Игра как форма обучения
материал по английскому языку на тему

Гафурова Гульнур Масгутовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_forma_obucheniya.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

                            Игра как форма обучения

Игра – универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Игра помогает вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика, т.к в ней проявляются не только знания, но и находчивость и сообразительность. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь порой оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности знаний – все, что даёт возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Игра универсальна ещё и в том смысле, что её можно применять на любом этапе обучения и с любыми возрастными категориями учащихся.
        В книге Е.И.Пассова «Урок иностранного языка в школе» встречается следующее определение игры: «Игра – это:
1. деятельность (в нашем случае – речевая);
2. мотивированность, отсутствие  принуждения;
3. индивидуализированная деятельность, глубоко личная;
4. обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
5. развитие психических функций и способностей;
6. учение с увлечением»
В своей работе Е.И.Пассов определяет основные цели использования игры на уроках иностранного языка:
1. формирование определённых навыков
2. развитие определённых речевых умений
3. обучение умению общаться
4. развитие необходимых способностей и психических функций
5. познание
6. запоминание речевого материала.
Формы игр чрезвычайно разнообразны. Это и приспособленные к учебным задачам настольные игры, такие как лото или домино, и шарады, загадки и конкурсы.
Это сюжетно-ролевые игры, игры по заранее установленным правилам, где между играющими происходит в том или ином виде соревнование. С помощью игр можно развивать наблюдательность при описании предметов и явлений, активизировать внимание, развивать навыки воспроизведения услышанного и многое другое.
Превращая обычные словесные упражнения в игру, мы избегаем скуки и рассеивания внимания, неизбежного при рутинном заучивании, создаём эмоционально-комфортную обстановку, повышаем интерес к изучению иностранного языка.
Ситуация игры – это отражение ситуации реальной жизни и способствует выполнению важных психологических и методических задач:

  • снятию тревожности и созданию психологической готовности детей к речевому общению;
  • обеспечению естественной необходимости многократного повторения учащимися языкового материала;
  • тренировке учащихся в выборе нужного речевого материала, что является подготовкой к ситуативной спонтанности в речи вообще.

При обучении старшеклассников игра обычно используется довольно редко. Однако учителя, использующие игру на своих уроках, знают, что с её помощью можно решить психолого-педагогические проблемы группы, помочь её участникам преодолеть трудности и барьеры, выработать адекватные формы поведения. Игра способствует выявлению творческих способностей, развитию личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения. С помощью игры можно развивать память, внимание, восприятие, снимать агрессию и психоэмоциональное напряжение, осваивать новые умения, развивать навыки и просто отдохнуть и повеселиться.
На своих уроках при закреплении и активизации лексико-грамматических образцов любой сложности стараюсь использовать игры. Например, при изучении грамматической темы «условные предложения», часто использую игровое упражнение «цепочка»:
1) каждый ученик придумывает своё предложение, взяв придаточное предложение из предыдущего примера, как главное в своём.
If I work hard, I’ll pass my exam successfully.
If I pass my exam successfully, my parents will be glad.
If my parents are glad, they will…
2) Другим вариантом этого же упражнения можно предложить соревнование между двумя или более группами учащихся; например, какая группа «замкнёт» свою «цепочку» быстрее или какая группа придумает самую забавную «цепочку».
3) Упражнение «снежный ком».
4) При закреплении навыков образования степеней сравнения прилагательных и употребления прилагательных и употребления сравнительных конструкций, провести соревнование между командами «горожан» и «деревенских жителей», отстаивающих прелести жизни в большом городе или сельской местности. Соревнование может состоять из нескольких заданий, например:

  • за ограниченное время составить как можно большее количество предложений со сравнительными конструкциями, употребляя прилагательные в сравнительной степени, отстаивающие преимущества жизни в «своём» регионе;
  • составить мини-описание «своего» места проживания, употребляя прилагательные в превосходной степени;
  • придумать четверостишие о «своей» деревне или о «своём» городе и т.д.
  • Закрепляя навыки трансформации прямой речи в косвенную, можно устроить мини-конкурс на лучших «сплетников» («А он сказал…», «А она сказала…»)

При всей привлекательности игры как формы обучения место и время её проведения на уроке зависят от многих факторов: подготовки учащихся, сложности изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и даже настроения каждой конкретной группы учеников на каждом конкретном уроке. В арсенале любого учителя есть множество средств, которые могут помочь сделать изучение иностранного языка интересным, увлекательным и лёгким. Игра является не единственным, но одним из главных помощников учителя, призванным пробудить у учащихся интерес к изученному материалу и удержать этот интерес в процессе всего изучения.


                                             



                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта

Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта....

Курсовая работа по теме "Урок-игра, как форма обучения"

Данная курсовая работа содержит теоретический  и практический материал , который можно использовать на уроках химии и внеклассных мероприятиях...

Статья «Игра как форма обучения в начальной школе».

Необходимость использования игровых форм и методов обучения на уроках музыки в начальной школе....

Дидактические игры – как активизирующие формы обучения.

Данная статья - обобщение опыта работы по применению дидактических игр на уроках физики....

Доклад по самообразованию "Игра как одна из важных форм обучения младших школьников"

С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения ...

Использование игры как нетрадиционной формы обучения на уроках биологии.

В данной статье раскрыта роль игровой технологии в развитии познавательной деятельности обучающихся с нарушенным слухом, а также описаны этапы проведения игры и основные результаты применения этой тех...