представление педагогического опыта учителя
презентация к уроку по английскому языку на тему

Бикеева Ольга Викторовна

Представление педагогического опыта учителя

английского языка

Бикеевой Ольги Викторовны

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»

Города Саранска

 

Если учитель имеет такую любовь к ученикам,

как отец, как мать, он будет лучше учителя,

который прочел все книги,

 но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

 он – совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

 

 

Педагогическая проблема, над которой я работаю в течение уже нескольких лет –«Роль самостоятельной работы на уроках английского языка».

 

Актуальность и перспективность опыта

 

С введением ФГОС нового поколения значение самостоятельной работы существенно возрастает. Самостоятельная работа по иностранному языку организуется с целью научить учащихся использовать иностранный язык как средство получения, расширения и углубления системных знаний, а также как средство формирования и формулирования мыслей в области повседневного иноязычного обще­ния. Именно самостоятельную работу ведущие педагоги всегда считали одним из наиболее эффективных путей активизации познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности, ответственности и творческих способностей. Ученик должен работать на уроке и дома по возможности самостоятельно, а учитель должен лишь организовывать, контролировать этот процесс и управлять им.

Организация самостоятельной работы учащихся в нашей школе является актуальным вопросом. От того, как будет организована самостоятельная работа, зависит многое, а больше всего-процесс обучения, его эффективность. Поэтому данная проблема являлась и является актуальной.

В последние годы все больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся в процессе обучения, в частности в обучении иностранным языкам. Это связано со многими факторами, в том числе с тем, что в современном динамичном постоянно изменяющемся мире недостаточно обладать каким-то определенным количеством знаний. На мой взгляд, человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием. В Концепции модернизации российского образования прописано, что “развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…”

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

 

Формирование ведущей идеи опыта

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

И ведущая педагогическая идея  моего опыта:

 - повышение интереса к предмету и  положительная динамика качества  

   знаний учащихся;

 - повышение плотности урока, продвижение вперёд быстрыми темпами;

 - систематическая работа над общим развитием учащихся;

 - осознанный подход учащихся к процессу учения.

    В преподавании английского языка, как и любого другого иностранного, использование самостоятельной работы позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком и лучше подготовить их к Единому государственному экзамену. Чем больше учащиеся работают самостоятельно, тем эффективнее усваивается отработанный материал.

 

Теоретическая база опыта

Индивидуальный подход учителя к учащимся, обладающим интересом к изучению английского языка, имеет очень большое значение и включает: разработку заданий повышенной трудности, рекомендацию более сложной дополнительной литературы, помощь в овладении всё более сложными умениями и навыками самостоятельной творческой работы. В процессе изучения учащихся каждый учитель может легко увидеть и тех учеников, которые только заинтересованы этим предметом, но ещё не увлечены им. Таким учащимся тоже нужно уметь вовремя оказать поддержку и помощь, чтобы стимулировать становление учебно-познавательных мотивов.

Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом.

Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения учащихся, овладение которыми обеспечит продвижение учащихся в усвоении языка в единстве с развитием их методики. Современные методисты придают особое значение этой стороне самостоятельной работы, усматривая в развитии методики учащихся предпосылки непрерывного образования.

По мнению Г.В.Роговой, развитие самостоятельной деятельности учащихся при изучении  английского языка невозможно без соблюдения следующих условий.

Во-первых, необходимо осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения. Учащийся должен знать, что он будет делать, в какой последовательности, каков будет конечный результат, чем данное задание обогатит его опыт. Учащийся должен принять задание, в противном случае невозможен должный эффект. Осознание цели задания (упражнения) есть ни что иное, как применение принципа сознательности в организации самостоятельной работы школьника.

Во-вторых, требуется знание самой процедуры выполнения задания. Учителю нужно вооружить учащихся рациональными приёмами учебной деятельности, исходя из характера самой деятельности и возможностей учащихся данной возрастной группы и их опыта в иностранном языке. В этом случае также имеет место опора на принцип сознательности, т.е. осознание не только смысла задания, но и процесса его осуществления.

В-третьих, нужно умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения, такими, как звукозапись, учебный дидактический материал для парной работы и т.д.

В-четвёртых, необходимо умение видеть опоры в материале заданий, облегчающие преодоление трудностей в ходе самостоятельной работы; в этом случае одинаково важно научиться пользоваться готовыми (объективными) образцами и создавать свои (субъективные).

