Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения (из практики учителя предметника)
статья по английскому языку на тему

Гуреева Светлана Анатольевна

     Каждый конкретный учитель, в том числе и я, сталкивается в своей практике с определенными проблемами, для разрешения которых следует выявить их причины.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Шатуры им.Героя Советского Союза Ф.Т.Жарова»

Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения

(из практики учителя предметника)

Выполнил: Гуреева Светлана Анатольевна,

 учитель английского языка

Проверил: Моисеева Людмила Исаевна

Шатура, 2016

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3стр

Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения…………………………………………………………………………4стр

Заключение……………………………………………………………………13стр

Список литературы……………………………………………………………14стр

     Сегодня современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа, которая на протяжении десятилетий считалась ведущей в мире,  разрушается, на смену прежней системы приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или чаще всего образовательные инновации не адаптированы под российский менталитет. Проблем в современном российском образовании достаточно, сказываются они на деятельности учителя современной школы.

     Современная школа была создана много лет назад и отвечала определенным нуждам индустриального общества. Ее основной задачей было формирование своего рода био-роботов, послушных, бездумных исполнителей.[1, 2] На сегодняшний день современное  общество  пережило громадные изменения. Оно сделало качественный скачок от общества индустриального к  обществу информационному. В связи с этим сменились и основные приоритеты в обществе – от индустрии к качественной информации, от местной торговли к глобализации и информатизации. Это породило и принципиально новые отношения в национальных системах образования, постепенно трансформирующихся в глобальные рынки образовательных услуг.[1, 3] Изменилась и концепция самого образования (от передачи знаний, умений и навыков из поколения в поколения к образованию как обретению человеком осознанной самостоятельности в освоении своего жизненного пространства. [4]

     

     Каждый конкретный учитель, в том числе и я, сталкивается в своей практике с определенными проблемами, для разрешения которых следует выявить их причины.

     На мой взгляд,  одна из первых и, пожалуй, наиболее серьезных проблем, с которой столкнулся современный учитель, это влияние Интернета и взаимодействия с ним. Это связано в первую очередь с приходом эпохи Интернет, что в корне изменило основную роль учителя. Если раньше он был источником информации, то сейчас от него ожидают работы в качестве организатора активной познавательной деятельности учащихся.[1]. Все согласятся, что учитель, каков бы он ни был (высокообразован, разнесторонен, компетентен в своем предмете) знает тысячи раз меньше, чем глобальная сеть. Поэтому ученик теперь  осознает, что может  справится и  без учителя. Ведь он может легко найти информацию в Интернет. С этой же точки зрения учебник тоже не является полным источником информации. Возьмем  к примеру учебник английского языка Spotlight 10 (V.Evans, J.Dooley) на тексте о реке Темзе. Мы увидим несколько  фотографий, несколько цифр и определенное количество текста. А теперь давайте откроем Интернет и найдем, что река Темза  упоминается 1 940 000 000 раз с 34 тысячами фотографий. Более того современный мир стремительно развивается. Информация устаревает и становится бесполезной. Учебники просто невозможно издавать с такой периодичностью, с какой меняется информация. Как следствие ценной становится не сама информация, а умение самообучаться.[1, 2]. В данной ситуации мне приходится дополнять материал учебника собственными наработками, основанными на свежей информации, а также привлекать к данной работе наиболее мотивированных обучающихся. Из опыта работы знаю, поменяться ролями с учителем мечтает почти каждый ученик, пусть и на коротуий промежуток времени. Данный метод основан на деятельностном принципе обучения, где  учитываются принципы дифференцированности и личностной направленности. Оно способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, формирует прочные общеучебные знания и навыки. В процессе учебной деятельности создают такие условия, которые позволяют учащимся перейти от репродуктивного вида деятельности к творческому.[5]

В связи с этим и самому учителю необходимо осваивать эффективные методы работы в Интернет и использовать его в учебном процессе. Я считаю, использование Интернет на уроке позволяет сделать познавательную деятельность учащихся активнее, необычнее и интереснее. На своих уроках я активно использую материал из Интернет для создания различных заданий на озвучивание мультфильмов, отрывков из фильмов, исполнение песен в караоке, которые являются непременным составляющим аудиовизуализации, направленной на успешное освоение и применения английского языка в речи.  Применение видео является очень эффективным для  формирования коммуникативной культуры школьников, т.к. видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой они знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка. 

