Обучение в сотрудничестве как основа развития коммуникативной компетенции
материал по теме

Винокурова Татьяна Вячеславовна

Обучение в сотрудничестве как основа развития коммуникативной компетенции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmk_iyun_2018.docx151.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

142300, Московская область, г. Чехов, ул. Лопасненская, стр. 1/1

  Телефоны: 8 (49672)  6-52-74, 8 (49672) 2-38-70

_____________________________________________________________

Выступление на ШМК учителей английского языка МБОУ СОШ № 3

Обучение в сотрудничестве как основа развития

коммуникативной компетенции

Сотрудничество это тип взаимоотношений людей между собой в процессе деятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий. Именно так определяет понятие «сотрудничество» энциклопедический словарь педагога.

С одной стороны, технология обучения в сотрудничестве звучит грандиозно, с другой стороны, практически все учителя активно используют ее элементы, так или иначе, прибегая к работе в малых группах. В этом и заключается основной принцип обучения  в сотрудничестве – работа в группе.  

Данная технология является своего рода палочкой выручалочкой, позволяющей задействовать всех обучающихся, как отстающих, так и успевающих. При должной организации и продуманности всех этапов урока  роль учителя непосредственно на уроке не так заметна, хотя применение данной технологии требует большой предварительной подготовки, особенно на начальном этапе.

Обучение в сотрудничестве можно определить как «совместный запрос, результатом которого является то, что учащиеся работают вместе, открывая новые знания, вместо потребления информации в готовом виде».

Непосредственно в определении заложены и основные принципы обучения: совместная коллективная деятельность и знания конструируются коллективно (совместно), т.е. новое приходится добывать путем совместной деятельности, а не получать, как на традиционном уроке.

Итак, необходимо отметить 5 принципов обучения в сотрудничестве:

  1. Группы формируются учителем до урока, таким образом, чтобы в одну группу были включены дети разного уровня подготовки. При этом рекомендуется в одну команду включать не менее 4 обучающихся и для создания благоприятного психологического климата внутри группы целесообразно объединить двух мотивированных детей с двумя слабыми учениками
  2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы соответственно уровню подготовки обучающегося.
  3. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы.
  4. Оцениваются не только и не столько знания, сколько усилия обучающихся.
  5. Учитель  выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание.

Данная технология интересна тем, что до ее использования на занятии, каждый их учащихся приходит на урок со своим багажом знаний и в результате имеющиеся знания видоизменяются и дополняются  и по завершению работы получаются общие знания всей группы.

Говоря про оценивание, следует отметить, что при технологии сотрудничества на выходе важен не прирост знаний, а в большей степени вклад каждого учащегося в формирование новых знаний.

Таким образом, обучение в малых группах хорошо тем, что оно касается, с одной стороны, добывания знаний, а, с другой стороны, формирования межличностных отношений. Все участники группы должны осознать, что успех их учебной деятельности  зависит от успеха каждого члена группы.

 Задания для учащихся учитель продумывает заранее с учетом подготовленности ученика.  И на выходе оценивается вклад учащегося в решение задания своего уровня сложности.  Начинать задавать вопрос следует с более слабого ученика.

Для того, чтобы  группа завершила работу с хорошей оценкой, задача учителя состоит в том, чтобы организовать ее деятельность таким образом, чтобы был хороший продукт и хорошие знания, а это напрямую  зависит от подготовленных заданий.

Существует порядка семи вариантов обучения в сотрудничестве.  

В данной статье я остановлюсь на одном из методов – «Пила». Суть данного метода сводится к следующему:

  • Учащиеся организуются в группы для работы над материалом, который разбит на фрагменты.
  •  Каждый член группы находит материал по своей части.
  • Учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но находящиеся в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу.
  • Эксперты возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов своей группы.
  • Отчитывается по теме каждый в отдельности и вся команда в целом.
  • Учитель может попросить любого члена команды ответить на любой вопрос по данной теме. Вопросы могут задавать и члены других групп. Опрос проводится фронтально.

 Использование данного варианта возможно, например, на третьем уроке после знакомства с материалом новой темы.

В качестве примера использование метода «Пила» можно привести работу со страноведческим материалом, когда необходимо в рамках одного урока получить информацию о символах определенной страны.

Как уже было отмечено ранее учитель заранее формирует группы и задания соответственно уровню подготовленности обучающихся.

