Коммуникативный подход в обучении грамматике
материал по английскому языку на тему

Гафурова Гульнур Масгутовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnyy_podhod_v_obuchenii_grammatike.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

              Выступление на ШМО учителей ин. языков по теме:

« Коммуникативный подход в обучении грамматике»

У многих учителей, как начинающих, так и с большим стажем, тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, быстро утомляет школьников своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят удовлетворения ни учителю, ни обучаемым.

Не секрет, что учащимся не нравится учить английскую грамматику, особенно систему времён. Можно ли сделать процесс овладения грамматической стороны речи интересным, продуктивным и творческим?

     Грамматика должна иметь коммуникативную и функциональную направленность. Одним из приёмов, позволяющих избежать однообразной, механической тренировки, является использование креативных заданий с использованием поэтических и музыкальных произведений. Игровые технологии не только вносят разнообразие в учебный процесс, но и формируют положительное отношение к предмету, активизируют умственную деятельность школьников, т.к. развивают их способность

     анализировать, сравнивать, обобщать.

При работе с поэтическим текстом одновременно могут быть реализованы многие задачи, такие, как обучение фонетике, грамматике, лексике и переводу. Приёмы работы могут быть разными и зависеть от этапа обучения, так и от той цели, которую ставит учитель.

Для совершенствования произносительных навыков (на младшей ступени обучения) мы часто используем рифмовки и стихи. го помогает совершенствовать и корректировать произносительные навыки, развивать память и чувство ритма, увеличивать словарный запас, но не способствует формированию продуктивных навыков. Для того, чтобы речь учащихся была грамматически правильной, предусмотрено многократное употребление речевых образцов

Различные рифмованные структуры и креативные упражнения успешно используются не только при работе с младшими школьниками, но и на средней и старшей ступени обучения:

  • на этапе презентации нового грамматического явления;
  • на этапе формирования рецептивных навыков (опознание бывших в опыте учащихся единиц речи при слушании и чтении в другом контексте);
  • при формировании продуктивных грамматических навыков говорения (при выполнении подстановочных, трансформационных упражнений, упражнений на расширение структур и комбинирование нового грамматического материала с ранее изученным и усвоенным учащимися;
  • как источник для организации речевой зарядки;
  • в качестве релаксации;
  • как дополнительный материал (в конце урока, если осталось время)

Рифмованные структуры и приёмы работы с ними

При формировании слухо-произносительных умений

  • Учащиеся заканчивают рифму, называя множественное число соответствующих существительных. При этом акцент делается на правильное произнесение окончания: [s], [z], [iz];
  • В ходе внеклассного мероприятия проводится конкурс: за ограниченное время каждый участник команды запоминает наизусть по одной -две строчки какого-нибудь стихотворения;

При формировании рецептивных грамматических умений

  • Учащимся предлагается прочитать стихотворение и объяснить употребление артиклей;
  • Учащимся даётся задание вставить апострофы (‘ или s) там, где необходимо, и объяснить почему так, а не иначе;

На карточке написана первая строчка стихотворения, например, при изучении модальных глаголов. Учащиеся собирают оставшиеся

разрезанные строчки таким образом, чтобы получилась рифма. Затем получившееся стихотворение зачитывается целиком и сравнивается с оригиналом;

  • Учащимся раздаются ответы на вопросы, услышав вопрос, им необходимо правильно найти ответ и прочитать его;
  • Учащимся даётся задание воссоздать текст стихотворения, выстроив в логической последовательности данные вразброс слова в каждой строчке так, чтобы получилась рифма;

При формировании продуктивных грамматических умений говорения

  • На карточке написана только конечная часть предложения. Учащимся предлагается правильно употребить выражения ‘ How much \ How many?’
  • Предлагается стихотворение, в котором некоторые слова заменены картинками. Учащиеся озвучивают стихотворение, называя соответствующие картинкам существительные;
  • Учащиеся находят в тексте стихотворения преднамеренно допущенные ошибки ( grammar, spelling, vocabulary) и, устраняя их в соответствии с нормами английского языка, воссоздают текст в его первоначальном виде;
  • Учащиеся самостоятельно подставляют форму множественного числа существительных-исключений;

   На доске написано стихотворение; для начала учащиеся читают его хором. Затем учитель последовательно стирает некоторые слова или отдельные фразы. Учащиеся хором или по цепочке воспроизводят стихотворение по памяти;

Учащиеся раскрывают скобки, употребляя

- нужную степень прилагательных

- глаголы в прошедшем времени

Учащимся предлагаются рифмованные предложения в любом времени, нужно задать вопросы к предложениям, используя правильный порядок слов;

  • Содержание стихотворения может cтать основой для вопросно - ответной работы, причем вопросы могут быть направлены как на проверку понимании прочитанного и услышанного, так и затрагивать жизненный опыт учащихся, их интересы;

Так при помощи игровых приемов закрепляется новый языковой материал. Многократное проговаривание однотипных грамматических структур в игре не вызывает усталости у учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный подход в обучении грамматике на уроках английского

        Можно ли сделать процесс овладения грамматической стороной речи интересным, продуктивным и творческим? Да, это возможно, если грамматика будет иметь коммуникативную ...

Коммуникативный подход в обучении грамматике на уроках английского

        Можно ли сделать процесс овладения грамматической стороной речи интересным, продуктивным и творческим? Да, это возможно, если грамматика будет иметь коммуникативную ...

Коммуникативный подход в обучении грамматике на уроках английского

        Можно ли сделать процесс овладения грамматической стороной речи интересным, продуктивным и творческим? Да, это возможно, если грамматика будет иметь коммуникативную ...

Обобщение опыта работы по теме "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка"

Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка...

Коммуникативный подход в обучении грамматике

Знание иностранного языка в современном мире необходимо. Это не значит, что достаточно только владение грамматическими правилами, лексикой и умение пользоваться словарем. Цель обучения иностранному яз...

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...

Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка

Представление опыта в использовании коммуникативного подхода в обучении школьников грамматике английского языка...