Новые формы и методы работы на уроках английского языка как условие качества образования.
учебно-методический материал по английскому языку по теме

Каюмова Ирина Фуатовна

Использование новых технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые формы и методы работы на уроках английского языка как условие качества образования.

      Согласно концепции модернизации Российского образования, первейшая задача "образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В педагогическом плане – это ориентация образования не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, её познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, что и определяет современное качество образования...".

      Составляющими современного востребованного обществом качественного образования являются:

- владение информационными технологиями;

- умение заботиться о своем здоровье;

- умение вступать в коммуникацию;

- умение решать проблемы.

        Самым значимым фактором качества содержания образования является инновационная деятельность как реакция системы образования на изменяющиеся запросы общества.

      Современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения – это:

- урок с использованием техники (интерактивная доска, компьютер, диапроектор, документ-камера);

- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

- урок, содержащий разные виды деятельности;

- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;

- урок воспитывает думающего ученика – интеллектуала.

     Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

     Современный урок  – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности.

Для школы представляется наиболее популярными следующие технологии работы:

1. Обучение в сотрудничестве как общедидактический концептуальный подход.

     Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве.

2. Метод проектов

    Обучение в сотрудничестве способно помочь подготовить к более сложным видам деятельности с информацией – при использовании, например, метода проектов. Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Разработка должна завершиться практическим результатом.

3. Разноуровневое обучение

     Это обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся, то есть основные свойства личности обучаемого.

     В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации. Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем классе. При внешней дифференциации ученики объединяются в учебные группы по некоторым индивидуальным признакам.

      Таким образом, под разноуровневым обучением мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне («А», «В», «С»), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащихся принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

4.  Взаимный диктант.

      Готовятся разные тексты диктантов. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом и читает про себя свой текст. Все учащиеся разбиваются на пары. Один читает, второй пишет под диктовку текст. Затем пары меняются. После окончания диктанта ученики обмениваются тетрадями и без карточек проверяют написанное.

5. Заучивание наизусть.

      Сообщается задание, например: выучить стихотворение. Все учащиеся разбиваются на пары. Первый ученик читает вслух первую строку стихотворения. Второй слушает говорящего. Разбираются непонятные слова. Можно воспользоваться словарями и помощью учителя. Первый ученик читает вслух первую строку стихотворения второй раз. Второй слушает говорящего. Первый ученик убирает книгу, второй по памяти старается воспроизвести строку. Заучивание идет до того момента, пока оба ученика не выучат строки стихотворения.

6. Шефы.

     Данный урок проводится сразу с двумя классами. Накануне старшему классу дается задание. Например, принять зачет по теме, которую младший класс уже изучил. Опыт показывает, что старшеклассники повторяют материал так, чтобы выглядеть достойно в глазах младшего класса. На уроке работа идет в парах: знакомство, вопросы по теме к старшекласснику, его объяснения, ответ подопечного, оценка.

7. Информационные технологии

     Информационные технологии обучения – это совокупность знаний о способах и средствах организации обучения в условиях применения современной техники, а также сам процесс обучения в условиях ее применения. Техническими средствами являются компьютеры, аудио-видеотехника и телекоммуникационная техника.

8. Метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование” человека в состояние другого объекта, "вселения” учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри. осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания

     Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту - себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной, рисуночной форме.

Example:

   Teacher: Imagine yourself that you are ‘Tornado”. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather.

   Student: I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.

9. Метод "Mind-Map” (Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров.      

     Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.

      Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

10. Cluster-Method (гроздь) — служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой - либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а "гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке.

Технология составления:

Ключевое слово;

Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.

Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.

Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

11. Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Правило написания синквейна

1.     В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.     Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3.     Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4.     Четвертая строка — фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме

5.     Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

12. Метод "Знаем /хотим узнать / узнали”

     Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: "Знаем /хотим узнать /узнали”. Такая же таблица находится и на доске.

В колонку "Знаем” заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).

В колонку " Хотим узнать” заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме.

В колонку " Узнали” учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.

13. Интернет

     Революционный переворот, который осуществили новые информационные технологии (НИТ), уже принес свои результаты. Не осталось практически ни одной школы, не использующей компьютеры, глобальные или локальные компьютерные сети для различных нужд.

          Приоритетная ценность в век информатизации – информация.

 Компьютерные технологии представляют мощный инструмент мотивации, а при умелом использовании — эффективный инструмент развития личности ученика, уровня образованности учащегося, эрудиции, прикладных умений и навыков и т.д.

     Кроме того, как отмечено в Национальном докладе РФ “О политике в области образования и НИТ”, скорость усвоения грамматических конструкций и накопления словарного запаса при обучении иностранному языку при помощи компьютера повышается в 2-3 раза;

- технические преимущества обучения английскому языку при помощи компьютера: возможность осуществлять технический перевод; использовать программы проверки грамматики и орфографии; использование мультимедиа, интерактивного видео при обучении устной речи. Графические возможности компьютера выделяют этот метод обучения на фоне традиционных и позволяют реализовать принцип наглядности обучения. Образовательное значение компьютерных сетей, как локальных, соединяющих несколько машин в одном учебном заведении, так и глобальных, объединяющих миллионы пользователей по всему миру, практически неоценимо;

- повышение профессионального уровня преподавателей.

 14. Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка.

        Приведу конкретные примеры использования возможностей Интернета в учебных целях, которые можно применять как в традиционной организации обучения, так и при работе с новыми педагогическими технологиями. Что может обучаемый делать в Интернете и как эти возможности можно использовать в учебном процессе.

