«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в условиях школы-интерната»
методическая разработка по английскому языку (5 класс) на тему

Михайлова Людмила Львовна

        Обучение английскому языку является особым видом учебной деятельности в системе школьного образования. Процесс овладения новой языковой (знаковой) системой включает в себя собственно познавательную, интеллектуальную и учебно-речевую деятельность  школьника. Особенности данных видов деятельности определяются спецификой психофизиологического развития учащихся, и именно от них зависит эффективность обучения.        

         Готовность к обучению английского языка у детей с ЗПР несколько снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия, бедностью сферы образов-представлений, непрочностью связи между вербальной и невербальной сферами, слабостью развития познавательных процессов: памяти,  мышления и речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему

 «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в условиях школы-интерната»

Подготовила:

Михайлова Л.Л.

Учитель английского языка ГКОУ

«Тверская школа-интернат №2»

        Обучение английскому языку является особым видом учебной деятельности в системе школьного образования. Процесс овладения новой языковой (знаковой) системой включает в себя собственно познавательную, интеллектуальную и учебно-речевую деятельность  школьника. Особенности данных видов деятельности определяются спецификой психофизиологического развития учащихся, и именно от них зависит эффективность обучения.        

         Готовность к обучению английского языка у детей с ЗПР несколько снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия, бедностью сферы образов-представлений, непрочностью связи между вербальной и невербальной сферами, слабостью развития познавательных процессов: памяти,  мышления и речи.

        Одной из причин затруднений в овладении вторым языком являются речевые нарушения. Трудность вызывают специфические звуки английского языка: они заменяются сходными по звучанию звуками русской фонетической системы. Дети с трудом дифференцируют на слух долгие и краткие гласные. Иногда дети с трудом усваивают «неудобное» (для русского слуха) ударение.                Словарь с трудом активизируется.

         Дети  с трудом усваивают употребление местоимений, игнорируют артикли, часто пропускают в предложениях глаголы, не могут с помощью знакомых грамматических алгоритмов самостоятельно строить фразы на английском языке.

         На письме выявляются: замена английских букв сходными по начертанию буквами русского алфавита, зеркальное изображение,  перестановки, пропуски букв.

        Чтение этих детей – механическое, невыразительное, отрывочное. Часто чтение и понимание разобщены.

      Затруднения в изучении английского языка, вызванные речевыми нарушениями, как правило, сопровождаются отсутствием положительной мотивации, искаженной  самооценкой: чаще встречается заниженная самооценка, проявляющаяся в неуверенности, малой активности, боязни сделать ошибку и завышенная самооценка, сопровождающаяся игнорированием проблемы.

         При изучении английского языка дети с ЗПР испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике; характерно возникновение проблем при слушании (аудировании)  устной речи, особенно связных текстов, а также трудностей во внеситуативном усвоении форм диалогической речи.

         Психологические  особенности  детей с ЗПР таковы, что даже  в подростковом возрасте  наряду с учебной  значительное место занимает игровая деятельность.  Поэтому введение в урок элементов игры или игровая подача материала повышает работоспособность детей на уроке и способствует развитию у них познавательных интересов и коммуникативных умений.

         Изложенные факты определили тему моей работы "Применение игровых технологий для развития коммуникативных умений на уроках английского языка в классах с ЗПР".

        Английский язык - трудный предмет. С этим мнением соглашаются и ученики, и их родители, и коллеги-предметники. Не всем он дается легко и изучается не всеми учениками охотно. Но я стараюсь обеспечить учащимся возможность и право выбора, на сколько это позволяет традиционная система образования. Для организации благоприятного климата на уроках английского языка, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и  коррекционно-развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых я использую на своих уроках  игровые технологии и элементы здоровьесберегающих технологий. Прежде всего я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и находить такие виды работы, которые  снимали бы напряжение и усталость. Для этого я включаю в урок зарядки-релаксации, в общей сложности  отводя на них  3-5 минут урока. Использование данных технологий:

-        повысит интерес к английскому языку;

-        внесет разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимет утомление (что очень важно для детей с ЗПР);

-        будет развивать внимание, память, речь;

-        повысит мотивацию обучения;

-        будет воспитывать у детей силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий;

-        учит детей жить без стрессов, а также сохранять свое и ценить чужое  здоровье. Очевидно, что обучение английскому языку должно иметь своей целью если не привить любовь к языку, то хотя бы не вызвать у учащихся неприязни. Ясно, что методы такого обучения должны быть исключительно игровыми.