В-пятых, важно предусмотреть адекватные дидактические условия для успешного самостоятельного выполнения заданий, т.е. прежде всего определить подходящее место для них: в классе или дома. Сюда же следует отнести и выбор организационных форм для выполнения конкретного вида самостоятельных заданий. Домашняя работа приобретает индивидуальную форму, которая должна быть обеспечена и подготовлена под руководством учителя в классе.

Самостоятельная работа в классе может осуществляться во всех организационных формах: индивидуально, в парах и малых группах, при этом ярко проявляется взаимопомощь учащихся.

Индивидуально самостоятельная работа в классе может проявляться в двух вариантах:

·                     - все учащиеся выполняют одно общее задание;

·                     - учащиеся выполняют разные задания, в зависимости от своих возможностей.

В случае затруднений учитель оказывает помощь, сообразно принципу индивидуализации процесса обучения.

Выбор организационной формы и места её применения определяется характером материала, видом развиваемой деятельности, возрастными и психологическими особенностями учащихся, а также степенью оснащённости кабинета иностранного языка необходимыми ТСО.

Учителю следует терпеливо и настойчиво показывать преимущество систематической самостоятельной работы в изучении   английского  языка.

Таким образом, для организации самостоятельной работы учащихся по  английскому  языку требуется:

·                     - осознание ими цели заданий;

·                     - знание процедуры их выполнения;

·                     - умение пользоваться средствами обучения;

·                     - умение применять опоры и создавать их при подготовке заданий;

·                     - учёт соответствующих дидактических условий.

 

 

Технология опыта

Многие понимают термин “самостоятельная работа” только как индивидуальную работу учащихся. Однако большим потенциалом обладают, на мой взгляд, парная и групповая формы самостоятельной работы. Организовать такую работу можно, используя групповой метод обучения или обучение в сотрудничестве. “Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто делать что-то вместе” Главное не соперничество, а сотрудничество. Каждый член группы несет ответственность за успех всей группы. Существует множество приемов или вариантов обучения в сотрудничестве. Я использую следующие приемы.

Я считаю, говоря о подготовке к самостоятельной работе, необходимо знакомить учащихся с различными учебными стратегиями. Речь идет, например, о стратегиях работы с текстом: умение видеть опоры в тексте, игнорировать незнакомые слова, если они не влияют на общее понимание, умение выделять главную идею, делать выводы из прочитанного и т.д.

Важным аспектом является обучение пользоваться справочной литературой, в частности словарями. Зачастую учащиеся не могут найти необходимое слово в тексте, так как не умеют выделять словарную форму слова, не умеют выбирать подходящее значение из нескольких данных. Научить работать со словарем и другой справочной литературой – задача учителя.

Для дальнейшего самообразования и самостоятельного использования языка важную роль играет также формирование навыков словообразования. Не случайно задание на словообразование включено в Единый государственный экзамен по английскому языку. В некоторых современных УМК есть упражнения, направленные на формирование навыков словообразования. Однако работа над словообразованием должна вестись на протяжении всего периода обучения. Если в УМК нет достаточного количества упражнений, я пользуюсь  дополнительными материалами или даже учащиеся стараются составлять свои задания на словообразование из уже прочитанного текста.

Важную роль в становлении самостоятельности учащихся играют самоконтроль и самокоррекция. Для развития самоконтроля и самокоррекции на уроках я стараюсь предоставлять учащимся возможность проверить свою работу, сверить с образцом. В связи с этим, встает проблема отношения учителя к ошибкам. На мой взгляд, при изучении иностранного языка – ошибки естественны и неизбежны. Нужно дать возможность ученикам самостоятельно исправить свою ошибку. В этом случае ошибка будет являться не тормозящим, а развивающим фактором в процессе обучения. Развитию умений самоконтроля способствует взаимоконтроль. Научившись видеть ошибки в речи других, школьники лучше смогут контролировать свою речевую деятельность. Я широко применяю взаимоконтроль на уроках. Это взаимоконтроль в парах, когда учащиеся проверяют друг у друга домашнее задание, самостоятельную работу. Кроме того, это взаимоконтроль в малых группах. Например, при проверке умения пересказывать текст. Сначала выступает один сильный учащийся перед всем классом.  Затем мы вместе с учащимися  обсуждаем его рассказ, таким образом, задается образец выполнения задания. Затем класс делится на малые группы, и ребята слушают рассказы друг друга. В этот момент я перехожу от группы к группе, контролируя их работу, или можно послушать слабого учащегося, который испытывает трудности, выступая перед всем классом. Учащиеся серьезно относятся к подобной работе, стараются объективно оценить своих товарищей. С одной стороны, такая работа позволяет увеличить время речевой практики на уроке, так как одновременно говорят несколько учащихся. С другой стороны, это способствует развитию самоконтроля.

