Использование информационных технологий на уроках английского языка и внеурочной деятельности как средство повышения учебной мотивации и качества обучения.
статья по английскому языку на тему

Гайнутдинова Ляля Назифовна

В статье сделан обзор  условий для формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.  Эта цель обуславливает содержание требова­ний к уровню подготовки выпускников средней школы. Реализовать ее можно только при условии модернизации совре­менного школьного об­разования путем его информатизации, а также совершенствования подготовки учителя для выработки у него навыков практического применения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kompyuternye_tehnologii_na_angliyskom.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Гайнутдинова Л.Н.

Использование информационных  технологий на уроках английского языка и внеурочной деятельности  как средство повышения учебной мотивации и качества  обучения.

Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, т. е. в сочетании языкового/иноязычного образования с элементарными основами литературного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы), а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно научной, технологической). Таким образом, в нем могут быть реализованы самые разнообразные межпредметные связи (с родным языком, литературой, историей, географией и т. д.). Основная цель изучения иностранных языков в школе — формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.                                                                                                                        Эта цель обуславливает содержание требований к уровню подготовки выпускников средней школы. Реализовать ее можно только при условии модернизации современного школьного образования путем его информатизации, а также совершенствования подготовки учителя для выработки у него навыков практического применения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). На сегодняшний день в государстве существует целостная национальная политика в области внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельность образовательных учреждений. В английском языке заложены огромные возможности для применения ИКТ в процессе обучения. Мне хотелось бы отметить несколько основных направлений в использовании компьютерных технологий и мультимедиа в преподавании предмета.      Демонстрация материалов. В настоящее время имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения английскому языку, которые помимо гипертекста имеют высококачественную графику, слайды, видеоролики и звуковое сопровождение. Такие средства принято называть учебными электронными мультимедиа-изданиями. В их структуре есть: собственно иллюстративный текст по темам и разделам курса; мультимедиа-компоненты (звук, видео, анимации и др.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса; интерактивный практикум; контрольные вопросы и тесты; словарь. Первым импульсом активного использования  компьютера на уроках английского языка для меня выступил мультимедийный учебник, позволяющий рассматривать грамматические явления, практиковать более широкое употребление лексических единиц. Возможность в пределах учебника создавать свои авторские темы, используя готовый материал, позволяет учителю использовать свой творческий потенциал при подготовке к уроку. Мультимедиа-курс в наглядной легкодоступной форме дает представление о той или иной теме в целом, расставляя акценты на основных элементах ее содержания. В каждой теме курса можно ознакомиться в наглядной и образной форме с основными элементами ее содержания с помощью иллюстраций, анимации, видеофрагментов и гипертекста.  На теоретическом этапе урока изучение нового материала автор сопровождает показом схем, слайдов, что позволяет направить внимание учащихся на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить материал, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. Очень удобны заложенные в электронных учебниках таблицы, схемы, которые идут всего 2-3 минуты, но отражают суть грамматического правила и понятия. Использование диктора тоже даёт возможность разнообразить урок и включить в деятельность слуховую память учащихся. Компьютерная лекция  по сравнению с традиционной имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов. Для того чтобы учащиеся лучше запоминали материал, автор старается продублировать основные моменты лекции средствами мультимедиа, используя в них наглядный материал. Одним из важных моментов такого урока является возможность самих учащихся определить темп работы.       Использование программы Power Point для презентаций. Наиболее доступным средством - созданием собственных обучающих продуктов – презентаций - с помощью программы Power Point для их подготовки. На уроках и внеурочной деятельности  я стараюсь  превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Это и как своеобразный план, отражающий логическую структуру урока, и как  фрагмент на любом этапе урока  или на любом виде урока, будь то: целеполагание, введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание и др.  Презентация дает возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает возможность педагогу для:                                                               - информационной поддержки;                                                                                                                              - иллюстрирования;                                                                                                                                                                  - использования разнообразных упражнений;                                                                                                     - экономии времени;                                                                                                                                                    - построения схемы  урока;                                                                                                                                              - расширения урочного образовательного пространства.                                                                        Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:                                                                                            - возрастание мотивации к учебе;                                                                                                                                         - включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;                                                                                    - более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;                                                                                            - повышение интереса к изучению предмета;                                                                                                      - концентрация внимания.                                                                                                                            Благодаря использованию  ИКТ происходит глубокое погружение в проблему с одной стороны и серьезная экономия учебного времени - с другой.                                                                 С учениками 8-11 классов создаю   банк презентаций по теме «Англоязычные страны», материалы которого используются при изучении страноведческого материала.  Главными достоинствами  использования обучающих презентаций в учебном процессе  я считаю интерактивность, повышенную эффективность восприятия, возможность тиражирования и распространения. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Проверка знаний. Одна из наиболее важных функций мультимедиа-учебника - это контролирующая. В разделах «Тесты» и «Практика» помещены задания для проверки знаний учащихся в разной форме и разного уровня сложности с нормами оценок. В ходе работы при возникновении ситуации затруднения учащийся получает подсказку в виде разъяснения термина, ссылки на конкретный учебный материал, выбор варианта решения, набора пропущенных в шаблоне элементов. Таким образом, деятельность учащегося корректируется и направляется в нужном направлении. Мною созданы по отдельным темам курсов 7-х и 11-х классов  проверочные тесты в программе Excel, а также активно работаю на сайте LearningApps.org., где существующие модули непосредственно включаю  в содержание обучения и  создаю в оперативном режиме в процессе преподавания тесты, викторины и т.д. Это позволяет разнообразить формы проверки знаний учащихся на уроке и сформировать положительную мотивацию к изучаемому материалу.                                    Сегодня, когда широко ведётся практика Единого Государственного Экзамена по устным предметам, современному учителю необходимо научить детей работать с тестами. В электронных учебниках эта возможность предусмотрена. Здесь заложены тестовые работы по каждой теме, в нескольких вариантах. Возможно ведение индивидуального дневника учащегося, где фиксируются результаты успешности за весь промежуток работы в программе. Важно и то, что ведётся учёт времени потраченного на выполнение всех видов задания, а компьютерная обработка позволяет сразу определить ошибки, допущенные в ходе работы.                                                                                            Самостоятельная работа учащихся. Самостоятельная работа учащихся - это любые виды деятельности: подготовка реферата, сообщения, группового или индивидуального проекта по английскому языку, в частности создание презентации к уроку, мотивированным учеником  желание попробовать себя в роли учителя.                              Результаты. Информационно-коммуникационные технологии помогают усилить воспитывающую функцию обучения, достигается новый качественный уровень образования, который выражается в способности учащихся находить и обрабатывать информацию, овладевать знаниями и умениями, эффективно применимыми в любой сфере жизнедеятельности, самостоятельно принимать решения.                                               Использование возможностей ИКТ в преподавании английского языка способствует: активизации познавательной, творческой деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся;                                                                                                                           достижению целей обучения и воспитания с помощью современных электронных учебных материалов;                                                                                                                                          развитию навыков самообразования и самоконтроля;                                                                          повышению уровня комфортности обучения;                                                                                      снижению дидактических затруднений у учащихся;                                                                                   повышению активности и инициативности учащихся на уроках и во внеурочное время.

