Адаптированная программа по английскому языку 7 вида для 6 класса
методическая разработка по английскому языку (6 класс) на тему

Архипова Анастасия Михайловна

Предназначена для работы в 6 классе по линии  " Spotlight" . Является дополнением к рабочей программе  в  6 классе, т.к. при обучении детей с вариантом 7 (ЗПР) , тематическое содержание и КТП остается таким же.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_zpr_7_6_klass.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Данная рабочая программа предназначена для учащейся   6 « А» класса с ОВЗ( задержка психического развития) ,   обучающейся в общем классе и разработана на основе примерной программы основного общего образования по иностранным языкам и авторской программы «Английский в фокусе -6» Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В.  

Рабочая программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса по английскому языку на уровне основного общего образования.

Рекомендовано преподавание иностранного языка в объеме:5 кл. –  102 часов

Нормативные и правовые документы, на основании которых

разработана рабочая программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  • Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016 г. №38  «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».

При изучении иностранного языка дети с задержкой психического развития (ЗПР) испытывают определенные трудности: замедленное усвоение лексического материала, трудности в его использовании в устной речи, затруднения в восприятии большинства грамматических явлений, и особенно в их применении на практике, в аудировании даже небольших текстов.

Все это снижает мотивацию изучения иностранного языка, у отдельных учащихся вызывает отвращение к предмету, влияет на личные отношения между учителем и учениками.

Поэтому в целях создания благоприятной психологической обстановки на уроке, снижения нагрузки при выполнении домашнего задания, а также в целях выработки положительного отношения к предмету является необходимым:

  1. Сократить объем лексического материала, подлежащего усвоению в каждом классе.
  1. Исключить усвоение грамматических явлений, указанных ниже по каждому классу отдельно.
  1. Максимально сократить объем текстов для домашнего чтения, разделив имеющиеся в учебниках тексты на смысловые части.
  1. Исходя из того, что дети с ЗПР испытывают значительные трудности в устной речи даже на родном языке при изучении иностранного языка принять за основу обучение чтению и пониманию прочитанного. Монологическую речь значительно сократить.

Кроме того, на основании заключения ЦПМПК,  данной обучающейся  рекомендованы охранительный режим и дозированные нагрузки с учетом эмоционального состояния.

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  ОБУЧАЮЩИХСЯ  С ЗПР

1.Физические и моторные особенности. Характерны недостатки моторики, особенно мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности.

2.  Инфантильные психические особенности. Инфантилизм — первичное нарушение темпа созревания поздно формирующихся мозговых систем (лобных) в результате нарушения трофики. В первую очередь это замедление развития эмоционально-волевой сферы и личности: эмоциональная незрелость, слабость мотивации поведения, игровой характер интересов, неспособность к волевому усилию, низкий уровень самоконтроля, неумение планировать свою деятельность.   

3. Особенности познавательных процессов. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедлением приема переработки информации. Дети с ЗПР не имеют нарушения отдельных анализаторов, не нарушены абсолютные пороги чувствительности. Тем не менее восприятие детей с ЗПР отличается крайне ограниченным объемом: они выделяют в объекте меньше признаков, чем здоровые дети, с трудом выделяют объект из фона. Дефекты восприятия обнаруживаются также в условиях, затрудняющих восприятие (необычное положение объекта). Память ограничена в объеме и непрочна. Непосредственное запоминание относительно легкого материала такое же, как и у здоровых детей (запоминание знакомых слов, однозначных чисел, элементарного текста). При отсроченном воспроизведении дети с ЗПР быстро забывают то, что ими было выучено. Основным приемом заучивания является многократное механическое повторение, зазубривание. Отстает запоминание сложного материала, требующего понимания, логических приемов переработки (классификации, выделения смысловых опор). Слабее у детей с ЗПР и непроизвольное запоминание (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками).                                                                                           Внимание характеризуется крайней неустойчивостью, слабой концентрацией и распределяемостью, легко отвлекаемо. Поэтому дети быстро утомляются на уроке. Мышление и речь особенно отстают в развитии. Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Наглядно-действенные задачи дети решают гораздо лучше словесно-логических. К моменту поступления в школу не сформированы элементарные логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Дети с ЗПР с трудом решают мыслительные задачи, особенно в словесно-логическом плане. Дети с ЗПР затрудняются в определении причинно-следственных отношений между явлениями. Эта особенность проявляется при составлении рассказов по серии сюжетных картинок. Представления бедны, схематичны, недостаточны общие знания. Как правило, дети смешивают понятия «время года» и «месяц», не могут рассказать об отличительных признаках времен года, часто путают осень и весну как сходные явления. Им легче отличать явления противоположного характера. Неумение выделить существенные признаки предметов и явлений отражается на освоении эле-ментарных общих понятий. Так, предметы мебели называются детьми с ЗПР словом «комната». Часто в качестве обобщающего слова используют наименование одного из представителей группы, употребленное во множественном числе (вместо слова «обувь» говорят «ботинки»). Многие дети с ЗПР знают обобщающие слова «посуда», «мебель», но оперируют ими неправильно, называя словом «мебель» посуду, убранство комнаты, электрическую бытовую технику. Запас видовых понятий у детей с ЗПР меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Так, дети с ЗПР в среднем могут назвать 5 — 7 предметов, относящихся к одной группе; нормально развивающиеся дети — 9— 13 ее представителей. Дети с ЗПР позже, чем здоровые дети, начинают говорить. Речь бедна, примитивна. Ребенку требуется много усилий, чтобы пополнить свой активный словарь.