     Все виды деятельности обучаемых, являющихся пользователями Интернета, можно условно разделить на три группы:

- поиск информации — работа с браузерами, базами данных, справочными системами и т. п.;

- общение — электронная почта, чаты, списки рассылки, on-line форумы, видеоконференции, ICQ и т. д.;

- публикация в сети — создание веб-страниц, сайтов.

Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся.

Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:

• написание рефератов разных видов на основе материалов из сети: реферат-обзор, реферат-рецензия (реферат в электронном виде размещается на сайте курса, а защита проводится в виде чата или обсуждения в телеконференции);

• составление аннотированных ссылок Интернета по теме,

• рецензия на сайт по теме и ее презентация,

• работа с веб-квестами подготовленным преподавателем или найденным в сети,

• поиски «сокровища» - учитель находит (или прячет) где-то в сети интересный документ, который учащиеся должны отыскать с помощью поисковых систем, используя ключевые слова, формулируя другими словами заданную проблему;

• сбор мультимедийного материала к теме,

• иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета своими мультимедиа-материалами (графика, схемы, таблицы и т. д.);

Общение:

•виртуальные встречи— можно проводить с помощью чата или видеоконференции. Сообщение о встрече сопровождается досье следующего содержания:

•как участвовать во встрече;

•краткая биография приглашенного;

•публикация одного из его произведений (например, статьи);

•как будет происходить встреча.

- консультации - могут проводиться по электронной почте, иногда можно в виде чата. В этом случае учитель назначает регулярное время, когда он будет в сети, например, по средам с 18.00 до 19.00.

•переписка между отдельными учащимися (например, знаменитый проект «Тандем» по изучению иностранных языков, когда в пару объединяются два носителя разных языков, чьей целью является овладение языком собеседника),

•обсуждение заданной темы или вопроса (в асинхронной конференции, в которых обмен информацией происходит в отсроченном режиме (по электронной почте) телеконференции или форуме). При этом следует учить аргументированию собственной позиции,

- тематический чат. Он может иметь различные сценарии проведения, но должен отвечать следующим требованиям: до чата рассылается объявление о дате и времени его проведении. Учащиеся заходят в чат под своими реальными именами и фамилиями.

Публикация в сети:

•создание тематических веб-страниц индивидуально и в мини-группах (совместное творчество — одна из наиболее популярных используемых в сети моделей. Учащиеся пишут совместные тексты, создают учебные пособия и т. п., работая в мини-группах и предоставляя всем желающим возможность увидеть и оценить их творчество);

•создание веб-квестов для работы по теме и размещение их на школьном сайте. Например, огромной популярностью в мире пользуется конкурс Think Quest, где учащимся разных стран предлагается создать образовательные странички на любую интересующую их тему. Главное условие — читатели данных страниц должны получить полное представление о затронутой проблеме;

•публикация исследовательских и реферативных работ на школьном сайте;

•создание банка данных об инженерных, литературных и т. п. находках учащихся, банка игр и упражнений;

•конкурсы — элемент состязательности дает дополнительную мотивацию для выполнения задания (например, сетевая викторина). В сети публикуются вопросы, на которые нужно ответить за определенный срок (например, неделю). Оцениваются эрудированность и грамотность изложения, а также оформление ответов;

•создание в сети фотосериалов. Современные цифровые фотоаппараты помогут создать серию изображений на заданную тему. Это может быть заданием для учащихся— создать веб-страницу с описанием какого-либо процесса. Например, смена времен года в различных климатических поясах.      Учащиеся смогут увидеть, что происходит с природой в один и тот же день на различных географических широтах. Фотосериал занимает значительно меньше места, чем видеоролик, и очень часто показывает те же операции нагляднее. Фотосериалы позволяют показать развитие ситуации.

     Приведенные примеры не являются исчерпывающими — здесь все зависит от творчества преподавателя и его умения использовать современные возможности ИКТ-технологий учебном процессе.

     Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока, различных форм организации внеклассной работы.

Заключение.

     В заключении можно сказать, что использование новых технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным.

     Таким образом, использование новых технологий в преподавании английского языка является неотъемлемой  частью в методике преподавания в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно – ориентированным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы как активные формы и методы обучения на уроке английского языка

Статья раскрывает вопрос использования игровых приемов в процессе обучения английскому языку....

Проектный метод обучения при изучении английского языка в условиях модернизации образования

Обучение иностранным языкам  являются сегодня одним из важных приоритетов модернизации школьного образования. В настоящее время перед учителем ставится задача обеспечить условия развития целостно...

Научная статья: «Формы и методы работы при обучении английскому языку в среднем звене по реализации ФГОС»

Данная статья посвещена формам и методам работы при обучении английскому языку в среднем звене при реализации ФГОСа. Объясняются критерии ФГОСов и предлагаются вниманию читателя виды нестандартных уро...

Статья на тему "Формы и методы работы при обучении английскому языку в среднем звене при реализации ФГОС"

В процессе обучения учителя иностранного языка часто сталкиваются с проблемой отсутствия у школьников потребности пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях. Для того чтобы стимулировать ра...

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Коммуникация на иностранном языке нуждается в мотивации.  Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым. Преодоление существующего психологического барьера, внутренней зажатости - ...

Эффективные формы и методы работы при обучении английскому языку в классе с инклюзивной практикой

Эффективные  формы и методы  работы  при  обучении  английскому языку в классе с инклюзивной практикой.Семенова Татьяна Юрьевна,учитель английского языка  МОУ СОШ №3...