Например, группы работают над одной общей темой «Символы Шотландии». Каждый участник группы получает подтему, которую он изучает сначала самостоятельно, затем объединяется со своим коллегой из другой группы, изучающим аналогичный вопрос. Формируются «экспертные» пары, участники которой становятся «экспертами» в определенной области.  Затем «эксперт» возвращается в свою группу и знакомит с изученной подтемой коллег, которые, в свою очередь, являются «экспертами» по другим темам.

Пример тем, предлагаемых к изучению «экспертными парами» по теме «Символы Шотландии»:

 

Материал для изучения № 1.

Национальный инструмент Шотландии.

На территории Шотландии основной пик популярности этого инструмента пришелся на XVII век.

Волынка представляет собой мешок, который обыкновенно делается из воловьей, телячьей или козьей шкуры.https://arhivurokov.ru/multiurok/6/c/c/6ccc78f0e98efdfa2743bc0b9c7703a0379523b7/img2.jpg

Материал для изучения № 2.

Национальный инструмент Шотландии.https://arhivurokov.ru/multiurok/6/c/c/6ccc78f0e98efdfa2743bc0b9c7703a0379523b7/img2.jpg

В 18 веке при помощи звуков волынки клан узнавал о: торжественных событиях: встречах, коронациях, советах, необходимых бытовых моментах клановой жизни.

Материал для изучения № 1.

Флаг http://uslide.ru/images/1/7808/960/img7.jpg

Флаг Шотландии – официальный исторический символ Шотландии.  Представляет собой синее прямоугольное полотнище с белым косым крестом.  Появление флага относится к 1542 году.

Материал для изучения № 2.

Флаг

Флаг Шотландии – официальный исторический символ Шотландии. Представляет собой синее прямоугольное полотнище с белым к косым (Андреевским) крестом.  Святой Андрей считается покровителем Шотландии.http://uslide.ru/images/1/7808/960/img7.jpg

Материал для изучения № 1.

Чертополох

Легенда повествует о том, что однажды на спящих шотландцев пытался напасть отряд викингов.  Один из нападавших наступил босой ногой на чертополох. Его крик разбудил спящих шотландцев и они смогли дать отпор.https://allyslide.com/thumbs/2081e473ee64b1a72f4fb425e9d926cc/img9.jpg

В 1702 году изображение чертополоха было введено в герб Великобритании.

Материал для изучения № 2.

Чертополох

Легенда повествует о том, что во время наступления викингов на шотландцев,  один из нападавших наступил босой ногой на чертополох. Его крик разбудил спящих шотландцев и они смогли дать отпор. https://allyslide.com/thumbs/2081e473ee64b1a72f4fb425e9d926cc/img9.jpg

Кроме того, шотландцы решили, что их характер очень схож с «природой» чертополоха. Что они такие же неприступные, гордые и неприхотливые. 

 

В результате обмена изученной информацией по указанным подтемам в группе формируется продукт знания по теме «Символы Шотландии».

В завершении работы учитель проводит фронтальный опрос. Также вопросы могут задать и члены другой группы.


Винокурова Татьяна Вячеславовна,

учитель английского языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:"Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе сотрудничества"

 Мы живем в то время, когда качественное владение иностранными языками необходим...

Проблемный подход в обучении русскому языку как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

Современный ученик, к сожалению,  не может не только грамотно оформить свои мысли, но и зачастую затрудняется и в самом процессе мышления. В процессе модернизации общего образования вполне ...

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

Аннотация.        Методическая разработка, представленная Рожковой М.А.,  учителем английского языка ГБОУ  ЦО №162 Кировского района Санкт –Пет...

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

Проблема использования элементов краеведения актуальна, так как  в современном мире для ведения диалога культур необходимо знание не только культуры, истории страны изучаемого языка, но и родного...

Проблемный подход в обучении русскому языку как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

За время работы учителем я поняла, что каждый ребенок – одаренная личность. И моя задача – помочь моим ученикам раскрыть свои интеллектуальные и творческие способности, создать для них такие условия, ...

Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно – диалоговой деятельности (опыт работы)

Включение коммуникативно-диалоговых технологий в систему наиболее значимых для формирования коммуникативных компетенций обучающихся определяется тем, что в процессе их использования  в образовате...

Методические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно-диалоговой деятельности

В методических рекомендациях рассмотрены основные приемы технологий коммуникативно-диалоговой деятельности, используемые для развития коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии.К техн...