4. Особенности обучения в школе. Дети стойко не успевают в массовой школе: не усваивают знаний, предусмотренных программой, т. к. не достигли того уровня развития, на который она рассчитана. Не формируется учебная мотивация — дети не хотят учиться. Наблюдается преобладание игровых мотивов и несформированность произвольного поведения. Ведущий вид деятельности — игра. Самоконтроль низкий, дети не умеют планировать деятельность, ориентироваться в задаче, не воспринимают и не выполняют школьных заданий. Уже в 1-м классе начинают осознавать свое отставание от других детей, сравнивая себя с ними. У них складывается отрицательное отношение к школе, учению, что еще больше усугубляет отставание. Формируется чувство неполноценности, т. к. их преследует постоянный неуспех, несмотря на старание. Затруднения в обучении появляются из-за незрелости сложных форм поведения и целенаправленной, деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушения работоспособности. Трудности учебной деятельности детей с ЗПР связаны с необходимостью перестройки мотивов деятельности — смены игровых мотивов ориентацией на указания учителя, его требования. Трудности связаны также с необходимостью совершать действия, не имеющие смысла вне целостной деятельности и являющиеся подготовкой к овладению какими-то новыми умениями и навыками, — раздельное проговаривание звуков слова, написание палочек и крючков. У некоторых детей с ЗПР в основе их дефекта лежит ММД (минимальная мозговая дисфункция), следствием которой является гиперподвижность ребенка. Прежде всего, гипердинамический синдром проявляется у детей, перенесших гипоксию, и у недоношенных детей. Основные признаки наиболее ярко проявляются в начальной школе и сглаживаются к подростковому возрасту. Характерна повышенная двигательная активность, невозможность на длительное время сосредоточиться на чем-то одном, легкая отвлекаем ость, быстрая смена настроений. Часто встречаются речевые нарушения, неразвитость мелкой моторики (трудности в самообслуживании, в овладении письмом), неловкость. Дети повышенно возбудимы, двигательно беспокойны, часто драчливы, агрессивны, импульсивны, сон поверхностный. Гипердинамичные дети крайне неусидчивы, находятся в постоянном движении. При этом их деятельность нецеленаправленна, ни одно дело не доводится до конца.

 Однако стимуляция деятельности  этих детей, оказание им своевременной  помощи позволяет выделить у них  зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Поэтому дети с ЗПР, при создании им определенных  образовательных  условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

 

МЕСТО  В  БАЗИСНОМ  УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ

Данная образовательная программа по английскому языку разработана на основании  приказа министерства образования «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации» №322 от 9. 02.1998 г на изучение иностранного языка в основной школе (5-9 кл.) выделяется 3 часа в неделю  (102 часа интегрированного обучения). При этом примерная программа предусматривает резерв  свободного учебного времени в объеме 10% (20-22 часа) для реализации творческих подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса.

