Целепологание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС.
статья по английскому языку (5 класс) на тему

Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Высокий профессионализм учителя, эффективное управление учебным процессом невозможно без овладения механизмами целепологания. Это те инструменты, благодаря которым можно добиться прекрасных педагогических результатов. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей. Учитель может заранее предположить, каких результатов можно ожидать от каждого из учеников персонально. Соответственно этому он может выстроить и траекторию обучения каждого из обучаемых, персонифицировав цели обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tselepolaganie_kak_etap_sovremennogo_uroka.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Наргиза Меметова .

                                                                           МБОУ СОШ №33. Симферополь

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.                     

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его      надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»  
                    А. Дистервег

Новое время  выдвинуло новые требования к тому, каким должен быть современный выпускник школы. Важнейшей задачей системы образования сегодня является формирование универсальных учебных действий, которые согласно ФГОС становятся основой образовательного и воспитательного процесса. Сегодня урок должен стать для школьника не только занятием по решению задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Высокий профессионализм учителя, эффективное управление учебным процессом невозможно без овладения механизмами целепологания. Это те инструменты, благодаря которым можно добиться прекрасных педагогических результатов. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей. Учитель может заранее предположить, каких результатов можно ожидать от каждого из учеников персонально. Соответственно этому он может выстроить и траекторию обучения каждого из обучаемых, персонифицировав цели обучения.

Только уверенный в себе, в достижении поставленных целей учитель вызывает уважение учеников, вселяет им уверенность в их учебной работе. Доверия и любовь к учителю помогают учащимся более осознанно относиться к решению поставленных учебных задач, постановке собственных учебных целей. Сотрудничество, сотворчество, взаимодействие олицетворяет дух современного урока.

Именно на  этапе целепологания возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Организация данного этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Особенность учебной деятельности состоит в том, что «ее результатом является изменение самого учащегося». Новые федеральные образовательные стандарты предлагают ввести в учебную деятельность такой метапредметный вид как целеполагание.  Целеполагание   направлено на изменение сознания школьника, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включения личности ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов, в конечном итоге – превращения учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.

Какие задачи может поставить перед собой учитель для достижения реальных целей урока?

- создать ситуацию вызова: мобилизация учащимися  ранее усвоенных знаний- поддержка интереса к новой информации- мотивация активности;

- создать наиболее комфортные условия для осмысления новой информации: получение новой информации – осмысление - соотнесение с ранее полученной;

-создать условия рефлексии учащихся: целостное осмысление- обобщение- формирование собственного мнения.

Эти задачи урока можно назвать задачами управления уроком. В данном случае учитель выступает в качестве организатора познавательной деятельности учащихся.

  Чтобы правильно осуществить целеполагание, готовясь к уроку, учитель должен учитывать следующее:

- цель урока формируется из трех основных аспектов: обучающего (познавательного, когнитивного), развивающего и воспитательного, которые в образовательном процессе реализуются комплексно;

- при моделировании цели урока в ней должны быть отражены общие цели обучения учебному предмету, обозначенные в учебной программе по предмету, а также цели изучения раздела и темы;

- в формулировании цели урока должна содержаться информация о главных идеях, фактах, понятиях, которые необходимо учащимся усвоить на уроке;

- об интеллектуальных и практических умениях и способах деятельности, которые будут формироваться у учащихся в ходе работы;

- о морально-этических и духовных качествах, на развитие которых направлено содержание учебного материала.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Умение согласования целей обучающегося и педагога является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя.

Эффективность организации целеполагания зависит от ряда условий:

1.Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности.

2.Использование педагогом многообразных приемов, обеспечивающих процесс целеполагания у обучающихся в различных видах деятельности.

3.Осознание учащимися того, что без четко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой-либо деятельности.

4.Постановка цели в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.

5.Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.

6.Осуществление учащимися контроля своих достижений.

      Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать  приемы целепологания. 

Тема-вопрос>>> план

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, предлагаю  слова: I, He, My, You, We. Слово «My» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Группировка

Предлагаю детям разделить на группы ряд слов.Например: Dogs, men, women children, boxes, feet, balls. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему  слова  множественного числа имеют разные признаки?" будет задачей урока.

Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Прослушайте и запомните ряд слов: Played, liked, helped, went, lived.

Что общего во всех словах?  Что  лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

 Лови ошибку!  Думаю, что каждый учитель использует этот прием, который  позволяет проверить лексико-грамматические знания. Упражнения или тест имеет ошибки, находя которые учащиеся закрепляют лексические и грамматические правила.

 Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:

– учет уровня знаний и опыта детей;
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности;
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
 

Таким образом, организация деятельности обучающихся по постановке целей в ходе учебного занятия способствует эффективному обучению, повышению мотивации к обучению и познанию, активному развитию субъектности ребёнка.

                                    Источники и литература

1. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. – Волгоград, 2009. 

2. Асмолова А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения), — М.: Просвещение, 2010
3.
  Приемы целеполагания на уроках по ФГОС. https://multiurok.ru/nadegdazakurdaeva/files/mietodichieskaia-razrabotka-priiemy-tsieliepolaghaniia-na-urokakh-po-fgos.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО.

Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО по теме «Merry Christmas»номинация «Современный урок английского языка»Информационная карта урокаТема урока: «Merry Christmas»  Пед. технолог...

Современный урок в условиях реализации ФГОС.

Выступление на РМО. В выступлении даёться характеристика современного урока, основые отличия урока английского языка в условиях введения ФГОС....

Технологическая карта урока по направлению «Современный урок в условиях реализации ФГОС»

Технологическая карта урока предназначена для учителей русского языка....

Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС

Целеполагание в образовании -это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах....

«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и   формирование совокупности...

Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС

Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС...

Мастер-класс «Рефлексия как важный этап современного урока в условиях ФГОС»

Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.  Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащ...