Статья по теме "Обучающие возможности игр на уроках иностранного языка"
статья по английскому языку на тему

Пятаева Татьяна Борисовна

В данной статье представлен материал об обучающей роли игр в процессе успешного усвоения иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пятаева Татьяна Борисовна

Учитель английского языка

МОУ «Гимназия№12»

ОБУЧАЮЩИЕ  ВОЗМОЖНОСТИ  ИГР  НА УРОКАХ  ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Play, play for your locks

                                                                           will grow grey.

                           Ch. S. Calverley (1831-1884)

                                                                             It’s more than a game.

                                                                               It’s an institution.

    Thomas Hughes (1822-1896)

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности человека, ребенка в особенности.

Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком.

По мнению психологов (А.А. Леонтьев) мотивация, создаваемая игрой т.е. игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе на ряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.

Д.Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мативационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.

Игра всегда предполагает принятие решений – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Таким образом, игра – это:

  1. Деятельность;
  2. Мотивированность;
  3. Индивидуализированная деятельность, личная;
  4. Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
  5. Развитие психических функций и способностей;
  6. «Учение с увлечением» (С.Л.Соловейчик).

Е.И.Пассов выделяет 6 основных целей использования игры на уроках иностранного языка:

1.Формирование определенных навыков, например:

- Отгадайте, куда мы пойдем?

- Вы пойдете в кино? – Нет.

-Вы пойдете в парк? – Нет.

- Вы пойдете………? - …..

2. Развитие определенных речевых умений, например, после прохождения темы «Квартира» можно провести такую игру:

- Ваш одноклассник получил новую квартиру (на доске схема квартиры), поможем ему расставить мебель.

3. Обучение умению общаться:

- конкурс на самого вежливого собеседника.

- поздоровайтесь и сделайте комплимент.

- выразите свое несогласие другу. Маме.

- какие выражения вы используете, чтобы привлечь к себе внимание.

4.Развитие необходимых способностей и психических функций.

а) Игра «Внимательный ли ты?». Петю просили купить хлеб, масло, булку, сахар, а он купил булку, сахар, хлеб и молоко. Что он забыл?

б) «Снежный ком».

У: Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан щетку, пасту и мыло.

У: Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан щетку, пасту, мыло и мочалку … и т.д. Побеждает тот, кто больше запомнит и правильно повторит.

5. Познание в сфере страноведения и языка. Для этой цели используются викторины, лото, путешествия, конкурсы.

6. Запоминания речевого материала.

а) рифмовки,

б) сопровождение слов мимикой и жестами ( «Как всегда» - с упреком махнуть рукой, «Кислый» - сморщиться),

в) повторение и того же слова разными людьми (разных профессий, характеров).

Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способами организации и проведения их, материальной оснащенности, количеству участников и т.д.

С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т.д.

В основном игры не носят чисто лексический или чисто грамматический характер. Лексические игры могут стать грамматическими, орфографическими и т.д.

Сам факт, что игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Этому служит и тот факт, что знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда обязательным условием выигрыша. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое. Еще одним условием игры является ее доступность детям.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Важно также, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Очевидно, для этого нужно самому быть увлеченным.

Место игр и отводимое им время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д.

Что касается фиксации ошибок во время игры, то желательно делать это, не отвлекая учащихся, осуществляя анализ после окончания игры. Подбадривание учащихся, поощрение их деятельности необходимы для устного протекания игры, создания правильных межличностных отношений в коллективе.

В соответствии со школьной системой обучения иностранному языку можно разделить игры на две группы.

Первую группу составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Отсюда ее название «Подготовительные игры».

Грамматические игры учат употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создают естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развивают творческую активность учащихся. Эти игры включают наиболее важный грамматический материал – глаголы be, have, may, can, must, конструкции thereis, временные глагольные формы группы Indefinite, Continuous, Perfect, сослагательные наклонения, косвенную речь.

Лексические игры тренируют учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке. Активизируют речемыслительную деятельность учащихся, развивает речевую реакцию, знакомят учащихся с сочетаемостью слов. Ряд игр предназначен для тренировки учащихся в употреблении отдельных частей речи, например числительных, прилагательных. Другие игры соответствуют определенным темам («Покупки», «Внешность», «Одежда» и т.д.)

Фонетические игры-упражнения преследуют цели:

- тренировать учащихся в произнесении английских звуков (JawandTongueGames);

- научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения (VoiceTrainingGames);

- разучить стихотворения с целью их воспроизведения по ролям (Relaxation).

Данные игры основаны на театрализации специально подобранных детских стихотворений.

Работа над каждой игрой состоит из двух этапов:

а) разучивание стихотворения с учащимися;

б) театрализация стихотворения.

Орфографические игры тренируют в написании английских слов. Часть игр рассчитаны на тренировку памяти учащихся, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании английских слов. Большинство игр можно использовать при проверке домашнего задания.

Вторая группа – «Творческие игры» - состоит из аудитивных и речевых игр.

Аудитивные игры учат понимать смысл однократного высказывания, выделять главное в потоке информации, распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи, развивают слуховую память и реакцию учащихся.

Речевые игры способствуют осуществлению следующих задач:

- научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности.

- научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки.

- обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.

Применяя игры на уроке, нужно помнить следующее:

  1. Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован.
  2. В играх должно быть задействовано как можно больше учащихся.
  3. Игры должны соответствовать возрасту и языковым способностям учащихся.
  4. Языковые игры служат развитию всех видов речевой деятельности. На первом плане говорение. Есть игры, предполагающие письменное задание, а также ряд заданий, которые могут по усмотрению учителя выполняться устно или письменно.
  5. Не всегда удается «вписать» языковую игру в тематику урока. Но учитель должен стараться это сделать.
  6. Ведущий, обычно учитель, должен быть по возможности на заднем плане. Роль ведущего могут играть и ученики.
  7. Затраты времени на подготовку и проведение игры и ее польза должны находиться в оправданном соотношении друг с другом.
  8. Среди многих видов упражнений есть такие, которые являются предметом педагогических дискуссий: корректировочные упражнения. Упражнения, включающие в себя поиск ошибок, полезны тем, что они дарят радость открытия и стимулируют активность учащихся.
  9. Языковые игры должны проводиться преимущественно на иностранном языке.
  10.  Нельзя забывать о том, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Они базируются на уже изученном. Нужно применять их в меру, целесообразно и планово.

 Я думаю, что игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим и коллективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Деятельностный подход на уроках иностранного языка"

Одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала учащихся на иностранном языке является обучение общению. Научить детей общаться естественным образом на иностранном языке в услов...

Статья: ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Концепция нашей гимназии направлена на формирование у учащихся плнетарного мировоспиятия. Особая роль в этом принадлежит иностранным языкам. В данной статье говорится о формировании глобального мышлен...

статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»

Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...

статья по теме "Основные принципы планирования уроков иностранного языка"

В статье рассказывается об обязательных принципах планирования уроков иностранного языка...

Статья на тему: "Метод проектов на уроках иностранного языка"

Статья на тему: "Метод проектов на уроках иностранного языка"....

Статья "Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка"

Методическая статья-рекоммендация для учителей иностранных языков в школе....

Статья "Создание креативной образовательной среды на уроках иностранного языка".

поддержка одаренных школьников и их дальнейшее развитие...