Формирование и развитие навыков письменной речи на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Смирнова Анна Эдуардовна

Сегодня процесс обучения направлен на практическое владение иностранным языком, поэтому возрастает роль такого речевого вида деятельности, как письмо или письменная речь. Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка при помощи современных средств коммуникации: internet, e-mail, sms и т.д. Следовательно, необходимо уделять особое внимание изучению письменной речи в школе.

В статье рассмотриваются различные виды заданий, методов и приемов, которые способствуют формированию и развитию навыков письменной речи у учащихся на разных этапах обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие навыков письменной речи на уроках английского языка

В наше время целью изучения английского языка является формирование коммуникативной компетенции. Сегодня процесс обучения направлен на практическое владение иностранным языком, поэтому возрастает роль такого речевого вида деятельности, как письмо или письменная речь. Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка при помощи современных средств коммуникации: internet, e-mail, sms и т.д.

Следовательно, необходимо уделять особое внимание изучению письменной речи в школе.

Рассмотрим различные виды заданий, методов и приемов, которые способствуют формированию и развитию навыков письменной речи у учащихся на разных этапах обучения.

Диктант.  Цель диктанта заключается в том, чтобы закрепить и проверить орфографические  навыки и умения учащихся. Существуют различные виды диктантов, но содержание диктанта, как правило, составляют отдельные слова, словосочетания, предложения или связный текст. Наряду с традиционными диктантами весьма продуктивными являются диктанты, которые состоят из связного текста и содержат задания по содержанию этого текста (придумать название для текста диктанта; ответить на вопросы по содержанию текста, найти в тексте неправильные глаголы или слова с определенными звуками, составить свои вопросы по данному тексту и т.д.)

Следует отметить, что и при проверке лексики в устной форме не следует ограничиваться только проверкой отдельных слов. Наиболее продуктивным является составление предложений, которые в совокупности связаны каким-то сюжетом. Это поддерживает интерес учащихся во время опроса, включает их в своеобразную игру. Учащиеся видят практическое применение выученных слов, а также такая работа позволяет активизировать изученную ранее лексику. Кроме того, учащиеся отрабатывают навыки правильного построения предложения по-английски, что также необходимо для обучения письму.

Весьма продуктивным заданием является составление предложений с заданными словами сначала в устной форме, а затем в письменной форме. Это задание также позволяет активизировать лексический багаж, способствует отработке грамматических конструкций и правил построения предложений английского языка, пробуждает воображение учащихся. Однако, на этом этапе предложения не связаны единой сюжетной линией.

Описание картинки.  В этом задании, как и в предыдущем, предложения не связаны каким-то определенным сюжетом. Учащиеся активизируют лексические и грамматические навыки, развивается внимательность и наблюдательность.

Составление рассказа по картинкам. Целесообразно сначала составить рассказ с учащимися устно и только затем переходить к письменному этапу. Учащиеся могут придумать заголовок к своему рассказу, написать мораль данной истории, предположить, что они сделали бы на месте главного героя (сослагательное наклонение/subjunctive mood). Такое задание, безусловно, позволяет активизировать лексические и грамматические навыки учащихся, развивается воображение. Поскольку в данном задании выстраивается сюжетная линия, то необходимо уделять внимание связующим/вводным словам (однако, к сожалению, тем не менее, поэтому, более того, с одной стороны и т.д.). Эти слова позволяют выстраивать логическое развитие сюжета, более четко и логично оформить мысль, показывают отношение автора к происходящему. К сожалению, УМК Верещагиной не содержит достаточного количества таких заданий. Поэтому я подбираю подобные картинки из разных источников. Очень хороши для такого задания рисунки Х. Бидструпа.

При изучении темы «Искусство» учащиеся также составляют описание картины устно, затем и письменно по определенному плану:

- описание жанра картины

- описание того, что изображено на картине (на переднем плане, на заднем плане)

- краски и цвета картины

- впечатление от картины

- мораль.

Конечно, при описании картины преследуются свои цели: использование лексики по теме «Искусство». Однако, использование грамматических навыков, умение излагать мысли последовательно и согласно плану, употребление вводных слов и прочие навыки и умения, полученные в предыдущих заданиях, необходимы и при выполнении этого задания. Большой популярностью у учащихся пользуется картина Д.Решетникова «Опять двойка».

Изложение. На мой взгляд, такой тип заданий не утратил своей актуальности. При работе с изложением отрабатывается целый комплекс навыков: лексические, грамматические, аудирование, употребление вводных слов, логическое построение текста и, в целом, умение самостоятельного письменного высказывания, но пока еще с заданной сюжетной линией. Следует отметить, что такое задание должно быть тщательно подготовлено. Текст читается ученикам дважды. Однако продуктивнее учителю не читать, а рассказывать текст. Опорные слова должны быть написаны на доске. После прочтения текста необходимо проверить степень усвоения материала посредством опорных вопросов. Очень важно, чтобы текст имел содержание.

Мини-сочинение. Постепенно учащиеся переходят к письменному изложению собственных мыслей. В качестве плана сочинения на доске могут быть написаны опорные вопросы. Учащиеся дают на вопросы развернутые ответы, что приводит к связному рассказу. Можно составить план сочинения вместе с учащимися. Важно, чтобы они поняли, что каждое слово в составленном плане должно преобразоваться в законченную мысль и должно быть выражено одним или несколькими предложениями. Подобные мини-сочинения удобно использовать как одну из форм контроля при изучении разговорных тем, а иногда и грамматических правил. Например, после изучения сослагательного наклонения перед Новым годом учащиеся с удовольствием пишут шуточное письмо Деду Морозу. В качестве плана им предлагаются следующие вопросы.

1. Introduce yourself (name, age, family, hobbies and interests).

2. Prove that you are a good boy/girl. What good things have you done this year? (features of character, your achievements)

3. What presents would you like to get from Father Frost?

4. What would you do if you got this present?

5. Make some promises for the next year.

Таким образом, мы видим, что процесс обучения письменной речи на английском языке начинается еще в начальной школе и сопровождает учащихся на протяжении всего периода обучения в школе. Владение навыком письменной речи позволяет учащимся успешно сдать экзамены итоговой аттестации и иметь сформированную коммуникативную компетенцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка. Значение изучения иностранного языка бесспорно. Но при обучении возникает множество проблем. К ним относятся проблема повышения эффективн...

Выступление на РМО иностранные языки По проблеме: «Работа по развитию навыков письменной речи на уроках английского языка».

Работу по развитию навыков письма на уроках английского языка я веду в соответствиями с требованиями к уровню подготовки выпускников...

Развитие навыков письменной речи на уроках английского языка с помощью дистанционного обучения

Использование электронной почты как один из методов обучения письменой речи на уроках английского языка....

Развитие навыков монологической речи на уроке английского языка по теме British food

Содержит комплекс упражнений для развития монологической речи на основе видео British food (“Window on Britain” Richard Mac Andrew, Oxford University Press)...

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка

Статья опубликована в сборнике "Модернизация образовательного процесса в современной школе", издательство НГГУ, 2012г...

Мастер-класс по теме "Использование приема убеждения для развития навыков устной речи на уроках английского языка"

Прием убеждения может быть применен в различных дисциплинах, где актуальным является вопрос развития навыков устной речи учащегося...

Развитие навыков диалогической речи на уроке английского языка

Развитие навыков диалогической речи на уроке английского языка      Главная цель обучения учащихся иностранному языку – научиться общаться, то есть научиться у...