     Созданию иноязычной образовательной среды (общения на уроке со сверстниками из англоговорящих стран, проведение телемостов, интернет конференций и т.д.) помогают ИКТ технологии.

     Таким образом, использование Интернет на уроке позволяет сделать познавательную деятельность учащихся активнее, необычнее и интереснее. С другой стороны, в связи с этим возникает вопрос о защите информации и авторском праве. Очень часто учащиеся просто присваивают чужие работы, найденные в Интернет себе, не давая никаких ссылок ни на источник информации, ни на автора.[1] Учителя же либо по своему не знанию или не желанию принимают такие работы. У нас в стране на государственном уровне существует закон о защите информации и авторского права, а также разработаны специальные компьютерные программы поверки текста на плагиат[9, 10] Одну из таких программ я использую в своей практике и  возвращаю работы обучающихся на доработку.

     Вторая проблема, с которой сталкивается учитель, тоже связано с чрезвычайной распространенностью и популярностью технологий, Интернет и компьютерных игр. Эти технологии оказали огромное влияние прежде всего на мышление учащихся. Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным». Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит и его рациональность. Как результат большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать  язык традиционного образования с его авторской речью и длинными семиотическими структурами.[4, 7] Этот конфликт непонимания также влечет за собой и дополнительные проблемы у учеников, связанные с мотивацией к обучению. Она становится крайне низкой. В качестве возможного варианта решения в данной ситуации, можно предложить самому учителю попытаться заговорить на языке учащихся и начать использовать ИКТ и развивающие компьютерные игры в образовательном процессе. Применение ИКТ способствует формированию непрерывного познавательного интереса у многих учащихся и усиливает мотивацию к обучению. Внутренним источником мотивации учебной деятельности является сфера потребностей учащихся [9], [10], [12]. Насколько потребности ученика будут в школе стимулироваться и удовлетворяться, зависит как от объективных условий, создаваемых учителем в классе, так и от того, как эти условия, сами достижения ученика и поведение учителя воспринимаются и интерпретируются учеником [8], [13].

Учитывая  снижение критического и аналитического мышления у сегодняшних учащихся, будет целесообразным, на мой взгляд, применение нетрадиционных  форм организации урока.

               Как тяжело бывает порой придумать и внедрить интересную форму работы, посредством которой проходило бы интенсивное обучение. Интересно подать, направить, мотивировать обучающихся мне помогает социо/игровая технология, которая содержит в себе и элементы погружения, и элементы  создания ситуации успеха, и даже  элементы невербального общения (проксемика, кинесика, такесика) и содействует реализации кумулятивного эффекта,  возможности  достижения «взрывного» действия -  выхода на иноязычную речь.

     Впервые я заинтересовалась социо/игровой технологией как альтернативой к игровой, которая применяется к сожалению, как правило, на начальной и частично средней и старшей ступени обучения.

     Социо/игровая технология была разработана на основе режиссёрской «теории действий», созданной Петром Михайловичем Ершовым (1910–1994). Авторы социо/игровой технологии Вячеслав Букатов и Александра Ершова утверждают, что социо/игровая технология ставит перед собой цель снабдить школьного учителя методами и приемами, повышающими эффективность любого урока, в которых наиболее концентрируются дидактические и коммуникативные аспекты школьного урока.

Урок с использованием социо/игровой технологии существенно отличается от традиционного урока, но соответствует современным требованиям ФГОС.

               «…В каком бы состоянии ни был класс к началу урока (возбуждён после физкультуры или утомлён после контрольной), учителю всегда нужно установить с ним контакт, дать возможность расслабиться или, наоборот, сосредоточиться, немедленно оценить ситуацию в классе и скорректировать как план урока, так и свое поведение — а оно должно быть выразительным, понятным для учеников, располагающим к сотрудничеству. То есть учителю следует по-новому, исходя из конкретных, незапланированных условий, с р е ж и с с и р о в а т ь урок. И такая работа учителя несомненно носит творческий характер.» [14]

     «В социо/игровой «режиссуре урока» есть свои «три кита»: движение, вариативность и работа малых групп» [15], которые работают на КУЭ.

