ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПО ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ НФТМ-ТРИЗ
статья по английскому языку на тему

Смарыгина Наталья Геннадьевна

В статье кратко раскрывается основное понятие "проект", кроме того, дается краткое описание блочной системе урока по методикам НФТМ-ТРИЗ. Автор также приводит примеры проектов, реализованных на уроках и во внеурочной деятельности с учениками начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смарыгина Наталья Геннадьевна

Учитель английского языка

МБОУ «Лицей № 73»

города Барнаула

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПО ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ НФТМ-ТРИЗ

Актуальность заявленной темы не вызывает сомнений, ведь современная система образования предъявляет высокие требования ко всем участникам образовательного процесса. Начало школьного обучения становится стартом резких изменений во всех видах развития ребенка. В частности, в общении, на котором возникают новые взаимные формы сотрудничества со взрослыми и со сверстниками. Взаимоотношения школьника с другими людьми - один из важнейших факторов его личностного развития, объединение их усилий с целью достижения общего результата. Конечно, это стресс и нелегкая задача для любого ребенка, но особо на усложняется, если речь идет об изучении иностранного языка. Так, на уроках английского языка уже во втором классе ученики сталкиваются с тем, что, не изучив еще до конца все буквы-звуки, они уже должны знать изрядное количество слов и их активный вокабулярий увеличивается и усложняется от урока к уроку. Ко второму полугодию предполагается, что дети уже должны читать диалоги и составлять предложения. При том, что в русском языке они еще не используют понятия частей речи, а некоторые плохо читают и даже не знают все буквы языка родного и т. п.

 Безусловно, основная задача любого учителя заключается не только в том, чтобы заложить хорошую фундаментальную базу знаний, на которую ученик будет опираться далее – в среднем и высшем звене, но и (а может быть и самое главное) – не отбить у ученика «охоту» к изучению предмета, а наоборот, привить любовь и интерес к (в нашем случае) английскому языку. Новые государственные стандарты предусматривают все большую роль ученика в образовательном процессе, все больше творчества, и весь процесс обучения превращается в процесс формирования личности творческой и креативной. Как раз метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

 Метод проектов можно рассматривать как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым…практическим результатом, оформленным тем или иным образом»[1] Однако, встает вопрос - можно ли осуществлять и использовать на уроках проектную деятельность в младшей школе? И насколько это эффективно, ведь порой выполнение проекта превращается в «домашнее задание для родителей»?  Как не потерять ту нить познавательного процесса, чтобы достигнуть образовательную цель?

Итак, начнем с определения. Проект – это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов. Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению.

Существует масса классификаций  проектной деятельности в образовании, мне наиболее понятной и простой кажется классификация, предложенная Н.Н. Боровской. Она пишет: « В образовании различают определённые виды проектов: исследовательские, творческие, приключенческо – игровые, информационные и практико – ориентированные».[2] 

 Но почему же в школе мы все больше используем лишь исследовательский и информационный виды проектов? Оправдан ли этот выбор? Или это объясняется тем, что при выборе именно этих видов проектов учителю не требуется слишком много подготовки, ведь ребенок выполняет проект в основном дома сам или с родителями, а учитель лишь проверяет, вносит свои корректировки? И можно ли создавать проекты прямо на уроке?

 Мне кажется, отличные условия для проектной деятельности предоставляют уроки, составленные по инновационной педагогической системе НФТМ-ТРИЗ профессора М. М. Зиновкиной – системе непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых с активным использованием теории решения изобретательских задач. С ноября 2017 года я являюсь дипломированным креативным специалистом системы НФТМ-ТРИЗ, но применяю ее технологии уже с 2016 года и мне кажется, метод проектов как нельзя лучше вписывается в структуру урока по этой системе, поэтому хотелось бы остановиться на ней чуть подробнее… Креативная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ призвана обучить педагога технологиям, способствующим развитию творческих способностей учащихся. Цель данной системы – формирование творческой личности учащихся. Подцелями системы НФТМ является формирование в учебном процессе прежде всего дивергентного мышления и воспитания креативных качеств личности. Применение инновационных технологий непрерывного формирования творческого мышления в школе приводит к изменению структуры урока и ее наполненности. Соответственно, меняется и система оценок качества знаний. Творчество – это всегда внесение чего-то личного, своего, это выход за рамки общепринятой системы, это полет фантазии. Именно поэтому важной составляющей оценивания в системе НФТМ-ТРИЗ является не только уровень усвоения изученного материала, но и личностный рост каждого ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения.

Проверке и оценке, а также само- и взаимооценке подлежат:

а) развитие личностных качеств ученика;

б) его творческие достижения по английскому языку;

в) уровень усвоения и опережения образовательных стандартов.

Можно представить универсальную структуру урока НФТМ как систему блоков, например:

Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.

Блок 2 (содержательная часть) содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развития творческих способностей.

Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию.

Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.

Блок 5 (интеллектуальная разминка – ИР) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей.

Блок 6 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока[3].