Цель изучения иностранных языков: Учащиеся  с диагнозом ЗПР характеризуются нарушением познавательной деятельности, связанным с дефицитностью отдельных корковых функций. Такие дети имеют дефектную первооснову для развития интеллекта и эмоционально-волевой сферы.  Обучаемость у них значительно снижена. Поэтому цель -  не практическое  овладение языком,  а общее развитие детей. На первое место должна быть  поставлена задача -  развитие мышления, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему английский   язык способствует как никакой другой предмет. Практическое владение языком становится не целью, а средством решения этой задачи. При изучении английского  языка дети с ЗПР испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала,  синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике. Грамматически сложнопостроенную речь им не освоить, так как  степень обученности  иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Но они смогут говорить на другом языке, на уровне своего развития. Для них характерно возникновение проблем при аудировании устной речи, особенно связных текстов, диалогической речи, так как они испытывают «трудности в звуковом анализе и фонематическом слухе».  Они нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют сходные звуки.  Дети с диагнозом ЗПР овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением (устной речью), аудированием.  Письмо на всех этапах обучения используется только как средство обучения. В основе обучения детей с ЗПР лежит обучение чтению, в общеобразовательной же школе обучение базируется на устной основе. Основная цель изучения иностранных языков в таких классах - развивающая, «не знания, а развитие». На уроках иностранного языка необходимо развивать у учащихся:

  • память
  • речь
  • восприятие
  • мышление
  • кругозор

Сложные конструкции и клише  учащимися не смогут  усвоить, так как у них очень низкий уровень развития родного языка.  Такую работу, возможно, проводить лишь с целью ознакомления.

Ошибки -  желательно не исправлять.

 Оценка – выставляется  с позитивным уклоном.  Необходимо поддерживать интерес к иностранному языку

Требования  к   обучающейся  6 класса  С.В.

  1. Лексический материал - овладение примерно 300 лексическими единицами в рамках следующей тематики:
  •  семья, занятия членов семьи и их профессии;
  • дом и квартира;
  •  распорядок дня; праздники
  •  времена года, погода;
  •  внешность человека;
  •  одежда.
  • страноведение
  • еда

II. Грамматический материал:

  •  овладение структурами с глаголами to be, to have;
  •  с оборотами there is (are);
  •  с глаголами в Present Continuous;
  •  с глаголами в Present Indefinite;
  •  с глаголами в повелительном наклонении;
  •  выражение единственного и множественного числа существительных;
  •  выражение принадлежности с помощью притяжательной формы существительных;
  •  употребление количественных числительных;
  •  употребление личных, притяжательных, указательных местоимений;
  •  употребление прилагательных.

Ознакомительно:

  •  употребление модульных глаголов;
  •  употребление порядковых числительных.

III. Словообразование:

  •  суффиксы числительных -teen, -ty;
  •  словосложение.

На чтение и перевод прочитанного нужно отвести  больше учебного времени. Особое внимание следует уделить переводу, поскольку при этом дети осознают смысл прочитанного и таким образом у них исчезает боязнь перед незнакомым текстом.

Новую лексику полезно отрабатывать в предложениях и сочетать это с работой со словарем; на дом давать не новые упражнения, а отработанные на уроке.

Аудирование текстов рекомендуется значительно сократить, либо давать их сильным группам учащихся. Желательно сократить объем письменных упражнений, которые основаны на трудно усваиваемых детьми грамматических явлениях, а оставшиеся тщательно разбирать или выполнять в классе.

Объем домашнего чтения, предлагаемого во II полугодии VI класса, значительно сокращен. Оно проходит на посвященных ему уроках, для домашней работы задания даются выборочно.

Контрольные работы в конце триместра проводятся в виде  контроля чтения и лексико-грамматического теста.

Основные умения на конец VI класса

Ведение словаря

Говорение:

диалогическая речь: учащиеся должны уметь вести несложную беседу с учителем в связи с предъявленной ситуацией общения в режиме учитель – ученик. Высказывание каждого собеседника 2–3 реплики;

монологическая речь: учащиеся должны уметь высказываться логично, последовательно в соответствии с предложенной ситуацией общения в пределах программного материала 5-го класса. Объем высказывания 5–6 фраз с визуальной или вербальной опорой.

Чтение:

учащиеся должны уметь читать вслух тексты, построенные на программно материале. Понимание прочитанного осуществляется с помощью учителя.

Письмо:

учащиеся овладевают правописанием букв, слов, усвоенных в устной речи. Все письменные упражнения предварительно разбираются в классе.

Аудирование:

выступает как средство обучения.