     Это значит, что обучающиеся

 - не должны быть малоподвижными,

- на уроке должно быть не менее двух-трёх смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности,

- по ходу урока ученики непременно объединяются в малые группки, которые вступают в общение с учителем, и активно общаются между собой.

     Вот примеры одних из заданий этой технологии, широко применяемых мною на уроках.

     Как создаются группы:

- «rings» - По количеству моих хлопков самостоятельно формируются группы, объединяются за руки – колечки. 3 хлопка – 3 участника в группе, 4 хлопка – 4 участника и т.д.

- считалочки на кулочках, считалочки-эстафеты (эффективны в качестве “warming up” в начале урока)

- жеребьевки

- разрезные картинки и т.д.

     Особенно успешные задания технологии на различных этапах уроках:

 - “Cloudy letters” - воздушные буквы (проверка усвоения английского алфавита): команды угадывают написанную букву в воздухе своими соперниками, писать можно рукой, головой, ногой, ухом…)

 - видимо-невидимо (введение и активизация новых ЛЕ, повторение изученного грамматического материала):обучающиеся выбирают из предоставленного списка слов прилагательные и глаголы/ существительные и прилагательные, запоминая их, время задания ограничено, затем на большом листе бумаги команды в разном порядке и направлении записывают слова по памяти, на следующем этапе команды меняются работами,  проверяют по учебнику правописание слов, подсчитывают баллы за правильные слова, как заключительный этап – работы возвращаются в команды и идет озвучивание слов с переводом и  взаимооценка команд.

- “snake” -  змейка (закрепление или введение изученного материала) прочитать, «расшифровать» написанное предложение в змейке, а затем восстановить его по памяти на слух или письменно.

- magic wand – волшебная палочка (контроль понимания различных видов чтения, обобщение и активизация ЛЕ, грамматического материала (например, построение видов вопросов) в речи). Например, для закрепления лексического поля по теме Мy hobby, первому участнику дается словосочетание an exciting activity, следующему предлагается сказать тоже самое нельзя повторять ранее использованные слова

- “Disagree claps” - не согласен – хлопни (контроль Д/З, видов работ) один ученик отвечает Д/З, остальные слушают и проверяют, несогласные хлопают в ладоши.

- “Activity riddles” - шумы-загадки (обучение говорению на различных этапах) одна команда описывает визуальные картинки при помощи звуков и жестов, другая не видя исходных картинок описывает ее используя речевые обороты.

     Еще одна проблема, с которой часто сталкивается учителя в школе, это то, что им очень трудно вести с детьми воспитательную работу. Дети просто их не слышат. Причин этому может быть несколько. Во-первых, в связи с приходом Интернет и технологий в нашу жизнь учащиеся отказываются воспринимать и понимать авторитарный язык традиционного образования. Они остро чувствуют и свою самоидентичность и в то же время принадлежность к глобальному мировому пространству.[11] В связи с этим необходим поиск альтернативных форм и вариантов взаимодействия между учителем и учениками. Наиболее оптимальным решением здесь будет взаимодействие и сотрудничество между учителем и учениками.       Поэтому         использование элементов невербального общения (проксемика, body-language (кинесика), такесика) является одним из составляющих элементов взаимодействия между учителем и учениками.

     Основные постулаты педагогического мастерства основаны на вербальном общении, суть которого сводится к использованию в качестве знаковой системы человеческой речи, естественного звукового языка, то есть системы фонетических знаков. Но на долю общения, посредством слов, приходится всего только 35% передаваемой информации. Другие 65% составляют невербальные сообщения, то есть происходящие без использования слов. Невербальная коммуникация (от лат. verbalis - устный и лат. communicatio - общаться) - поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Это жесты, мимика, поза, одежда, прическа, окружающие предметы. Чтение подобного рода частей поведения способствует достижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации дает собеседникам сведения о морально-личных качествах, о настроении, чувствах, переживаниях, намерениях, ожиданиях и т.д.

     Проксемика- это внедрение пространственных отношений при коммуникации. Данный термин был введен американским психологом Э. Холлом.

