Формирование этнокультурной толерантности на уроках английского языка в образовательной практике РБНЛИ №1
статья

Чирипова Сыжидма Сангаевна

Существование в современном многонациональном обществе невозможно без принятия и понятия чужих традиций и обычаев, культуры и образа жизни.

Проблема толерантности является одной из наиболее актуальных и привлекает внимание не только на государственном уровне самовыражения, но и на международном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie-etnokulturnoi-tolerantnosti-na-urokak.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья в республиканской интернет-конференции на портале РБНЛИ №1

Формирование этнокультурной толерантности у учащихся на уроках английского языка в образовательной практике РБНЛИ№1

Ноябрь, 2016 г

Существование в современном многонациональном обществе невозможно без принятия и понятия чужих традиций и обычаев, культуры и образа жизни.

Проблема толерантности является одной из наиболее актуальных и привлекает внимание не только на государственном уровне самовыражения, но и на международном. Доказательством мирового признания значимости и необходимости изучения этой проблемы стала” Декларация принципов терпимости” утвержденная резолюцией 5.01 Генеральной конференции Юнеско от 16 ноября 1995г. Из Декларации следует, что толерантность «…означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности…это не уступка, снисхождение или потворство, …это…отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека….Проявление терпимости,…означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими». Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранить свою индивидуальность …. взгляды одного человека не могут быть навязаны другим’’.

Исследованию феномена толерантности посвящены труды таких великих ученых как Л.Г.Асмолов, В.В.Глебкин, Ю.А.Ищенко ,А.В.Никольский, которые являются основоположниками педагогики толерантности. Идеи толерантности реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике успеха язык; диалоговой педагогике, педагогике ненасилия.

Иностранный язык является предметом, где система образов напрямую воздействует на ценностные ориентиры личности, дает множество возможностей для обращения к проблеме толерантности. Именно иностранный язык является одним из основных инструментов воспитания у учащихся общепланетарного мышления.

Республика Бурятия является многонациональным, поликультурным субъектом РФ, где многие века живут в мире и согласии русские, буряты, татары, украинцы и многие другие национальности. Поэтому толерантность следует считать непременным условием процветания нашей республики.

РБНЛИ№1 реализует программу по этнической социализации школы в условиях поликультурной среды. В связи с этим, одной из важнейших задач образовательной системы школы является формирование у учащихся знаний о культуре народов мира.

Этнокультурное образование-это образование, цели и задачи которого ориентированы на приобщение учащихся к культуре и традициям родного народа и неродной этнической культуры, представление об их месте в культуре всего мира, овладение этнокультурными ценностями.

Формирование ценностей у учащихся на основе этнокультурных представлений, способствующих самоидентификации и уважению к культурам других народов, является приоритетной целью этнокультурного образования. Как было указано выше, уроки иностранного языка вносят существенный вклад в развитие этнокультуры учащихся, их толерантности.

В программе по английскому языку достаточное количество часов отводится изучению отечественной культуры и культуры стран изучаемого языка. В учебниках 5-6 классов по линии УМК «Английский язык» (авторы Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К.Макбет) дается большой объем страноведческого материала.

А так как современный урок английского языка ориентирован на формирование диалогического мышления, в рамках изучения каждой темы проводятся сравнение, сопоставление традиций и обычаев разных народов. Мы считаем, что на уроках иностранного языка использование технологии диалога культур является одним из важнейших средств воспитания толерантности. Принцип обучения в контексте диалога культур создаёт условия изучения культуры стран изучаемого языка с опорой на мировую культуру и переосмысление отечественной культуры в зеркале мировой культуры, результатом которого является взаимопонимание. Так, в 5-8 классах при изучении темы «Праздники» учащиеся узнают о традициях празднования не только Рождества в англоязычных странах, но и об особенностях Китайского Нового года, национального праздника Сагаалган. При проведении уроков–праздников особое внимание уделяется сопоставлению культурных традиций народов различных стран, подчёркивается, что народы создали свои праздники прежде всего для того, чтобы отдать дань уважения своими близким, своей стране, своим религиозным и культурным традициям, что сложившиеся веками обряды и ритуалы подчеркивают ценность человека и уважительное отношение к нему. И, например, в 5 классе после изучения темы «Школа» предлагается ознакомиться с разными типами школ и набором учебных предметов в школах в разных странах, Швеции, Индии, Африки. Ребята открыли для себя много интересного и полезного, узнали, что школы могут располагаться даже на воде, как в случае образования в Камбодже (boat schools).  Согласно рабочей программы по английскому языку в 5-6 классах в РБНЛИ№1 изучение английского языка направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции и развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка. Большое внимание уделяется учителями на уроках английского формированию общекультурной и этнической идентичности, воспитанию качеств гражданина, патриота, развитию национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ ,толерантного отношения к проявлению иной культуры через проектную деятельность ,выполнение заданий этнокультурного характера.

Так , в 6 классе в РБНЛИ№1 по УМК Комаровой при изучении темы ”Языки ,страны, и континенты ”учителя руководствовались целью формирования навыков межкультурной коммуникации на примере изучения Великобритании через серию упражнений , направленных на сравнение, сопоставление географических данных, разных языков на территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.(The U.K.) Задания этнокультурной направленности (Упр.3 стр.14 учебник 6 класса) заинтересовали ребят, способствовали их  национальной самоидентичности. Они живо реагировали на вопросы связанные с указанием количества разных языков в стране, языковые акценты на севере, юге, востоке и западе и как они отличаются, поскольку Россия многонациональная страна.

