созидающие смыслы. Сборник научных статей по материалам международной научно – практической конференции, проводимой 7 декабря 2001 года / сост. Быстрова Н.Н., Пигуль Г.И.; под ред. Л.Н.Куликовой. – Хабаровск: Издательство ХГПУ, 2002. – 263 с.
  3. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения : учеб. пособие / С.С. Кашлев. – Минск: Белорусский верасень, 2005. – 196 с.
  4. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008.  – 176 с.
  5. Усейнова Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка / Н.В. Усейнова // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 6. – С. 49-54.
  6. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А. Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2010. – 188 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках английского  языка....

Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка как средство формирования коммуникативно-речевой и социокультурной компетентности школьников

Знание иностранных языков сегодня - не только культурная, но и экономическая потребность, условие успешной деятельности человека в самых разных сферах производства, бизнеса.Коммуникативно-речевое и со...

Применение технологии активных методов обучения на уроках бурятского языка в условиях реализации ФГОС

Методическая статья о применении техногий активных методов обучения на уроках бурятского языка...

Повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка

Повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка...