Как можно работать с новыми словами в школе на старшем этапе обучения.
статья по английскому языку на тему

Шеботнева Татьяна Владимировна

Данная статья призвана ответить на вопрос : "Как можно работать с новыми словами в школе на старшем этапе обучения?" Ведь  учитель задается главным вопросом: как же сделать работу на уроке с новой лексикой  увлекательной и продуктивной ? Я предлагаю вам несколько вариантов работы на уроке с новыми лексическими единицами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rabota_s_leksikoy_na_starshem_etape.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Как можно работать с новыми словами

в школе на старшем этапе обучения.

Автор: Шеботнева Татьяна Владимировна.

Обучение лексике на старшем этапе   - это довольно сложная методическая задача в рамках преподавания иностранного языка, ведь это-  процесс расширения словарного запаса, который предполагает три стадии: введение нового слова, практика его употребления в однотипных ситуациях, а также возможность его применения в любых сферах.  Многие авторы, такие как Л.В. Банкевич, Н.И. Гез, Б.В. Беляев, М.А. Бурлаков, В.А. Бухбиндер, , С.В. Калинина, Ю.И. Коваленко, М.С. Латушкина, Е.Л. Товма, Н.С. Шебеко, Л.З. Якушина, изучающие  вопросы обучения лексике, отмечают специфические трудности  лексического материала.

Именно поэтому учитель задается главным вопросом: как же сделать работу на уроке с новой лексикой  увлекательной и продуктивной ?

Я постараюсь дать ответ на этот непростой вопрос.

Я  вношу разнообразие в свои школьные уроки английского языка.  Объем лексического материала в рамках обучения иностранному языку, необходимый для усвоения на старшей ступени обучения, значительно превышает объемы, которые соответствовали более ранним периодам. Необходимо  отметить, что значительно расширяется и тематический круг новой лексики. Если в более младшем школьном возрасте основной упор производился на лексику практического характера, то в старших классах иноязычный словарный запас должен содержать языковые единицы, отражающие многие абстрактные понятия.

Поэтому я применяю все доступные материалы и средства, которые заметно облегчают работу по обучению лексике английского языка.

Прежде всего, это- готовые материалы для учителей (кроссворды с ответами, игровые упражнения, синкве́йн), которые без труда можно найти на полках  книжных магазинов или же на различных сайтах для преподавателей.

Учащиеся с удовольствием принимают участие в сюжетно-ролевых играх. Можно разыграть любую тематическую  ситуацию (поход в библиотеку, изобразить пассажиров самолета и т.д.) В этих видах деятельности старшеклассники не только изучают новую лексику, но и применяют ее в разговорной речи.

Я полагаю, что  задания, в которых сначала учащиеся читают новые слова в транскрипции, затем соотносят транскрипцию со словами и еще раз читают их, после чего  сами подбирают соответствующий перевод с русского языка и далее, читая приведенные дефиниции, они пишут слова и т.п. являются скучными и устаревшими.

Чтобы запоминание лексики не превращалось в обычное неосмысленное заучивание, я предлагаю учащимся старшего звена выполнение следующих заданий:

1.      Слова следует учить, только обыгрывая их значение. Это может быть предложение, небольшой текст или  же  рисунок.  После введения новых ЛЕ обычно прошу учеников дома составить 6-9 предложений или небольшой рассказ с новыми словами, описать картинку. На следующем уроке проводим устную  проверку.

2.       Одно из любимых заданий -составление кроссвордов по усвоенной лексике (в этом помогает компьютерная автоматическая программа составления кроссвордов). Лучшие вместе разгадываем на уроке.

3. «Джот Тотс»(запишите мысли)-обучающая структура, в которой участники, заранее поделившись на группы по 4 человека,  громко проговаривают придуманное слово по пройденной теме, записывают его на  листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый ученик  должен заполнить 4 листочка, следовательно , в центре стола окажутся 16 листочков. Затем представитель каждой команды зачитывает слова на листочках, которые подготовили члены команды. Эта структура помогает систематизировать полученные знания по теме.

4.      Игра «Ассоциации»: группа делится на две команды, от каждой выходит один участник. Учитель пишет на листе бумаги слово, те участники, которые вышли к доске, не видят это слово. Оставшиеся члены команды объясняют это слово (описательно), но не называют его, формы этого слова или однокоренные слова.

5.       При изучении таких тем, как  «Дом», «Части тела», «Одежда». Заготовить на стикерах лексические единицы, которые проходили по теме (4-5 комплектов). Задание: на одного из группы (на предметы мебели, одежду) клеят стикеры (стикер со словом "nose" на нос и т.д.), затем рассказывают о внешности одноклассника, показывают, правильно ли наклеили стикер.