                          Примерные нормы оценивания результатов освоения    

              образовательной программы.

Аудирование

Отметка «5»

 ставится в том случае, обучающийся понял основное содержание текста и может выполнить задания на соотнесение говорящего и его занятия(любимой вещи) без ошибок

Отметка «4»

 ставится в том случае, обучающийся понял основное содержание текста и может выполнить задания на соотнесение говорящего и его занятия(любимой вещи) , допустив 1-2 ошибки

Отметка «3»

 ставится в том случае, обучающийся не полностью понял основное содержание текста и может выполнить  50% задания на соотнесение говорящего и его занятия(любимой вещи)

Отметка «2»

 ставится в том случае,  если обучающийся не понял смысла иноязычной речи, и при выполнении задания выполнил менее 50% работы.

Говорение

Отметка «5»

 ставится в том случае, если общение осуществилось( допустима опора на текст), высказывания обучающегося соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом его устная речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного ученика.

Отметка «4»

 ставится в том случае, если общение осуществилось( допустима опора на текст),, высказывания обучающегося соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающийся выразил свои мысли на иностранном языке с незначительными отклонениями от языковых норм, а в остальном его устная речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного ученика.

Отметка «3»

 ставится в том случае, если общение осуществилось( с опорой на текст), высказывания обучающегося соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с отклонениями от языковых норм, не мешающими, однако, понять содержание сказанного.

Отметка «2»

 ставится в том случае, если общение не осуществилось или высказывания обучающегося не соответствовали поставленной коммуникативной задаче,  обучающийся выразил свои мысли на иностранном языке с такими отклонениями от языковых норм, которые не позволяют понять содержание большей части сказанного.

  Чтение

Отметка «5»

 ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающийся полностью понял и осмыслил содержание прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающегося соответствовало программным требованиям для данного ученика.

Отметка «4»

 ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающийся полностью понял и осмыслил содержание прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста, в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающегося соответствовало программным требованиям для данного ученика.

Отметка «3»

 ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающийся понял главную идею прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся в основном соответствует программным требованиям для данного ученика.

Отметка «2»

 ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена, обучающийся совсем не понял прочитанного иноязычного текста, чтение обучающегося соответствовало программным требованиям для данного класса 

  Письмо

   Оценка «5»  

  Коммуникативная задача решена, соблюдены основные правила оформления текста,   очень незначительное количество орфографических и лексико-грамматических    погрешностей.

Оценка «4»

 Коммуникативная задача решена, но лексико-грамматические погрешности, в том числе выходящих за базовый уровень,  препятствуют пониманию.

Оценка «3»

Коммуникативная задача решена, но языковые погрешности, в том числе при применении языковых средств, составляющих базовый уровень, препятствуют пониманию текста. Учащийся не всегда соблюдал нормы иностранного языка.  Имеются многие ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из них могут приводить к непониманию текста.

Оценка «2»

 Коммуникативная задача не решена. Отсутствует логика в построении высказывания. Грамматические правила не соблюдаются. Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по английскому языку 8 класс Кузовлев В.П.

Адаптированная рабочая программа по английскому языку для индивидуального  обучения составлена на основе примерной программы с учетом федерального компонента государственного образовательного ста...

Адаптированная рабочая программа курса английский язык 6 класс для детей с ЗПР

Настоящая рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и обеспечена учебником "Spotligt 6" Ю.Е. Ваулиной, Дж. ...

Адаптированные рабочие программы по английскому языку, 2 класс, 7 класс

Адаптированные рабочиеая программа по английскому языку для учеников с ОВЗ 2  и 7 классова...

Адаптированная рабочая программа по английскому языку 6 класс (индивидуальное обучение) Spotlight

Адаптированная рабочая программа по английскому языку 6 класс (индивидуальное обучение) Spotlight...

Рабочая программа по английскому языку 5 класс (адаптированная)

Рабочая программа по английскому языку 5 класс (адаптированная) (В.П.Кузовлев)...

Рабочая программа по английскому языку 6 класс (адаптированная)

Рабочая программа по английскому языку 6 класс (адаптированная) (В.П.Кузовлев)...

Адаптированная программа по английскому языку для учащихся с ОВЗ. 5-10 классы, УМК " Английский язык" ,В.П. Кузовлев

Материал представляет собой АООП по английскому языку для учащихся с ОВЗ ( основная школа)...