При изучении темы”Free time”(Досуг) учащиеся 6 класса познакомились с музыкальной жизнью ирландцев, материалами по географическому положению страны ,существенно отличающейся по ряду признаков с родной страной и республикой где они проживают .Учащиеся с большим интересом изучили информацию о необычных музыкальных инструментах и фестивалях Ирландии( bodhran, fiddle,whistle).Ребята с гордостью рассказывали о традиционной бурятской и русской музыке и музыкальных инструментах, танцах Бурятии и России (ехор, хоровод, частушки.) Проекты выполненные учащимися помогли существенно расширить их кругозор, своего рода открытием было для ребят узнать ,что национальный инструмент морин-хуур является уникальным музыкальным инструментом в мире .На уроках английского языка в любом классе проводятся беседы по этнокультуре русского,  и англоязычных народов, формируется приобщение к лучшим традициям народной культуры.

Учителя английского языка нашего лицея используют на своих уроках пословицы, поговорки и скороговорки ,которые ярко характеризуют национальные особенности народа, помогая учащимся лучше узнать культуру страны изучаемого языка. Целью таких уроков становиться не только расширение лингвистического кругозора, но и воспитание толерантного отношения к культуре народов изучаемого языка.

Кроме того , этнокультурное образование осуществляется не только путем преподавания английского языка  в форме учебного предмета, но и через внеклассную работу. Ежегодно МО учителей английского языка  принимает активное участие в городских и республиканских мероприятиях по иностранному языку ,предоставляя учащимся возможность приобщиться к иноязычной культуре. Большие возможности по изучению этнокультурных традиций представляет ежегодная предметная неделя на английском языке, целью которой является как повышение познавательного интереса к предмету, так и формирование этнокультурной толерантности. Традиционно недели начинаются с церемонии открытия, на которых выступают представители разных стран (дети выбирают страны) с небольшой презентацией, исполняются национальные танцы и песни. В  течении недели проводятся различные национальные конкурсы, соревнования и игры, решаются кроссворды на знания традиций и обычаев, выступают приглашённые почётные гости- представители стран.

Применение интересных материалов по этнокультуре в учебной и внеклассной работе способствует активизации познавательной деятельности учащихся и повышению качества образования.

Улучшается также и результативность в обучении и воспитании детей , что  немаловажно, ведь от того, какие духовные ,нравственные и интеллектуальные качества будут заложены в наше подрастающее поколение, зависит напрямую будущее нашей страны. Человек  интересующийся и любящий свою культуру, будет с уважением относиться к культуре других народов.

Таким образом, изучение этнокультурных традиций в образовательном процессе РБНЛИ№1 способствует воспитанию толерантного человека и является целевым в образовательном процессе  школы.

 

Список литературы

  1. Алешкина Е.Б. Теория и методика обучения иностранным языкам и культурам , воспитание толерантности на уроках английского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://netnado.ru/vospitanie-tolerantnosti-na-urokah-anglijskogoyazika-e-b-alesh/page-1.html (дата обращения:15ю06ю2016).
  2. Алмазова Н.И. Кросс-культурная составляющая иноязычной коммуникации: когнитивной и дидактический аспекты.- СПб.: Наука, 2003.
  3. Белянко Е.А. Национально-региональный компонент на уроках английского языка (9 кл) // Иностр. языки в школе. -2012 . - №1. – С.45-49.
  4. Гальскова Н.Д., Тарева Е.Г. Ценности современного мира глобализации и межкультурное образование как ценность // Иностр. языки в школе. -2012 . - №1. – С.3-10.
  5. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61. Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.// учительская газета. – 2000. - № 37.
  6. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999. – 208с.
  7. Лисаковский И.Н. Диалог культур: механизмы, смыслы, результаты// Теория и практика культуры: Альманах, Вып. 1. – М.:Изд-во РАГС, 2004.-С.18-34.
  8. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций.- Воронеж: Истоки, 1996
  9. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности // Классный руководитель. – 2002. -№2. – С.18-20.
  10. Степанов П.В. Феномен толерантности // Классный руководитель. – 2004. -№3. –С.5-14
  11. Сушкова Н.А. методика формирования межкультурной компетенции в условиях погружения в культуру страны изучаемого языка (английский язык, языковой вуз): Дис….канд. пед. наук.- Томбов: ТГУ имени Г.Р. Державина, 2009.
  12. Малыгина Н.В.  Этнокультурная идентичность: структура и и исторические формы// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.2005. - №22.- С.13-20
  13.  Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностр. языки в школе. – 2000. - №1. – С. 4-11.
  14.  Полат Е.С., Буханкина М.Ю., Моисеева М.В. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...

Практика формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в средней школе

Практика формирования функциональной грамотностина уроках английского языкав средней школе Аннотация:Статья посвящена  новой реальности образования - формированию навыков XXI века. Как готов...

Практика формирования функциональной грамотности на уроках английского языка

Работа по теме: "Практика формирования функциональной грамотности на уроках английского языка"....

Презентационная аннотация Практика формирования функциональной грамотности на уроках английского языка

Данная аннотация описывает практику формирования функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка....

Представление опыта по теме: «Эффективные практики для формирования читательской грамотности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности».

Описание опыта, в использовании приемов, которые, на мой взгляд, эффективных для формирования читательской грамотности на уроках английского языка....