 

Анализ результативности

На мой взгляд, использование в педагогической практике формы самостоятельной работы при обучении английскому языку дает возможность не только повышать мотивацию и интерес учащихся к изучаемому предмету, но и формирует стремление овладеть языком и общаться на нём, способствует становлению творческой самостоятельности школьников, помогает совершенствовать навыки работы с различными источниками знаний.

На своих уроках я большое внимание уделяю формированию у учащихся старшей ступени умения работать самостоятельно по заданиям единого государственного экзамена. Направленность работы такого плана позволяет подготовить школьников к итоговой аттестации.

     В  целях обмена опытом с коллегами, я провожу  открытые уроки,  выступаю на семинарах, заседаниях кафедры английского языка. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов других регионов.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Но как и в любой работе мы сталкиваемся с определенными трудностями.

Трудности в организации самостоятельной работы:

-  в условиях групповой системы обучения возможно использование  лишь элементов индивидуализации;

-  недостаток времени для  формирования индивидуальных умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности (разные темпы);

-  нельзя свести самостоятельную деятельность обучающегося только к знанию способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности ученика, а это требует дополнительного времени;

-  обучающийся должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы её решения, т.е. осуществлять перенос умения, выполнять его в новых условиях.

Недостаточность самостоятельности делает обучающегося пассивным, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний. Самостоятельность мышления и самостоятельность целенаправленной деятельности являются важнейшими качествами человека. И чем выше у обучающихся уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная  деятельность.

 

Адресные рекомендации по использованию опыта

Творческий подход к планированию и проведению урока, постоянный поиск позволяют учителю увеличить плотность коммуникативного общения на уроке. Ученики активно и с большим интересом работают на таких уроках, чувствуют себя комфортно, охотно и легко общаются друг с другом, проявляют фантазию и изобретательность. Все это обеспечивает эффективность обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядное приложение

 

 

 

CONTROL TEST

7th Form

Variant 1

1.      Write three forms of the verbs:

Be

Give

Catch

Write

Go

Think

Come

Read

Cut

Take

Do

Eat

 

2.      Put the verb in Present Perfect:

 

1.      The boys (to ride) their bikes this summer.

2.      We already (to go) to the cinema.

3.      I (not to listen) to music.

4.      You (to be) to Scotland?

5.      We  just (to watch) TV.

6.       Mrs. Smith never (to work) in the kitchen.

7.      They  (to have) a wonderful time at their friends.

8.       I (not to have) a history lesson yet.

3.      Complete the sentences with the article «the», where necessary.

  1. ... Thames is  a short river.
  2.  ... Russia is washed by ... Arctic Ocean in ... north.
  3. … Kiev is to ... south of ... Moscow.
  4. ... Europe is a continent.
  5. ... Black Sea is in ... south of our country.
  6. ... Lake Baikal is the deepest lake in the world.
  7.  ... Washington is ... capital of ... United States of America.
  8.  I want to go to ... New York.

 

4.      Complete the sentence. Use say, tell, speak, or talk.

1.  Jane can … French very well, can’t she?

2.  Why are you …ing  me lies?

3.  What does Philip …?

4.  Can you … me the time, please?

5.  We sat drinking tea and … ing.

6.  What story will you … us today?

 

5.      Read the text and do the task after the text choosing one from the given variants.

Christmas is a home and family celebration in Britain. Those who live away try to get back home. Christmas is the biggest holiday of the year.   As Christmas nears, everyone buys Christmas presents for friends and relatives. Christmas people try to give children everything they want. Children count the weeks, then the days to Christmas. On Christmas Eve, families and friends gather for the festivities. Housewives are busy preparing food, and children are sent to bed. They are told that if they don't go to sleep, Father Christmas will not bring them any presents. Then, when they are asleep, the parents come into their bedrooms and leave the presents near their beds, or under the Christmas tree, or in a stocking hanging up somewhere in the room.

1. This text is about

         a) Christmas presents               b) Father Christmas

         c) Christmas celebrations        d) the Christmas tree

  2. When Christmas comes, the children are given presents...

         a)   at the Christmas table.                     b) in the streets

          c) at schools.                                         d) at home

  3. Which sentence is wrong?

         a)  Christmas is a family holiday.

          b)   Presents are usually given at Christmas.

          c)   At Christmas, children usually don't go to sleep.

          d)   Children find their presents near their beds, under the Christmas tree or in a stocking.

