Использование проектно-исследовательской деятельности в обучении иностранному языку.
статья по английскому языку

Булекова Вера Васильева

В современной методике преподавания иностранного языка широко используется проектно-исследовательская деятельность, которая является одним из средств реализации требований ФГОС по иностранному языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_metodika_v_obuchenii_inostrannomu_yazyku.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектно-исследовательской деятельности в обучении иностранному языку.

В современной методике преподавания иностранного языка широко используется проектно-исследовательская деятельность, которая является одним из средств реализации требований ФГОС по иностранному языку. Слово «проект» с латинского языка означает «брошенный вперед», «бросающийся в глаза». В учебном процессе под проектом подразумевают специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта. Главными направлениями деятельности при выполнении проекта являются: исследовательская, творческая, игровая (ролевая), информационная, социально-значимая (практико-ориентированная). Каковы же роли учителя и ученика  в этом процессе? Учитель выполняет направляющую, корректирующую и стимулирующую роли, а для ученика проект – это возможность творчески раскрыть и проявить себя индивидуально или в группе и в коллективе. Это хороший опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Проектная деятельность способствует развитию общеучебных навыков:

социальных: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и исполнять определенную роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые их окружают;

коммуникативных: учиться не только говорить, но и развивать умение слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать свое;

мыслительных: дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать;

исследовательских: учиться проводить исследования, уметь наблюдать, выявлять и соотносить.

Основными принципами работы над проектом являются: вариативность, решение проблемы, учение с увлечением, личностный фактор, адаптация знаний.

Выделяют пять этапов работы над проектом: проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация.

Существуют различные формы презентации продукта: рефераты, доклады, ролевые игры, спектакли, постеры, рисунки, коллажи, поделки, экскурсии, презентации и другие.

По доминирующей в проекте деятельности они делятся на: исследовательские, информационные, творческие, ролевые, практико- ориентированные. По предметному содержанию их разделяют на монопроекты (в одной области знаний)  и межпредметные проекты.

По характеру контактов проекты бывают внутренние (внутри одной школы), региональные и международные, по количеству участников – личностные, парные и групповые, по продолжительности – краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.

Рассмотрим типы проектов по виду деятельности.

                                          Исследовательский проект

Этот тип проектов направлен на исследование  какого – либо объекта, явления, включая анализ, наблюдение и обобщение фактов. Источниками информации могут быть Интернет-ресурсы, печатные издания, архивы. Результатами исследования являются  рефераты, доклады, презентации.

                                      Информационные проекты

Этот тип проектов направлен на сбор информации о каком- либо объекте, явлении, событии; ознакомление участников проекта с этой информацией. Источниками информации являются Интернет-ресурсы, печатные источники, фотографии. Результатами информационного поиска являются реклама, постеры, рефераты, доклады, презентации

                                    Практико-ориентированные проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности учеников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников, результаты таких проектов имеют практическую ценность и могут быть применимы за пределами урока английского языка и школы

                                      Творческие проекты

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь интересам участников проекта. Результаты могут быть представлены в виде рисунков, открыток, газет, коллажей, презентаций.

                                        Ролевые игровые проекты

Для развития творческой активности в учебном процессе включаются задания, способствующие эмоциональному переживанию фактов иноязычной культуры. В данном случае имеется в виду игровой ролевой проект. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.

Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
  2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации.
  3. Проект приобщает учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых и лексических навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности.
  4. Выполнение проектов позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.

Литература:

  1. Беленкова, О. В. Исследовательская деятельность учащихся как механизм повышения качества образования. http://festival.1september.ru/articles/549265/
  2. Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе. М.: Чистые пруды, 2006.
  3. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1997.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php

  1. Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. М., 1990.
  2. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам/ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2008. – 180с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку (из опыта работы)

В статье отображены методы и приемы создания мотивации общения на иностранном языке в учебных условиях: различные виды работ с киносюжетами, входящими в УМК и видеофильмом, созданным и снятом са...

" Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку".

Несмотря на все увеличивающуюся динамику развития современного общества, школа остается основным институтом социализации, которая понимается и как процесс включения в социальные отношения и как резуль...

Использование учебно-речевых ситуаций при обучении иностранному языку

Краткий доклад по теме "Использование учебно-речевых ситуаций при обучении иностранному языку"....

Использование современных информационных технологий в обучении иностранным языкам

Данная статья посвящена актуальной теме- использованию современных информационных технологий в обучении иностранным языкам...

Самостоятельный поисковый и творческий труд учащихся при использовании метода проектов в процессе обучения иностранным языкам

Метод проектов широко используется в современной школе. Данная статья может оказать помощь учителям для использования проектной методики на уроках иностранных языков....

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку.

На современном этапе преподавания иностранного языка в связи с всеобщей компьютеризацией учителю необходимо мыслить по-новому. Компьютерные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь и широко испол...