     Каждый человек для обычного существования считает, что определенный размер пространства вокруг него является своим и нарушение этого пространства расценивает как вторжение в свой внутренний мир, как недружественный поступок. Поэтому общение людей постоянно происходит на определенном расстоянии друг от друга, и это расстояние является принципиальным показателем типа, характера и широты отношений между людьми. Каждый человек подсознательно устанавливает границы собственного личного пространства. Эти границы зависят не только от культуры данного народа, но и отношений с конкретным собеседником. Тем самым, изменение дистанции между людьми при общении является частью процесса коммуникации. 

     Пример: наверное, вы замечали, что расстояние между друзьями короче, чем между малознакомыми людьми. Психологи считают, что нарушение границ личного пространства (в разных культурах оно тоже разное) вызывает в большинстве случаев агрессию коммуникатора. Это правило я неукоснительно соблюдаю.

     Кинесика (body-language) представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, мимики используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения.

     Являясь человеком эмоциональным, я активно пользуюсь различными жестами общаясь с обучающимися.

     Чаще всего на своих уроках я использую жесты-иллюстраторы – это описательно-изобразительные и выразительные жесты. Как и любой учитель иностранного языка, на своих уроках я стараюсь говорить только на английском языке, что создает определенные трудности в общении. Компенсировать эти трудности помогают жесты-иллюстраторы.

       При введении новой лексики, объяснения грамматического материала – это один из способов формирования компенсаторной компетенции. Обучающиеся тоже активно пользуются жестами-иллюстраторами, если оказываются в затруднительное положение при общении.

      Использование модальных жестов - жестов одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удивления- помогает мне выражать эмоциональное состояние, отношение к обучающимся и предметам.

      Часто именно эти жесты помогают нацелить обучающихся на тот или иной вид деятельности или оказать поддержку в трудную минуту.

     Пример: щелчок указательным и большим пальцем руки – внимание! истина рядом! …… жест из указательного и большого пальцев, образующих круг, кольцо, букву «о» – одобрение, постукивание указательным пальцем по носу- призыв сохранить что-то в тайне, не подсказывать, средний и указательный пальцы сложены вместе и подняты вверх - «Ну, подожди, я до тебя доберусь».

     Использование аудиовизуального материала на уроках позволяет, помимо заданий на понимание, давать учащимся задания на трактовку мимики и жестов ("bodylanguage"), на распознавание стиля взаимоотношений и т.п. с тем, чтобы в реальной ситуации учащиеся не делали грубых ошибок при общении с представителями страны изучаемого языка. Видео на уроке представляет язык в живом контексте. Оно связывает урок с реальным миром и показывает язык в действии. Это обучающее средство, которое обогащает уже имеющиеся в арсенале учителя материалы. Видео, кроме всего прочего, может помочь преодолеть культурный барьер при изучении языка. 

     Но необходимо помнить, что все жесты культурно обусловлены, то есть в различных культурах одни и те же жесты могут иметь различное значение. Это часто создает огромные трудности в межкультурной коммуникации. На своих уроках я непременно делаю на этом акцент.  К примеру, для нас привычно при приветствии помахать рукой из стороны в сторону на расстоянии. Но в Северной Америке такой жест означает прощание.

     Проксемика и кинесика неразрывно связаны с такесикой – невербальным общением с помощью прикосновений. Известный психолог, талантливый педагог Ю.Б.Гиппенрейтер утверждает ребенок, «который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен полноценного общения со взрослым (имеется в виду вербальное и невербальное), плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни» [16] Она же в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» советует обнимать ребенка не менее 4 раз в день, создавая тем самым положительный психологический фон для развития успешной личности. Моя задача как учителя не занимать место родителей, но создавать психологически теплую атмосферу посредством прикосновений -  поглаживаю по голове, похлопываю по плечу, беру за руку, пожимаю руку и т.д.

     Невербальные средства помогают создать микроклимат, ситуацию сотрудничества, доверия, что  способствует обучению в сотрудничестве.