   4. Choose a title.

           a) British Children                         b) British Christmas

           c) Christmas parties                        d) British Homes

   5. Find the word which is not in the text.

         a) Christmas                     b) Presents

         c) Easter                            d) Eve

 

 

Control test

5th form

Variant 2

1.      What are the capitals of the following countries?

 

Helsinki, Kiev, Moscow, Rome, Madrid, London, Paris, Washington, D.C., Ottawa

 

 

·         _______ is the capital of Italy.

·         _______ is the capital of Great Britain.

·         _______ is the capital of Finland.

·         _______ is the capital of Spain.

·         _______ is the capital of Russia..

·         _______ is the capital of France.

·         _______ is the capital of Ukraine.

·         _______ is the capital of the USA.

·         _______ is the capital of Canada.

2.      Use the prepositions from the box where necessary to complete the sentences:

 

 

About, at, by, for, in, of, on, to, up, with

 

 

1.      They left … Glasgow … London yesterday.

2.      … 7 o’clock Peter usually comes … home.

3.      What’s your address? – I live … 15 Green Street, … Leeds.

4.      You’ll visit a lot of places … interest … Washington, D.C.

5.      Ted was born … the fifth … September … 2004.

6.      When Ron went … Glasgow, he never stayed … a hotel, he stayed … his grandparents.

 

3.      Write the years in words:

 

a.       1945                             b. 1812                             c. 2000                           d.  1147

                               e. 1861                         f. 2004                             

 

4.      Match the words to make the names of some jobs and write them down:

 

1.      Dress

a.       man

2.      Shop

b.      man

3.      Business

c.       teacher

4.      Sports

d.      maker

5.      Fisher

e.       woman

6.      Music

f.       assistant

 

5.      Use the necessary forms of the verbs on the right to complete the story:

 

Lulu’ Day

Lulu Green (1) got up at 6 o’clock in the morning.

Lulu (2) … her bike in the park.

She (3) … a cup of black coffee and (4) … a ham sandwich.

She (5) … home for school at 8 o’clock. She  (6) … at school till late afternoon. At 4 o’clock she (7) … back home, where she (8) … her dog and (9) … it out for a walk.

After that Lulu (10) … her homework. She (11) … her evening with her friends. 

Lulu (12) … her day a lot.

 

 

Get

Ride

Drink, eat

Leave, stay

Go, feed

Take

Do, spend

 

Enjoy

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

HAPPY BIRTHDAY

Слайд 3

’’’’ 7 = s es

Слайд 4

ROSES

Слайд 5

’ ’’

Слайд 6

CAKE

Слайд 7

D , 2=O

Слайд 8

DOLL

Слайд 9

b ,

Слайд 10

BOOK

Слайд 11

What colour is it? E.g. The coin is grey.

Слайд 12

HOW MANY…? 4+5=? – Four and five is nine. Friends: 6+2=? Family: 5+8=? Flowers: 7+5=? Toys: 8+9=? Sweets: 10+10? Coins: 13+1=? Cakes: 1+1=? Books: 9+4=?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

HAPPY BIRTHDAY

Слайд 3

’’’’ 7 = s es

Слайд 4

ROSES

Слайд 5

’ ’’

Слайд 6

CAKE

Слайд 7

D , 2=O

Слайд 8

DOLL

Слайд 9

b ,

Слайд 10

BOOK

Слайд 11

What colour is it? E.g. The coin is grey.

Слайд 12

HOW MANY…? 4+5=? – Four and five is nine. Friends: 6+2=? Family: 5+8=? Flowers: 7+5=? Toys: 8+9=? Sweets: 10+10? Coins: 13+1=? Cakes: 1+1=? Books: 9+4=?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта учителя русского и литературы

Обобщение опыта работы учителя-словесника по теме "Творческие мастерские на уроках русского языка и литературы". Материал содержит теоретические сведения по теме, практическую часть, разработки уроков...

Представление педагогического опыта учителя математики Юдиной Раисы Васильевны

Представление педагогического опытаМатериалы к аттестации:Тема инновационного педагогического опыта  «Активизация познавательной  деятельности учащихся на уроках математики у учащихся с...

Представление педагогического опыта учителя английского языка ГБОУ РДДШ № 1 Ермаковой Ирины Викторовны

Целью своей педагогической деятельности считаю эффективное построение учебного процесса, поэтому стараюсь организовать его так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми шк...

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Тема педагогического опыта«Формирование познавательной активности  учащихся»....

Представление педагогического опыта учителя истории и обществознания Батяркиной Ирины Евгеньевны.

Тема педагогического опыта: "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания как средство повышения эффективности обучения". Публичное представление содержит анализ...