 Разбивание урока на блоки делает его на 100% соответствующим всем требованиям ФГОС, а регулярная смена деятельности позволяет детям лучше усваивать материал, не уставая на уроке и вырабатывая позитивное отношение к предмету. При этом каждый блок в каждом отдельном уроке будет немного отличаться использованием разных приемов, игр, методик, и, конечно же, проектов. По моему опыту, использовать метод проектов на уроках лучше всего в блоках 4 и 5, а если это урок закрепления материала, то и во 2м блоке тоже. Безусловно, создание проектов на уроке почти всегда подразумевает групповую работу. Чаще всего мы используем творческие, приключенческо – игровые, и практико – ориентированные проекты на уроках, а домашним заданием могут стать и исследовательский и информационный проекты.

 Приведу некоторые примеры проектов, реализованные нами на уроках:

  • написание сценариев, сказок и мини-историй на английском языке
  • представления от каждой группы мини - спектакля с использованием перчаточных, пальчиковых кукол, иногда дети сами играют роли
  • написание стихов на английском языке
  • создание коллажей, тематических рисунков, комиксов и открыток
  • игры-путешествия
  • детективные расследования, когда детям нужно найти улики, решить задачи и сделать выводы
  • составление рассказов о себе, своей семье, своих друзьях и питомцах
  • подготовка и проведение импровизированного «показа мод»

 Более долгосрочными и требующими больших трудо- и временных затрат от ученика являются исследовательские и информационные проекты, такие как: «Зачем мы учим английский?», «Королева Англии», «Слова-названия одежды, заимствованные из английского языка», «Мультфильм «Мой шумный дом» как возможность узнать новые английские слова»  «Символы Великобритании» и т.п. и т.д. Более 15 работ моих учеников выставлены на портале для одаренных детей «Алые паруса», только в этом году 2 работы успешно прошли отбор краевого конкурса «Я - исследователь» и   еще 5 работ готовятся ребята представить на школьном фестивале проектов.

 Причем использование несложных проектов возможно и оправдано уже со второго полугодия второго класса, ведет не только к углублению знаний по предмету, но и повышению мотивации к обучению, дает необходимый навык работы в группах и реализацию себя в творческой деятельности. У каждого ребенка, без исключения, появляется возможность проявить себя, а значит, создает ситуацию успеха и повышает качество образования. Однако, не стоит забывать, что на любом уроке и в любом виде деятельности именно учитель должен мягко направлять, создавая спокойную благожелательную атмосферу. Именно педагог способствует сближению детей, созданию атмосферы для общей работы, сотрудничества и взаимопонимания. От того, какой учитель создаст климат на уроке, сумеет смоделировать ситуацию успеха для каждого, во многом зависит успешность и самореализация ученика в будущем, а НФТМ-ТРИЗ система и проектный метод как раз и отвечают этим требованиям. Но при этом высокие требования предъявляются и к педагогу. Именно учитель должен быть той «зажигалкой» «генератором идей», и к самому себе и своему развитию должен предъявлять требований еще больше, чем к ученикам. И за каждым перечисленным мною проектом, реализованном на уроках, лежит прежде всего большая подготовка учителя, не только подготовка материала, но и создание сценария урока, продумывание всех ситуаций и мелочей. А значит, каждый такой урок, в некотором смысле, является проектом самого учителя.  

Используйте все разнообразие видов проектной деятельности, подходите к созданию каждого урока творчески, играйте с детьми, раздвигайте вместе с ними горизонты и любите своих учеников, и они, несомненно, вернут вложенные в них душу и силы сторицей своими знаниями и достижениями.

Список литературы и источников:

  1. Боровская Н.Н., Шарыгина Н.В., Кирилова А.П. Учебные экологические проекты в современном образовании / Под ред. Н.Н. Боровской. – Архангельск, 2005.- 54 с
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. – М: Издательский Центр «Академия», 2001.
  3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2841–2845. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm

[1] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. – М: Издательский Центр «Академия», 2001. – с. 66

[2] Боровская Н.Н., Шарыгина Н.В., Кирилова А.П. Учебные экологические проекты в современном образовании / Под ред. Н.Н. Боровской. – Архангельск, 2005.- 54 с

[3] Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2841–2845. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы обучению чтения младших школьников на уроках английского языка

Методические рекомендации помогут учителям,работающим в начальной школе...

«Игра как условие развития познавательных способностей младшего школьника на уроке английского языка»

В реферате рассматривается "Роль игры в развитии познавательных способностей учащихся  обучении английскому языку" и даны методические рекомендации к проблемам...

Динамика ЗУН при формировании лексической компетенции младшего школьника на уроках английского языка через применение средств ИКТ

компьютерные программы- праобраз электронных учебнико-помогают  нам замотивировать ребёнка-дают ему возможность в своём темпе учиться понимать английскую речь-дают возможность многократного повто...

Мастер-класс "Проектная деятельность младших школьников на уроках информатики"

Мастер-класс для педагогов "Проектная деятельность младших школьников на уроках информатики". Проводила в рамках конкурса "Учитель года"...

Рефлексивный компонент деятельности младшего школьника на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной статье рассматривается рефлексивная деятельность младших школьников на уроке английского языка как этап современного  урока. Приведены приемы рефлексивной деятельности как учащихся, так ...

Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...

Представление педагогического опыта "Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"

Особенности формирования коммуникативной компетенции  младших школьников на уроках английского языка...