   

      Итак, как видно существующие проблемы не являются не разрешимыми. Задача любого учителя найти свои методы, приемы, которые должны быть направлены на достижение обучающимися состояния, когда все, что окружает и порой кажется недоступным или трудным, становится лёгким и «всегда получается». Успех окрыляет, и дети разных возрастов стремятся к нему. Дружеская обстановка урока, отношение к учению, как творческому взаимодействию учителя и ученика, идея уверенности в своих силах и в способность достижения цели, коллективная творческая деятельность все это создает ситуацию успеха.

Список литературы

1. Кравченко Н. В. Проблемы современного учителя: причины и пути их решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 3. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65255.htm.

 2. Как школа убивает таланты детей и создает тысячи неудачников.-URL: http://www.vospitaj.com/blog/kak-shkola-ubivaet-talanty-detejj-i-sozdaet-tysyachi-neudachnikov/ 

3. Дингилиши У.В. Образование в аспекте глобализации и информатизации // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1 – С. 79-80 . - URL: www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=3732 (дата обращения: 09.02.2015).

4.Образование в эпоху перемен.- URL: http://www.globalistika.ru/congress2008/Doklady/09310.htm 

5. Использование технологии модульного обучения в начальной школе. –URL: http://festival.1september.ru/articles/606973/ 

6. Методика установления контакта. – URL :http://shnurok14.narod.ru/Psih/Psih2/Psihologia2_5.htm

7. Гейхман, Л.К. Кризис педагогического взаимодействия: цифровые «аборигены» vs цифровые «эмигранты» / Л.К. Гейхман // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка: материалы V Междунар. научн.-практ. конф., г. Пермь, 6-8 июня 2013 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Науч.-метод. совет по иностр. яз., Учеб.-метод. объед. по направлениям пед. образования (на базе РГПУ им. А.И. Герцена), ФГБОУ ВПО Перм. нац. исслед. политехн. ун-т. – Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2013. – С. 302-309.

8. Андреева Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии // Вопр. психол. 1979. № 3. С. 26—38.

9. Божович Л. И., Благонадежина Л. В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

10. Atkinson J. W., Raynor J. О. Motivation and achievement Washington: Winston, 1974.

11.Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур. Глава 9. 12. Минобрнауки представило официальный вариант стратегии развития воспитания в РФ.- URL: http://itar-tass.com/obschestvo/1698901 13. Гейхман, Л.К. Педагог XXI века / Л.К. Гейхман, И.В. Ставцева // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. – №7 (49). – 2013. – с. 13-19.

12. Kelly H., Michela J. L. Atribution theory and research // Ann. Rev. Psychol. 1980. V. 31. P. 457—501.

      13. Weiner В. Human motivation. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1980.

14. Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения. Пособие для учителей физики, математики, географии, биологии и химии. — СПб.: Школьная лига, 2013., с. 16

15.  Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения. Пособие для учителей физики, математики, географии, биологии и химии. — СПб.:Школьная лига, 2013., с. 20

16. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?. – Москва: АСТ, 2014.





 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотизм и гражданственность в современной школе: проблемы и пути решения.

Школа всегда уделяла огромное внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Но последние 10 лет демократии несколько осложнили задачу педагогов. В чем причины такого положения дел? Како...

Социально-психологические проблемы современной молодежи и пути их решения

Воспитание – один из центральных компонентов учебного процесса, который проходит через все фундаментальные труды по педагогике....

Проектная деятельность учителя литературы и психолога - путь к решению вопроса современного образования и воспитания

Нравственно-социальная адаптация школьников через интеграционную модель, основанную на аксиологическом (ценностном) подходе....

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

Проектная деятельность в старшей школе. Проблемы и пути решения. Этапы работы над проектом.

В данной статье представлен материал по работе с проектами в старшей школе. Актуальность данной темы связана с введением индивидуальных проектов в 10, 11 классах в связи с переходом на ФГОС СОО. Данна...

«Из опыта работы: проблемы преподавания курса географии в школе и пути их решения»

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с преподавание географии в школе....

Проблемы физического здоровья современных школьников и пути их решения в ходе реализации ФГОС общего образования в условиях общеобразовательной школы

В разработке отраженые практические приемы проектирования здоровьесберегающей образовательной среды на уроке в сельской школе в условиях реализации инклюзтвного образования...