6.      Заучивание  слов, их отработка должна происходить  в  режиме реального диалога. Обучение лексике английского языка не должно ни в коем случае превращается в пустое запоминание слов, вне контекста и без разбора конкретной ситуации.

7. Игра «Я-учитель». Учащиеся пишут словарный диктант, затем  сдают работы. Задача учителя заключается в том, чтобы смешать листочки с выполненными работами, которые будут  проверяться учащимися. Ребятам нравится выполнять подобные задания, так как они имеют возможность оценивать работы одноклассников по определенным критериям, ставить отметки и аргументировать их.

Не стоит забывать о том, что наиболее оптимальным средством, способным интегрировать широкие социальные мотивы и собственно познавательные, является использование интернет-технологий.

Во-первых, обращение к ресурсам Интернета часто приводит к тому, что учащиеся старшего звена сталкиваются с аутентичным языковым материалом, что в обучении лексике является очень значимым фактором в повышении мотивации.

Во-вторых, использование Интернета, является на сегодняшний день, неотъемлемой частью жизни каждого старшеклассника, таким образом, изучение лексики в своей «естественной среде» делает данный процесс более продуктивным и помогает снять напряжение.

И, в-третьих, интернет-технологии позволяют совмещать сразу несколько принципов подачи языкового материала: визуальный, затрагивающий как графический образ слова, так и его семантическую соотнесенность с определенным предметом или явлением окружающей действительности, и акустический (восприятие слова на слух).

На уроках ученикам я предлагаю пользоваться электронными словарями для работы с новыми ЛЕ, т.к. они не только значительно превосходят по объему книжные, но и находят искомое слово или словосочетание за несколько секунд, в электронных словарях, как правило, содержится большее количество неологизмов. Самые распространенные из них– Мультилекс ,ABBY Lingvo, Мультитран, Cambridge Dictionaries Online.

Применение интернет-технологий на уроке введения нового лексического материала позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку.  При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, задача которого - поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск.

Сочетание привычных и нетрадиционных форм преподавания английского языка дают возможность  повысить интерес к изучаемому предмету и развивать творческий потенциал учащихся старших классов. Нужно помнить, что  от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса в целом.

Литература:

  1. Бьюзен Т. Думайте эффективно. – Мн.: Попурри, 2009. – 96 с
  2. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингвистика и методика - М.: Академия, 2004.
  3. Давыдова, Э.М. Игра как метод обучения иностранным языкам/ Давыдова Э.М.// Иностранный язык в школе. – 2010. - №6. – С. 34-38.
  4. Ломб Като. Как я изучаю языки. – М.: Аргамак, 1993. – 273 с
  5. Марчан, Н.Б. О некоторых приемах повышения эффективности изучения лексики/ Марчан Н.Б.// Иностранный язык в школе. – 2004. - №5
  6. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие. – Мн: Выш. шк., 1992. – 445 с
  7. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник/Н.И. Гез, Г.В. Лиховицкий, А.А. Миролюбов и др. – М.: Высш.шк., 1982. – 373с
  8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с
  9. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка: (Из опыта работы). Пособие для учителя./М.Ф. Стронин. 2-е изд. –М.:Просвещение, 1984. – 112 с
  10. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с
  11. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.237-23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение аудированию на среднем и старшем этапе обучения.

Восприятие иноязычной речи на слух – один из самых сложных видов речевой деятельности.  Коммуникативные умения в аудировании с различными целями являются комплексными специфическими умениям...

Формирование навыков чтения и понимания на среднем и старшем этапах обучения поисковому чтению в средней общеобразовательной школе

Роль чтения в формировании личности школьника и механизма зрелого чтения возрастает от этапа к этапу обучения. Поэтому, одной из первостепенных задач практическому обучению курса чтения является форми...

С помощью этих загадок можно выучить много новых слов!

С помощью этих загадок можно выучить много новых слов...

Комплекс упражнений по обучению элементам эмотивной эмфазы на уроках английского языка в средней школе на старшем этапе обучения.

В данной статье приводятся эффективные упражнения для активации эмоциональности в диалогах на уроках английского языка в 11 классах среднеобразовательных школ....

Работа над лексикой на старшем этапе обучения

У многих учеников очень маленький словарный запас по английскому языку. Для запоминаня  лексики существует целый ряд специальных лексических упражнений: закончи предложение, вставь пропущенное сл...