                                                               Заключение.                                                                           Современным ученикам близки и понятны компьютерные, мультимедийные версии излагаемой преподавателем темы. В таких условиях педагог обязан приложить усилия к освоению и использованию всех полезных новшеств, которые предлагает технический прогресс. Это уже продиктовано самой жизнью.                                                                        Формирование и практическое использование ИКТ является одним из приоритетных направлений информатизации образования в современных условиях.  

                                                     Литература.                                                                                               1. Развитие содержания и методики обучения информатике и информационным и коммуникационным технологиям в системе подготовки кадров высшего и среднего профессионального образования. Аксянов И.М., Козлов О.А., Мартиросян Л.П., Роберт И.В.-М.:ИИО РАО , 2004.                                                                                                             2. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании английского языка. Назарова Т.А Глухова Ю.Н .-Журнал «Иностранные языки» №8 2016г.                                                     3. «Школьные технологии». Научно-практический журнал №1.                                                      4. Интернет ресурсы.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных технологий по...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных техноло...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

Выступление на МО учителей начальных классов от 30.03.2022 г. на тему: «Использование мультимедийных презентаций на уроках домоводства и профильного труда как средства повышения учебной мотивации у учащихся с интеллектуальной недостаточностью (УО)»

Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ в школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал....

Использование драматизации на уроках английского языка и внеурочной деятельности

В статье рассматривается использование драматизации на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....