         Начнем со звуков. Детям очень трудно объяснить местоположение артикуляционных органов. Но ведь знакомить с фонетической стороной речи необходимо. Я предлагаю мини-сказаки, в которые включаю образные упражнения на имитацию звуков и артикуляционную зарядку. Образы и герои этих мини-сказок легко и прочно запоминаются детьми, а элементы рассказов так же можно использовать на этапе объяснения фонетических знаков и их написания.

         В начале урока я использую "Пальчиковую гимнастику", которая настраивает детей на занятие, дает позитивный заряд, а также помогает активизировать мозговую деятельность. What's the weather like today?

 Look through the window! What is the weather like today?        

 Is it sunny? (Скрещиваем ладошки и двигаем пальчиками-лучиками);

 Is it rainy? (Постукиваем кончиками пальчиков по парте);

 Is  it windy?  ([w - w - w], размахиваем руками, показывая порывы ветра);

 Is it cloudy? (прикрываем лицо ладонями);

 Is it dry? (имитируем вытирание пальчиков, рук полотенцем);

 Is it wet? (стряхиваем воду с рук).

Hello!

         Пальчики левой руки по очереди "здороваются" с пальчиками правой руки, похлопывая друг друга кончиками - "Hi!" или "Hello!".

Либо большой палец по очереди "здоровается" с другими пальцами руки. Можно выполнять одновременно двумя руками.

My Family

         Поочередно  разгибая пальчики из кулака и загибая обратно:

 This finger is  my grandfather,

 This finger is my grandmother,

 This finger is my daddy,

 This finger is my mummy,

 And it's me!Планируя свои уроки, стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальных способностей ученика. Чтобы поддержать интерес к своему предмету, стараюсь понять, какие приемы работы могут увлечь детей.

Так  пятиклассники любят играть.Учитывая физиологические и психологические особенности детей, я стараюсь находить такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Для этого я включаю в урок зарядки-релаксации, отводя на них 3-5 минут урока.

Зарядка с использованием движения, песен, танца

Teacher: Stand up!

Звучит аудиозапись: песня с музыкальным сопровождением.

1.        Hands up, hands down,

Hands on hips, sit down,

Hands up. To the sides,

Bend left, bend right.

One, two, three, hop,

One, tow, three, stop!

Stand still!

2.Clap, clap, clap your hands, (2 times)

Clap your hands together.

Stamp, stamp, stamp your feet,

Stamp your feet together.

Далее дети выполняют движения с использованием таких команд, как: "Nod your head", " Dance a dance". Звучит аудиозапись: песня-вальс "On the Tiptoes".

3. One, two, three  -  on the tiptoes, ( 2times)

One, two, three, turn around,

Clap, clap, step aside!

Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение снимает умственное напряжение, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят.

           На начальном этапе я провожу по 2 физкультминутки за урок, сопровождая их песнями, стихами, скороговорками  на английском языке. Вслед за учителем или диктором школьники многократно повторяют слова, речевые клише, предложения.

В ход идут различного рода движения (хлопки, притопы, повороты туловища, ходьба, бег на месте и т.д.). Вместе с  тем ненавязчиво убеждаю детей в том, что надо  много работать над фонетикой, лексикой и грамматикой.

   I like the sun,

   I like the spring,

   I like the birds,

  That fly and sing.

