Применение элементов технологии предметно-языкового интегрированного обучения на уроках и во внеурочной деятельности
материал по английскому языку на тему

Применение элементов технологии предметно-языкового интегрированного обучения на уроках и во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon clil.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Применение элементов технологии предметно-языкового интегрированного обучения на уроках и во внеурочной деятельности

Наблюдение, практика, а также мониторинг показывают, что интерес, мотивация, компетенции учащихся по иностранному языку не всегда соответствуют ожидаемому результату, поэтому необходимо искать новые технологии, обращаться к нетрадиционным методам и формам организации обучения.

Для меня одним из таких методов стал CLIL (Content and Language Integrated Learning) – предметно-языковое интегрированное обучение, и сфера его применения в моей практике постоянно расширяется. Это технология, при которой иностранный язык используется при изучении неязыковых дисциплин (метапредметная особенность иностранного языка).

Таким образом, иностранный язык является не целью, а средством изучения другого предмета (полифункциональность). Объединяется содержание предмета и языка посредством обучения содержания дисциплины через иностранный язык и изучение иностранного языка через содержательную дисциплину.

Какие цели я преследую, и какие задачи  решаю? Они очень обширны:

  • Повышение интереса и мотивации к изучению иностранного языка (учащиеся успешны и вовлечены, если материал вызывает интерес);
  • Расширение кругозора;
  • Усиление роли самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности, повышение автономии;
  • Развитие творчества;
  • Содействие речевому развитию;
  • Более раннее выявление склонностей, потенциальных возможностей;
  • Содействие самоопределению;
  • Расширение границ учебной среды.

Так что же такое CLIL?

Термин был введен в 1994 г. Дэвидом Маршем. Для данной технологии необходимо присутствие четырех составляющих (4С – Content, Cognition, Communication, Culture):

  • Контент (содержание) – интегрирование содержательного компонента (знания, умения, навыки, предметная область, персонализированное обучение)
  • Когнитивность (познавательные, мыслительные способности) – характеризуется более широким и интенсивным мышлением и способом обработки знаний
  • Коммуникация (общение) – передача идей, мыслей, убеждений и ценностей, использование иностранного языка для обучения с акцентом на его применении (практико-ориентированное обучение)
  • Культура – изучение и понимание значения языка, представление себя как части культуры, осознание существования альтернативных культур.

Элементы данной технологии и ранее использовались, но не в таком объеме. Сейчас я работаю по учебнику «Английский язык. Инновационная школа» авторства Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой и К.Макбет, где уже со второго класса каждый шестой урок проводится в рамках технологии CLIL.

Например, урок математики в третьем классе. Сначала дети знакомятся с необходимой лексикой, затем решают математические задачи на английском языке. Наблюдения показывают, что школьники проявляют заинтересованность, вовлечены в процесс обучения и более напряженно думают (stretch thinking), т.к. одновременно используют английский язык и выполняют вычисления.

При проведении уроков в обязательном порядке соблюдаются следующие принципы:

  • Реалистичность – задания опираются на жизненный опыт и носят практико-ориентированный характер;
  • Обучение в деятельности;
  • Наглядность – использование различных предметов, иллюстраций, невербальной техники,также желательно задействовать чувства.

Абсолютно необходимым условием является создание благоприятного психологического климата.

За учебный год получается провести 9 уроков в рамках технологии CLIL, охватывая такие области знания, как география, литература, история, информационные технологии, ОБЖ, история искусств, биология, психология. В пятом классе активно используются песни, выполняются проекты, где школьники сравнивают свою страну с англоязычными странами. Дети получают дополнительные культурологические знания, используя Интернет, учатся структурировать, оформлять, презентовать свой проект; проявляют свои творческие способности; получают опыт работы в команде. Особо заинтересованные учащиеся выполняют лингвистический проект, знакомятся с источниками английского языка, источниками интернациональной лексики. В шестом классе актуальны интегрированные уроки языка с искусством, где учащиеся осваивают лексику, связанную с жанрами живописи, описывают полюбившуюся картину. На старшей ступени обучения возможностей применения технологии CLIL гораздо больше. На более высоком уровне уроки истории искусств, проходят в одиннадцатом классе, где обучающиеся знакомятся с образцами современного искусства, некоторыми художниками, скорее всего, мало им известными, также готовят презентацию полюбившегося произведения искусства или своей собственной картины. Кроме того, в 11 классе вызывают интерес уроки по теме «Научные методы исследования.  Достижения современной науки». Мной разработаны несколько уроков, на которых учащиеся знакомились с выдающимися учеными, величайшими научными открытиями и выступали с сообщениями об истории развития таких наук как химия, математика и физика. Для самопознания и определения способов познания мира, был разработан урок, посвященный типам восприятия. Результатом обсуждения на уроке ОБЖ, стал буклет, выполненный в программе Publisher, который содержал советы для иностранца по безопасному пребыванию в нашем городе. На уроках посвященным информационным технологиям, учащиеся изучают клавиатуру, редактируют текст, учатся представлять информацию различными способами (например, в виде графика или диаграммы). Информативным и полезным оказался урок, посвященный электронным деньгам и банковским услугам, на котором обсуждались карты лояльности и покупки по Интернету.

Для достижения успеха в современном мире человеку необходимо владение иностранным языком, но времени, выделенного для изучения данного предмета в соответствии с базисным учебным планом, недостаточно, поэтому элементы данной технологии распространяются и находят продолжение во внеурочной деятельности. После знакомства с лучшими образцами английской и американской поэзии, дети выходят на конкурс чтецов, находят новые формы самовыражения: исполняют песни на английском языке, сами сочиняют стихи, выполняют исследовательские проекты в интересующей их области, что способствует выбору профессии. Будучи студентами, мои учащиеся участвуют в конференциях, переводят специализированную литературу, например в области медицины, атомной энергетики, лингвистики.

Надо отметить, что данная технология предъявляет высокие требования к учителю. Необходимо обладать высокой языковой компетенцией, знанием других академических предметов, широким кругозором, быть готовым консультироваться, сотрудничать и привлекать к подготовке занятий своих коллег. Все вышеперечисленное требует дополнительного времени при подготовке уроков, постоянного самообразования. Нужно быть в курсе всего нового, т.к. учебники устаревают в день их выхода ..Итак ,  технология бросает вам вызов. Однако, несмотря на определенные сложности, я рекомендую более широко применять предметно-языковое интегрирование, т.к. его применение является фактором оптимизации учебного процесса, положительно сказывается на мотивации, увеличивает специфическую лексику, способствует самореализации, самоопределению. таким образом, формируя личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД, отвечая требованиям ФГОС, и способствует общекультурному становлению личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ, при обучении на уроках и во внеурочной деятельности русскому языку и литературе"

Представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществленные (осуществляемые) системы комму...

Использование технологии проектного и исследовательского обучения на уроках и во внеурочной деятельности (ФГОС основная школа)

Ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня   методу проектов. В основу метода проектов положена идея о...

Применение информационных технологий для повышения эффективности обучения на уроках математики

В данной стаье описаны основные напрсвления школьного образования и возможности информационных технологий....

«Проблемное обучение на уроках и во внеурочной деятельности»

Рассматриваются вопросы применения проблемного метода обучения на уроках  математики и во внеурочной деятельности...

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения мотивации к обучению на уроках и во внеурочной деятельности.

В данной статье представлен обзорный материал  по вопросу здоровьесбережения в образовательном процессе....