Эффективность внеклассной работы в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования
статья на тему

Данная работа посвещана рассмотрению проблемы эффективности внеклассной работы в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная автономная общеобразовательная организация «Средняя общеобразовательная школа №3 города Рузы»

Тема выступления:

«Эффективность внеклассной работы в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования»

Подготовила: учитель английского языка Борисенко Александра Павловна

г. Руза, 2018 г.

Иностранному языку принадлежит важное место в системе образования и воспитания современного школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Предмет «Иностранный язык» формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию его чувств и эмоций. Наряду с этим владение иностранными языками в наши дни стало одним из важнейших средств социализации, успешности в профессиональной деятельности. Расширение международных связей сделало иностранный язык реально востребуемым. Государство и общество стали испытывать потребность в людях, практически владеющих иностранным языком. Школьники и их родители начали связывать с практическим владением языком планы на будущее: возможности для лучшего трудоустройства, дальнейшей учебы, отдыха, туризма. Без владения иностранным языком как средством межкультурного общения активная жизнь и успешная карьера личности в современных условиях становится невозможной.

На современном этапе цели обучения предмету «Иностранный язык» сформулированы исходя из требований к ожидаемым результатам, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом начального и среднего общего образования. Цель имеет интегративный характер и заключается в формировании на начальном этапе обучения, а на средней и старшей ступенях обучения - в дальнейшем развитии коммуникативной компетенции на английском языке в основных видах речевой деятельности – аудировании, говорении, чтении и письме.

В преподавании всех школьных предметов определенное место отводится связи урочной и внеурочной работы. Классная и внеклассная работа по иностранному языку осуществляется средствами иностранного языка в соответствии с едиными целями и задачами обучения в школе. Внеурочная работа, так же как и урочная способствует развитию познавательного интереса учащихся, способствует более глубокому владению языком, совершенствованию умений и навыков, расширению кругозора.

Общение вне урока предполагает более близкое общение с учениками, являясь тем самым важным воспитательным моментом. Ребята с удовольствием принимают участие во внеклассной работе, проявляя свою активность, любознательность, непосредственность. А учителю внеурочное общение позволяет лучше понять и раскрыть личность каждого ребёнка, его таланты.

Благоприятный психологический климат внеурочных занятий создаёт условия для развития ситуации успеха, позволяет ощутить радость познания, что способствует успешному личностному росту школьников, развитию таких качеств как целеустремленность, самостоятельность, критическое мышление, креативность, толерантность, а также навыков коллективного взаимодействия.

Данные составляющие эмоционального благополучия в большинстве случаев играют определяющую роль в формировании отношения ребёнка к изучаемому предмету, желании совершенствовать свои навыки и достигать высоких результатов сначала на занятиях кружка, во внеурочной деятельности, затем на уроках английского языка и в процессе дальнейшего самосовершенствования.

Своими разнообразными формами внеклассная работа способствует повышению познавательной активности учащихся, являясь, таким образом, по определению С.Н. Савиной «мощным рычагом мотивации учения».

Игровые формы проведения занятий способствуют формированию психологической установки, побуждающей обучающихся начальных классов к общению на изучаемом языке, а также созданию условий для многократного повторения ими языкового материала. На основе игровых технологий происходит формирование произносительных, лексических и грамматических навыков, а также развитие коммуникативных навыков и умений в процессе естественной ситуации общения.

В связи с тем, что именно в начальной школе происходит формирование элементарной коммуникативной компетенции на доступном для младшего школьника уровне, в 3 классах были организованы дополнительные занятия по английскому языку.

Данный курс обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в начальной школе. В результате реализации программы «Веселый английский», обучающиеся получают возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации к изучению английского языка.

В работе со слабоуспевающими обучающимися основное внимание уделяется не только устранению пробелов в усвоении учебного материала, но также использованию приёмов для стимулирования познавательной активности.

Главной целью данных приёмов является формирование интереса к изучению английского языка, демонстрация преимуществ овладения иностранным языком в современном мире, а также дозированная, поэтапная отработка наиболее сложного лексико-грамматического материала, организованная таким образом, чтобы каждый обучающийся смог оценить своё продвижение в овладении иностранным языком, получить позитивные эмоции от собственных успехов.

Развитие языковой грамотности младших школьников также в наибольшей степени происходит в процессе внеурочной деятельности. Поскольку дети, которые успешно усваивают программу, отличаются стремлением к постоянному совершенствованию, в арсенале педагога должны быть разнообразные приёмы, способные удовлетворить их интеллектуальные запросы. К подобным средствам можно отнести технологию интегрированных занятий в самых различных их проявлениях.

Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.

Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса. Такой урок гармонично сочетает в себе методы различных наук, имеет практическую направленность.

Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.

Типы интегрированных уроков: урок-лекция; урок-путешествие; урок-экспедиция; урок-исследование; урок-инсценировка; учебная конференция; урок-экскурсия; мультимедиа-урок; урок-практикум; урок-диалог; урок - деловая или ролевая игра; ролевые и деловые игры; 
практикумы; уроки защиты проектов.

Примером может послужить проведенное мной занятие по теме: «Дом, в котором я живу». Данное внеклассное мероприятие, основано на 2 направлениях: английский язык и изобразительное искусство.  

Тема: «Дом, в котором я живу»

Тип урока: обобщающий с элементами введения нового материала.

Цель: повторение и закрепление пройденного материала по теме «Enjoy your house».

Задачи:

предметные:

  • повторение и закрепление пройденного материала по теме «Enjoy your house»;
  • повторение и закрепление пройденного материала по теме «Виды изобразительного искусства»;
  • приобретение новых знаний по теме «Интерьер» и их закрепление.

метапредметные:

  • развитие навыков монологической речи с употреблением лексики и новых грамматических конструкций (there is, there are) по теме «Enjoy your house»;
  • развитие творческих способностей и фантазий;
  • развитие логического мышления.

личностные:

  • воспитание чувства коллективизма;
  • воспитание эстетического чувства.

Оформление: картинки домов из разных строительных материалов.

Оборудование:  краски, карандаши, альбом, учебник

В ходе данного занятия обучающимся было предложено групповое задание: нарисовать дом своей мечты, при этом описать элементарную планировку с использованием грамматической конструкции there is/are и назвать материалы, из которых построен дом и его интерьер.

Дети принимали активное участие в ходе занятия, данная форма проведения была им интересна, поставленная цель была достигнута.

В различных формах внеклассной работы используется результаты деятельности на уроке, например, языковой, текстовой материал, способы действия с этим материалом, и в тоже время формы внеклассной работы расширяют деятельность учащихся вне урока, не накладывая на эту деятельность таких ограничений, как расписание уроков, контроль и оценка знаний учителями.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что создание единой системы учебной и внеурочной деятельности по английскому языку способствует достижению результатов освоения программы на трёх уровнях – личностном, метапредметном и предметном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности , В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (дополнено 2018 год)

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности и  В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ4 класс «Б» МАОУ г. Иркутска Гимназ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДДТ в условиях интеграции дошкольного, общего и дополнительного образования детей

В условиях модернизации образования  возросли информационные потребности специалистов, что привело к необходимости принципиально новой организации работы методической службы....

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность....

Доклад к педагогическому совету на тему: «Эффективность воспитательной работы в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования».

Мы говорим стандарт и подразумеваем, прежде всего, качество. Стандарт, это значит – хуже нельзя. Пример – как можно. Вообще появление стандартов – это всегда признак достижения высок...

Мониторинг «Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования в общеобразовательном учреждении»

Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества программы по ее модернизации и развитию и уровня управления этой программой.  Управление реализацией програ...