        Я считаю очень важным, чтобы  у детей не появлялось чувство страха, боязни перед новым предметом. К сожалению, это явление наблюдается среди малышей. Учу детей аутотренингу, внушаю им, что  они ничего не должны бояться, должны быть раскрепощенными, тогда им легче будет усваивать новый материал. Например: положив одну руку на голову, а другую - на грудь, нужно проговорить: "Я все могу, я ничего не боюсь, я должен научиться читать, писать, говорить на английском языке".

        Считаю, что в  средних и старших классах аутогенная тренировка обязательна в начале урока или в середине, потому что многие из учащихся еще не могут "отойти" от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает, необходима психологическая поддержка. Центральной задачей AT является регуляция собственных эмоций.

         Пример  комплексной релаксации. Продолжительность 3-5 минут. (Quiet music)

   Sit comfortably. Close your eyes.

   Breathe in. Breathe out.

   Let's pretend  it's summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine. A light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in your body. Nothing  diverts your attention. You are relaxing.

 (Pause)

  Your troubles float away.

  You love your relatives, your school, your friends. They love you too. Learn to appreciate every good thing. The Earth is full of wonders. You can do anything. You are sure of yourself, that you have much energy. You are in good spirits. Open your eyes. How do you feel?

        Просмотр мультфильмов на английском языке также стимулирует интерес учащихся к уроку, настраивает на запоминание и одновременно дает психологическую разгрузку.

     Релаксивные упражнения на дыхание – один из серьезных и необходимых моментов урока. Если ребенок научен правильно использовать возможности своего дыхания, то в его речи не будет неоправданных провалов, пауз. Например:

1) различного рода вдохи и выдохи;

2) выдох через рот с надуванием щек;

3) дыхание животом;

4) различного рода звуковая дыхательная гимнастика (А – а –а! Ту – ту –ту! и т.д.)

           На уроках в минуты  отдыха мы часто поем. Песня хороша на всех уровнях обучения, она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся.               Песни я подбираю такие, чтобы их можно было бы петь хором, легко запомнить мелодию, слова.  Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Через  песню мы учим лексику, практикуем грамматические структуры, отрабатываем фонетику языка и т.д.

          Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к предмету.

Например:

  I Can Play the Piano

  I can play the piano,

  Piano, piano,

  I can play the piano,

  And you can play with me!

  I can sing and I can dance,

  Sing and dance, sing and dance,

  I can sing and I can dance,

  And you can dance with me!

          Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра. Игра - дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, глубже понимает значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие.

Например, игры-пантомимы:

  При изучении алфавита - изобразить  букву

  головой (причем один изображает, другие отгадывают).

  Изобразить любимое животное (тема "My pet")

  движением, мимикой, голосом, жестами).

  Изобразить действия, которые выполняем каждый день (тема "My day").

        Эти игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.

        Все учащиеся независимо от их успеваемости имеют возможность  участвовать в различных мероприятиях и проявить себя, формируя навыки публичного выступления на иностранном языке и умения работать в команде. Такие формы мероприятий раскрепощают детей, пробуждают их фантазию, развивают память, внимание, эрудицию, пробуждают любознательность, что является хорошим стимулом к овладению иностранным языком.

       Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке преодолеть трудности, достичь цели и задач обучения иностранному языку.

      И в заключение я хочу заметить, что для снятия напряжения недостаточно проводить специальную релаксацию, необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринужденно, чтобы тон учителя был дружелюбным, бодрым, а для учеников создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.

     

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Здоровье подрастающего поколения – это прежде всего процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома. Проблема здоро...

"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Выступление на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"...

Применение информационных технологий при обучении английскому языку в условиях школы - интерната VI вида

Применение информационных технологий при обучении английскому языку в условиях школы - интерната VI вида...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Сообщение на тему "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"...

Один из способов применения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.

Я предлагаю статью из личного опыта об одном из способов применения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Доклад включает в себя введение; требования к уроку английского языка в условиях здоровьесберегающей технологии; виды и примеры  релаксации на уроках; заключение; приложения (примеры физкультмину...

Выступление на тему "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка".

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"....